Человек, почувствовавший, что от его мнения что-то зависит, поверивший в свою способность преобразовывать общество и мир вокруг себя, коренным образом меняется. Ему труднее в жизни, но он гораздо свободнее и духовно богаче того, кто своей целью ставит лишь накопительство и личное материальное благополучие.
В последнее время много говорится о построении в нашей стране гражданского общества. Но поскольку ранее это понятие практически не использовалось, то многие трактуют его без соответствующего теоретического осмысления и толкуют в соответствии с собственными внутренними представлениями. У ряда людей и общественных организаций бытует мнение, что они-то и есть «гражданское общество». Так ли это? На сегодняшний день существует несколько официальных определений, но все они сводятся к тому, что «гражданское общество» – это общество, обладающее гарантированным верховной властью статусом гражданского, т.е. такого, в дела которого государство вмешивается минимально. Оно имеет ряд признаков, которые присущи только ему. Во-первых, это общество правовое; во-вторых, для него приоритетом являются как социальные интересы, так и права и интересы личности; в-третьих, оно опирается на мощный средний класс как социальную основу своей жизнедеятельности. Это определение ясно свидетельствует о том, что понятия «третий сектор» и «гражданское общество» далеко не тождественны. Второе значительно шире первого и может быть результатом только осознанной деятельности большинства населения. Процесс формирования гражданского общества в нашей стране уже начался, и третьему сектору (общественным организациям) в этом процессе, по нашему мнению, отводится роль стройотряда, который помогает закладывать основы будущего общества.
За последнее время в стране возникло их огромное количество, но качество деятельности далеко не равнозначно. Это свидетельствует о том, что и сам третий сектор переживает сложный период становления, тем не менее тот факт, что он, в непростых условиях своего существования набирает силу, серьезно свидетельствует о востребованности его обществом.
Какие же трудности приходится преодолевать третьему сектору?
Во-первых, это слабая внутренняя организованность и недостаток профессионализма; во-вторых, сложность взаимодействия с властью; в-третьих, почти полное отсутствие социально ориентированного бизнеса; в-четвертых, слабая информированность населения о деятельности общественных организаций.
В то же время быстро развивающийся третий сектор – заметное общественное явление с мощными ресурсными возможностями, прежде всего интеллектуальными. Где более всего заметна реализация этого (интеллектуального) потенциала? Прежде всего следует обратить внимание на одно из средств построения гражданского общества – гражданское образование, включающее в себя не только нравственное, политическое, правовое образование, но и обучение правам человека, и распространяться оно должно не только на все слои и категории граждан, но и на депутатов, чиновников, представителей силовых структур. Здесь общественные организации играют далеко не последнюю роль.
О понимании нашей страной необходимости гражданского образования (впрочем, как и всеми странами европейского содружества) свидетельствует то, что в 1998 г. был создан Федеральный центр гражданского образования в целях совершенствования и развития гражданского образования и координации всех его направлений (директор – Болотина Т.В.), определен национальный представитель по этим вопросам в Совете Европы (Болотина Т.В.); в 2003 г. создается Экспертный совет при Комитете по науке и образованию Государственной Думы (председатель А.Сунгуров) и институт региональных координаторов Центра и Экспертного совета по гражданскому образованию. Появляются кафедры и центры гражданского образования на базе ИППК.
Но ранее, начиная с 1994 года, за продвижение идеи гражданского образования и обучения правам человека включаются общественные организации. И здесь они играют заметную роль. В мае 1995 г. в Москве по инициативе «Учительской газеты» прошла учредительная конференция, на которой была создана межрегиональная ассоциация «За гражданское образование». Основными целями ее стали информационная, научно-методическая, организационная помощь всем людям, работающим в области гражданского образования и воспитания молодежи, издание научной, учебной, методической, популярной литературы по вопросам гражданского образования; оказание содействия педагогам в разработке и реализации перспективных образовательно-воспитательных проектов; изучение и обобщение отечественного и мирового опыта воспитания молодежи в духе демократии, свободы и прав человека; содействие международному сотрудничеству педагогов.
Отделения этой организации функционируют в 16 городах России, а количество членов приближается к 10 тысячам. Ассоциацией разработан и издан ряд учебных пособий, таких, как «Выборы в демократическом обществе», «Мы народ… Гражданин и Конституция», «Мы народ… Российская Конституция», «Гражданское образование: содержание и активные методы обучения», и др., проводятся всероссийские олимпиады, конкурсы.
Московским «Мемориалом» в 1992 г. учрежден Молодежный центр прав человека, поставивший своей задачей ознакомление детей и молодых людей, педагогов и широкой публики с теорией прав человека, с реальной ситуацией в сфере их соблюдения, с методами и практикой их защиты.
С 1997 г. действует Межрегиональная общественная организация детей и молодежи «Новая цивилизация». Это общественно-педагогическое движение детей и молодежи оъединяет на сегодня до 1 млн. молодых людей из 40 городов и поселков нашей страны. Спецификой деятельности этой организации является то, что практические навыки в области политических, экономических, правовых и деловых отношений приобретаются участниками проекта через участие в целом каскаде образовательных игр.
Появился ряд объединений, ставящих своей целью обучение првам человека. Например, фонды «Живой ветер» (работает в Москве и разрабатывает программу гражданского образования для начальной школы), «Новые перспективы» (проводит конкурсы на лучшие методические разработки по гражданскому образованию и обучению правам человека), НПЦ «Гражданин», «Молодежный центр по правам человека», «Фонд Парламентаризма» и др.
Все эти организации прошли трудный путь проб и ошибок, но продолжают развиваться и совершенствовать свою работу.
По мере нарастания проблем во всех сферах государственной жизни и трудностей в их разрешении возникло и росло осознание того факта, что страна в целом страдает от нравственного упадка, правовой и политической безграмотности. Это в свою очередь привело к пониманию необходимости гражданского образования не только для участников образовательного процесса, но и для всего населения. И поэтому не случайно, что была постановлена задача разработать государственную программу «Гражданское образование населения Российской Федерации». И здесь общественные организации опередили государственные.
В настоящее время в стране насчитывается более 1000 общественных организаций, так или иначе связанных с гражданским образованием. Они не только посредством семинаров и конференций распространяют передовой опыт и новые методики, но и сами создают учебники, учебные и методические пособия для учителей и учеников, рабочие тетради, пособия, устраивают конкурсы, олимпиады, организуют фестивали, разрабатывают социально значимые проекты.
В нашей области одной из таких организаций является «Возрождение российской культуры». Речь идет о возрождении культуры в широком смысле слова – это и политическая, правовая, экономическая культура, культура общения, поведения и культура образования и образовательного процесса, поэтому интересы организации лежат не только в плоскости политики, экономики, права и т.д., но и в области гражданского образования. Организация еще в конце 1999 г. разработала проект, направленный на развитие гражданского образования в Архангельске и Архангельской области, «Модель вертикального и горизонтального взаимодействия образовательных учреждений г. Архангельска и Архангельской области в сфере гражданского образования» (включая ПГУ и ИППК). Цель проекта – объединить заинтересованных юридических и физических лиц в некое социокультурное, творческое пространство. Каждое звено этой сисемы (школа, ПУ, техникум, вуз и т.д.) представляет собой центр для других звеньев, т.к. работает над собственным проектом, отличным от других, что, несомненно, обогащает участников проекта, позволяет им избегать многих ошибок в своей деятельности и постоянно совершенствоваться, постепенно добиваясь стойких результатов. Организация в этом проекте выступает в качестве организатора и координатора деятельности всех звеньев системы.
«Возрождение российской культуры» проводит обучающие семинары как совместно с другими организациями, так и своими силами. Партнерами организации являются Федеральный центр гражданского образования, партнерство «Сивитас-Россия», Ассоциация «За гражданское образование», архангельская «Ассоциация учителей и преподавателей истории «Клио», которая занимается разработкой и внедрением проектов, связанных с историческим и обществоведческим образованием, и ряд других организаций. С помощью АРОО «Возрождение российской культуры» за 1,5 года более 350 учителей школ и преподавателей ПУ повысили свою квалификацию.
В связи с принятием нового закона о местном самоуправлении, преследующим своей целью приблизить общественную власть к населению, втянув его в проблемы управления, привлечь к самоорганизации своей жизни, повышается роль гражданского образования населения. Поэтому, на наш взгляд, должна активизироваться деятельность общественных организаций. Во всяком случае, «Возрождение российской культуры» планирует несколько проектов, связанных с гражданским образованием взрослых. Мы убеждены, что сотрудничество общественных организаций с органами самоуправления и государственными структурами позволит более эффективно и системно развивать гражданское образование в нашей области.
И недаром в концепции европейского Года гражданственности через образование Советом Европы отводится исключительно важная роль неправительственным, общественным организациям, работающим в области гражданского образования и обучения правам человека.
Маргарита СЕЛЬКОВА, координатор экспертного совета Года гражданственности РФ по северным регионам
Комментарии