search
main
0

Потенциал или тормоз? Многообразие подходов к дуальному образованию

В прошлом году Министерство образования и науки России совместно с Агентством социальных инициатив наградило лучших участников проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». В этом проекте, который реализуется с ноября 2013 года по инициативе АСИ, принимают участие 13 пилотных регионов, 105 учебных заведений среднего профессионального образования, более тысячи предприятий и почти 21 тысяча студентов.

Лучшими региональными моделями были признаны проекты Белгородской, Тамбовской областей и Пермского края. Определились и лучшие обучающие предприятия: Первоуральский новотрубный завод, НПО «Сатурн» и «Фольксваген Груп Рус».Что такое дуальное обучение?Напомним, что дуальное обучение – это  одна из форм практико-ориентированной подготовки специалистов (как правило, в рамках СПО), при которой теоретическая часть обучения проходит в учебном заведении, а практическая – на предприятии. Подразумевается, что студент проводит на предприятии не менее половины времени, осваивая специальность в основном в ходе профессиональной деятельности под руководством наставника. Участники дуального обучения распределяют ответственность за подготовку, определяют ее программу, сроки обучения. Обе стороны принимают участие в проведении обучения и в его финансировании. Дуальное образование – это форма публично-частного партнерства, которая применяется в целях повышения качества подготовки специалистов в первую очередь рабочих специальностей. Следует при этом помнить, что в РФ понятие «государственно-частное партнерство» имеет сегодня свое более узкое юридическое определение в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации». Дуальное образование в данном случае не подпадает под регулирование этого закона.Предполагается, что дуальное образование по сравнению с традиционной системой советского/российского профтехобразования принесет преимущества сразу всем сторонам, принимающим в нем участие.Для учебного заведения это возможность готовить специалистов по самым востребованным специальностям, повышение практико-ориентированности обучения, общее снижение нагрузки на учебное заведение, снижение затрат.Для предприятия – возможность готовить молодых работников в точном соответствии со своими потребностями, удешевление подготовки по сравнению с полностью самостоятельным обучением, возможность отбора молодых рабочих и специалистов, прошедших в ходе практической деятельности на предприятии этап трудовой социализации.Для студента (его семьи) – возможность получения востребованной специальности, готовность к практической деятельности сразу после окончания обучения, возможность получения дополнительной стипендии, льгот.Для государства – снижение расходов на образование, сокращение безработицы, повышение общего уровня профессиональной квалификации работников, в том числе в высокотехнологичных отраслях, решение проблемы дефицита рабочих кадров.Родоначальники системы дуального образования – немцы, которые создавали и совершенствовали ее в течение нескольких столетий. Собственно, дуальное образование родилось путем органичного объединения в один общий процесс цехового образования с муниципальным школьным. Сегодня в Германии 2/3 выпускников школ выбирают дуальное обучение по одной из 350 специальностей, утвержденных федеральным правительством. Крайне важную роль в дуальном обучении играют торгово-промышленные и ремесленные палаты, которые осуществляют ряд организационных и контрольных функций (на них, в частности, возложена обязанность промежуточного и финального контроля качества обучения). Финансирование обучения в профессиональной школе осуществляют земельные власти, подготовку на предприятии оплачивает само предприятие и частично профессиональные объединения. Германия активно распространяет систему дуального обучения в других странах. Важнейшую методологическую помощь для развития дуального образования в России оказывает Российско-Германская внешнеторговая палата. Причем распространяют собственный опыт немцы не путем передачи жесткой технологии, а внедряя ее ключевые моменты и адаптируя ее к местной специфике.Дуальное обучение в современной РоссииОчевидным достоинством дуальной системы обучения для российской действительности является то, что для взаимодействия ее участников не приходится перерабатывать законодательную базу. Договоры между учебным заведением и предприятием заключаются на базе ФЗ «Об образовании в РФ», региональных положений об организации дуального образования и других действующих нормативных актов.Для подготовки программ используются образовательные стандарты. В 2015 году для внедрения дуальной модели образования были внесены изменения в 19 ФГОС, в которых увеличилась доля практической подготовки. Однако даже с существующими стандартами дуальное образование вполне может быть реализовано. «Фольксваген Груп Рус» с 2010 года вполне успешно ведет дуальную подготовку рабочих с Калужским машиностроительным колледжем, используя старые стандарты. Именно опыт немецкой автомобилестроительной компании был особо отмечен АСИ и Минобрнауки России 25 ноября.С 2013 года ведущим институтом по внедрению дуального обучения стало Агентство социальных инициатив. С конца 2013 года в ряде регионов реализуется пилотный проект по внедрению дуального образования в систему СПО. Проект АСИ попал в правительственные документы по развитию системы профобразования. Так, распоряжение Правительства от 3 марта 2015 года №349-р, в соответствии с которым утвержден комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, ставит, в частности, задачу «последовательного внедрения в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения».Сегодня Министерство труда и социального развития совместно с РСПП проводят большую работу по актуализации существующих и разработке новых профессиональных стандартов. На основе современных профессиональных стандартов предполагается разработать образовательные стандарты. Они же будут применяться для проведения профессиональных аттестаций. В перспективе предполагается передать полномочия проведения профессиональных аттестаций из учебных заведений в независимые центры оценки квалификаций (ЦОК). Наличие актуализированных профессиональных, образовательных стандартов, независимой системы аттестации будет способствовать развитию системы СПО.Следует отметить, что среди лучших совершенно разные предприятия, которые реализовывали систему дуального обучения, ориентируясь на свою собственную специфику и интересы. То же самое на уровне регионов. Победителями оказались те регионы, где местные администрации наиболее плотно включались в проект и проявляли собственную организационную инициативу. Даже в плане координации работы мы видим в трех лучших регионах три разных подхода. В Белгородской области, которая в пилотный проект попала несколько месяцев назад, кураторство проекта осуществляет Департамент внутренней и кадровой политики области. Возможно, именно поэтому мы наблюдаем в области наибольшее отраслевое разнообразие участников и активное использование дуального обучения в целях подготовки кадров для государственных, муниципальных организаций, в частности школ, учреждений МВД, социальной защиты, медицины. Да и количественные показатели области также впечатляют. Здесь дуально обучаются более 11 тысяч студентов (более половины всех студентов 13 пилотных регионов).18 марта 2013 года правительство Белгородской области (за несколько месяцев до старта программы АСИ) выпустило постановление «О порядке организации дуального обучения учащихся и студентов», одновременно с которым были разработаны следующие документы:    Положение о порядке организации и проведении дуального обучения обучающихся образовательных учреждений среднего профессионального образования Белгородской области;     Типовая форма договора об организации и проведении дуального обучения (между учебным заведением и предприятием);    Типовое положение о наставничестве;    Типовая форма ученического договора при дуальном обучении;    Типовой дневник дуального обучения.Наличие проработанных и утвержденных администрацией типовых форм документов во многом упростило задачу для участников дуального обучения. В Пермском крае проект по развитию дуального образования курирует краевая Торгово-промышленная плата. Цифровые данные по дуальному обучению в регионе пока не слишком впечатляют – около 150 студентов, 6 учебных заведений и 3 предприятия (сектор ВПК и высоких технологий). Однако активное участие ТПП в проекте – позитивный фактор. В регионе появляется возможность коллективного заказа бизнеса на подготовку специалистов, профессионального независимого контроля за качеством подготовки этих специалистов. Последнее обстоятельство очень важно, поскольку в условиях, когда в дуальном обучении принимают участие крупнейшие предприятия региона, которые вносят существенную долю налоговых поступлений местного бюджета, рассчитывать на объективность при проверке уровня подготовки довольно сложно. Следует отметить, что большинство договоров о дуальном образовании подразумевает совместную проверку качества обучения образовательным учреждением и предприятием. Контроль за проведением обучения и контроль качества образования со стороны делового сообщества будет более независимым, поскольку объединение предпринимателей заинтересовано в повышении уровня профессиональной квалификации персонала в целом в регионе, а не на конкретном предприятии.Краевая ТПП реализует сегодня проект «Рабочие кадры под ключ», который подразумевает последовательную реализацию 7 этапов работы: среднесрочный анализ потребности в кадрах, сбор заявок от предприятий на подготовку кадров, формирование консолидированного заказа, размещение заказа в системе СПО региона, заключение трехсторонних соглашений, при необходимости корректировка учебных программ и наконец трудоустройство выпускников. В Тамбовской области процессом внедрения принципов дуального обучения управляет Наблюдательный совет по модернизации системы профессионального образования, в который входят представители бизнеса, образования, профильных органов региональной власти, он определяет основные направления развития системы профобразования исходя из потребностей экономики и имеющихся возможностей. Возглавляет совет губернатор области. В области создано 6 отраслевых образовательно-производственных кластеров: промышленность, транспорт, АПК, социальная сфера, строительство, информационные технологии. По последней отчетности по системе дуального обучения сегодня обучаются около 600 студентов в 10 образовательных учреждениях и в 19 предприятиях-партнерах.О многообразии подходовТак все же хорошо или плохо многообразие подходов к развитию дуального обучения в стране? Следует признать, что единый подход к дуализации СПО сегодня невозможен. Более того, сама модель дуального образования далеко не везде может быть реализована. Она может оказаться действенной только при наличии средне- или долгосрочного заказа бизнеса на подготовку молодого персонала. Однако есть значительное число предприятий, у которых горизонт планирования не превышает нескольких месяцев, основная их задача – из последних сил удержаться на рынке. Добровольное участие такого бизнеса в подготовке молодых кадров не представляется возможным.В дуальном образовании центральная фигура – наставник на предприятии. К сожалению, у нас есть целые отрасли, которые не смогут предоставить для подготовки молодых специалистов необходимое количество наставников. Профессионалов часто не хватает для решения производственных задач, и, естественно, предприятия не будут в таких условиях выделять их для проведения обучения. Есть отрасли, где система подготовки профессионалов неплохо налажена без внедрения дуального обучения (например, Росатом). Есть учебные заведения, которые сегодня самостоятельно готовят востребованных и грамотных специалистов. Наконец, есть иные схемы взаимодействия между учебным заведением и предприятием. Например, в Москве уже несколько лет успешно развивается партнерство колледжа связи №54 и компании «Самсунг электроникс». Для реализации проекта корейскими партнерами и колледжем был создан Технический образовательный центр.В силу неоднозначной истории национального профобразования, крайне неравномерного развития экономики, отдельных отраслей и регионов мы будем вынуждены применять самые разные подходы к развитию, а в некоторых случаях и к реанимации системы профессиональной подготовки рабочих кадров. Возможно, такое многообразие подходов через несколько лет станет весомым козырем национальной системы СПО. При этом очевидно, что в этом многообразии дуальное обучение имеет все шансы занять свое важное место.Сергей ГИРНИС, PR-директор Института фондового рынка и управления

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте