25-летний юбилей Московской международной киношколы (киноколледжа №40), среди прочего, дал повод поразмышлять о перспективах профессионального кинообразования. Задача подготовки квалифицированных кадров для отечественной киноиндустрии поставлена на самом высоком государственном уровне.
Кинематограф, вобравший в себя видео, телевидение, Интернет и разросшийся до экранной культуры, лидирует сегодня по силе воздействия на людей, формирует их сознание, гражданскую и национально-культурную идентификацию. Не секрет, что отечественное кино сильно проигрывает в глобальной борьбе за умы западному, прежде всего голливудскому. Одна из причин этого проигрыша – недостаток профессионализма, отсутствие достаточного количества грамотных сценаристов, редакторов, монтажеров, ассистентов, и многих других. Российское кинообразование в своем мейнстриме не переориентировалось на современную экранную индустрию с ее новыми технологиями и новыми требованиями к профессионализму. Классическая, вгиковская система продолжает готовить узких специалистов (вместо востребованных сегодня полипрофессионалов) и остается нацеленной на высшее, авторское звено, обходя тот слой профессий, который также обеспечивает качественную кинотехнологию (среднее звено). Открыв киноколледж, мы столкнулись с тем, что во ФГОС среднего профессионального образования нет кинопрофессий (кроме анимации и актерского искусства). Вот и получается, что ребятам, которых мы учим видеосъемке, монтажу, редактуре фильма, разработке историй, работе со светом, звуком и спецэффектами, мы ничего этого не можем написать в дипломе. С одной стороны, это огромная проблема для выпускников, препятствие их профессиональной карьере, но с другой – отражение общероссийской ситуации. 24 мая 2013 года на совещании по вопросам развития отечественной кинематографии президент страны сказал буквально следующее: «Обучение по целому ряду специальностей, остро необходимых современной киноиндустрии, не ведется. Так, на кинорынке сейчас востребовано более 100 специальностей, а готовим мы лишь по 10». Прошло три года, но за это время в стране не утверждено ни одного нового образовательного стандарта в области кино. Педагоги киношколы подхватили эту задачу и за полтора года разработали проект новых ФГОС СПО «Кино- и телепроизводство». Поддержала Ассоциация продюсеров кино и телевидения. Поддержал руководитель Департамента образования Москвы, а за ним – Минобрнауки. Следующий шаг был за отраслевым ведомством, то есть Минкультом. И тут долгожданный документ завяз; новые стандарты почему-то попали на экспертизу той части кинообразовательного сообщества, которая не хочет никаких изменений, считая, что готовить для кино нужно ровно так, как готовили раньше. Тех, кто думает и работает иначе, почему-то не позвали в эксперты. Мнение кинопромышленников, то есть основных заказчиков на подготовку кадров, тоже осталось за скобками. За 25 лет своей истории киношкола много чего добивалась. Но утверждение новых стандартов – то дело, в котором одни мы в поле не воины. Требуется объединить усилия заинтересованных организаций. Может быть, таковыми станут московские колледжи (образовательные комплексы), которые реализуют программы «рядом с кино»: анимация, аудиовизуальные технологии, реклама, дизайн, фотография и т. д. Может быть, эти колледжи хотели бы расширить спектр подготовки и забежать на территорию кино? Может быть, вместе мы станем той силой, которая соберет интересы разных ведомств и разных сообществ для решения приоритетной государственной задачи? Раньше, когда кино еще не разлетелось по экранам телевизоров и гаджетов, его называли искусством соборным. Не пора ли возвращать ему этот потерянный статус? Тем более что на дворе Год кино.Даниил САКСОНОВ, педагог киноколледжа
Комментарии