search
main
0

Потому что мы «бригада». Откуда берутся малолетние преступники

Что наше общество знает о несовершеннолетних правонарушителях, о причинах, толкнувших их на преступление? Как оценивает работу правоохранительной системы, какие меры профилактики подростковой преступности считает наиболее эффективными? Как относится к лишению подростков свободы за правонарушения? Эти вопросы стали целью исследования, проведенного Санкт-Петербургским центром независимых социологических исследований (ЦНСИ) в трех городах – Санкт-Петербурге, Саратове, Ульяновске. Уникальность исследования заключается в том, что одновременно были проведены анкетный опрос населения по репрезентативной выборке (1500 человек) и интервью с экспертами из числа сотрудников правоохранительной системы, работников образования, родителей несовершеннолетних правонарушителей и представителей общественных организаций (100 человек). Результаты исследования были дополнены опросом самих подростков как «законопослушных», так и тех, кто состоит на учете в милиции, осужден за преступление и отбывает наказание (547 человек).

Итак, для начала собирательный портрет несовершеннолетнего преступника: это юноша из неблагополучной семьи, который в состоянии алкогольного или наркотического опьянения в группе себе подобных совершает хулиганство, воровство и драки.

Здесь важно обратить внимание на новые тенденции в тендерном аспекте правонарушений несовершеннолетних. По свидетельству экспертов, в последнее время наблюдается изменение в поведении девочек-подростков. И хотя статистика показывает, что доля девочек в общем объеме преступности несовершеннолетних за последние пять лет составляет лишь 8%, педагоги школ и инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних отмечают возросшую жестокость и рост случаев участия девочек в преступлениях в роли наводчицы, подстрекателя.

Этому феномену способствуют скорее всего изменение значения семьи, разрушение традиционных ролей отца и мужа, мужская безработица, алкоголизм.

Кто, что и как формирует общественное

мнение о несовершеннолетних правонарушителях?

Проведенный опрос показывает, что в своем мнении об уровне подростковой преступности как взрослые, так и подростки опираются на три источника информации: телевидение, круг общения и пресса. Причем ТВ в качестве информационной базы лидирует независимо от возраста или личного опыта.

Вопреки мифу о буме интернета в молодежной среде из сети узнают о преступлениях несовершеннолетних 12% «законопослушных» подростков, 6% подростков, которые в той или иной степени вошли в конфликт с законом. Сведения о подростковой преступности из этого источника информации черпают менее 3% взрослых.

Необходимо заметить, что большинство экспертов склоняются к мнению, что современные СМИ, особенно ТВ, скорее способствуют, чем препятствуют росту подростковой преступности. Общество столкнулось с новым явлением, имя которому – «Бригада». В этом сериале мы встретились с высоким искусством талантливых актеров, сценаристов, режиссеров, создавших убедительные, дьявольски привлекательные для подростков образы членов организованной преступной группировки. Волшебная сила искусства заставила подражать Саше Белому, Космосу и другим «хорошим» бандитам тысячи подростков. А многих толкнула на преступление «не понарошку». Вот что говорит об эффекте от просмотра фильма начальник ОППН Ульяновска: «После этого фильма у нас сразу ЧП было. Группа подростков своего же друга убили, замолотили его битами. Подожгли – он не сгорел, тогда его расчленили и разбросали по лесу. Они себя называли бригадой».

Ответственность социальных институтов и причины подростковой преступности

Сегодня российское общество видит основную причину роста подростковой преступности в неблагополучной в материальном и моральном отношении семье. Практически 90% взрослых считают, что основная ответственность за это явление в жизни общества лежит на семье. При этом и каждый второй опрошенный подросток уверен, что в совершении сверстниками преступлений виновата именно семья. На второе место примерно 40% подростков и 70% взрослых, не столкнувшихся с законом, ставят окружение.

Эксперты согласны с опрошенными и приводят примеры прямой связи между преступностью несовершеннолетних и отказом или уклонением родителей от воспитательной функции. У многих родителей отсутствуют навыки личностного общения с ребенком, привития ему необходимых ценностных установок, правил поведения в обществе, толерантности и уважения к другим людям. Иногда это самоустранение от воспитательного процесса связано с необходимостью бороться за выживание – зарабатывать деньги, чтобы прокормить семью, поэтому проблемы воспитания и заботы о психическом и нравственном здоровье ребенка отступают на второй план.

Есть также категория обеспеченных семей, где муж и жена, допустим, коммерсанты, имеют хороший заработок и настолько погружены в свой бизнес, что им некогда заниматься воспитанием детей.

Можно выделить «группу семейного риска», где неблагоприятные факторы «воспитания» способны стать причиной подростковых правонарушений. Это семьи, в которых родители не заботятся о развитии детей в соответствии с их возрастом, особенно если дети с проблемами в физическом и умственном развитии или проявляющие отклонения в поведении. Это семьи, где дети не защищены с жилищной или материальной точки зрения, и, наконец, это дети, чьи родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками, морально деградируют и подвергают своих детей физическим издевательствам или сексуальному насилию.

Общественное мнение и многие эксперты называют обнищание населения основной причиной подростковой преступности. Однако часть из них указывают на то, что зависимость уровня преступности от уровня благосостояния граждан не столь очевидна. В необеспеченных семьях низкий доход является возможной причиной. Необеспеченность в данном случае становится дополнительным проявлением социального неравенства, а преступление – средством его устранения. Мотивом преступления является удовлетворение первичных потребностей в еде, одежде, доступе к играм и развлечениям.

Куда смотрит школа?

Как показал опрос, школа в общественном сознании стоит сегодня на последнем месте в ряду ответственных за детскую преступность. Это свидетельствует о серьезных системных изменениях роли образовательных учреждений в воспитании подрастающего поколения. Либо общество считает, что не вправе требовать от школы усилий по воспитанию детей, не обеспечив ее необходимыми ресурсами, либо сама воспитательная роль школы в представлении респондентов изменилась.

Главный упрек, который прозвучал со стороны опрошенных, – это формальное отношение к воспитанию. Эксперты допускают мысль о том, что массовая школа способна сломать личность ребенка через снижение его самооценки, утрату интереса к учебе, стигматизацию «трудного подростка» системой «несмываемых ярлыков», предвзятое отношение, что запускает процесс перехода подростка в русло отклоняющегося поведения.

Родители малолетних преступников, сотрудники правоохранительных органов и учителя говорят о том, что сегодня школа стремится избавиться от проблемных детей, особенно если они попали в поле зрения правоохранительных органов. Практически отсутствует статистика подростковой преступности в гимназиях и лицеях, что свидетельствует не о полном отсутствии там правонарушений, а о стремлении администрации не портить репутации заведения. Массовая школа, напротив, если не может справиться с подростком традиционными мерами, заинтересована в скорейшей постановке его на учет в милиции, поскольку в этом случае она получает легитимную возможность избавления от «трудного подростка» или хотя бы дополнительный рычаг воздействия на него и его родителей.

Что делать?

Взрослые видят такие основные меры по снижению преступности среди несовершеннолетних: усиление работы досуговых центров, усиление работы школ по организации досуга детей, применение более жестких мер наказания за сбыт, хранение и употребление наркотиков, осуществление государственных программ по оказанию экономической, юридической, социальной помощи малоимущим и неблагополучным семьям с детьми, ужесточение контроля за родителями, которые пренебрегают обязанностями по воспитанию собственных детей или злоупотребляют родительскими правами во вред детям.

Сами подростки предлагают следующее: создать в школах кружки, спортивные секции, жестко наказать родителей, не заботящихся о своих детях, помочь бедным и неблагополучным семьям, загрузить уроками, дополнительными занятиями, а также смягчить меры уголовного наказания.

Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте