Как-то летом я оказалась на одном из спортивных праздников. Вдруг слышу свое имя, оглядываюсь: высокий парень с накачанными мускулами. Открытый взгляд, улыбка. Поначалу я и не узнала его, а потом… «Игорь, ты ли это?!»
Мы разговорились. Он недавно вернулся из армии. Служил на Северном флоте. Теперь собирается поступать в Академию водного транспорта, хочет стать штурманом. Отец умер, когда Игорь был в армии, но с мамой все хорошо. Живут они вместе, да еще младшая сестра-школьница.
Я слушала, смотрела на него и не верила сама себе. Кто бы мог подумать, что этот бузотер, известный на всю школу хулиган так изменился? После каждой его выходки многие учителя разводили руками и вздыхали: «Это наш крест!» А сам Игорь порой и не понимал, отчего так жесток, так агрессивен. Положим, разговаривали о каких-то вещах, смеялись, и вдруг чье-то необдуманно сказанное слово, неудачная шутка – и он лезет в драку. Так было и в детском садике, и в школе начиная с первого класса.
Только здесь поводом к раздражению, переходящему в рукоприкладство, стали насмешки одноклассников. Наверное, Игорю не очень повезло с первой учительницей. Несмотря на то что в 6-7 лет он умел хорошо считать и довольно сносно читать, в учебе складывалось не все так радужно. Учительница часто была им недовольна, потому что он невнимателен, у него плохой почерк и много ошибок, отвлекается не только сам, но и отвлекает других детей. Несмотря на довольно высокий интеллект мальчика, к ужасу родителей учительница предложила перевести Игоря в коррекционный класс. Конечно, маленький ученик не мог ответить взрослому педагогу, но мог отомстить своим одноклассникам, испортить мебель, порвать книжки и тетрадки, сломать поделки ребят.
Помог случай. Точнее, случая этого ждали давно, и готовили его родители собственными руками. Подвернулся хороший вариант расширения жилплощади, и семья, получив квартиру, уехала в другой район города. Перевели в новую школу и Игоря. Нынешняя учительница оказалась мудрее предыдущей и сразу поняла, что многие проблемы новенького заключались в его гиперактивности. Год в первом классе оказался во многом упущенным, но вместе с мамой Евгения Яковлевна помогла Игорю догнать сверстников. Внимательное и доброжелательное отношение, ровный тон в разговоре, спокойствие учительницы в самых критических ситуациях, а такое было, когда драки вспыхивали по вине Игоря. Так был выбран самый эффективный способ борьбы с агрессией мальчика. Евгения Яковлевна и родителям объяснила, что каждого ребенка можно научить понимать себя и окружающих, контролировать свое поведение, уметь решать конфликты другим, не кулачным способом.
Когда Игорь учился в пятом классе, родилась Аня. Девочка оказалась болезненной, несколько лет мама провела с ней в больницах и после этого много времени уделяла только ей. А Игорь в самый сложный период для подростка оказался вне внимания родителей. К стандартным проблемам «трудного возраста» добавилась и обида на самых близких людей, которым было некогда даже выслушать сына, не то что поговорить о его делах, возможных проблемах в школе. На родительских собраниях педагоги говорили о плохом поведении Игоря, и дома начинались разборки по этому поводу, которые заканчивались взаимной грубостью, злостью и наказанием для Игоря. Родителей возмущали в сыне несдержанность, резкость, непослушание. Он же выплескивал свою агрессию на следующий день в школе, которую окончил с репутацией хулиганистого ученика.
После выпуска одноклассники потеряли Игоря из вида. И вот встреча. Из нашей беседы я поняла, как не хватало подростку родительского понимания, маминой ласки и мужского разговора с отцом. А своими хулиганскими, как считали педагоги и родители, выходками он хотел привлечь к себе внимание. И привлекал. Только никто из взрослых не понял, ЧЕГО добивался этим Игорь.
Нижний Новгород
Комментарии