search
main
0

Потехи государева двора в мире постпостмодерна

В ​этой игре детям-участникам предоставляется возможность примерить на себя опыт актеров глубокой старины. Объединившись в несколько команд, ребята превращаются в скоморохов, немецких и аглицких комедиантов, игравших в домашних театрах бояр Галициных и Матвеевых, в придворную труппу царя Алексея Михайловича, в актеров петровской Комедиальной храмины, в воспитанников школьного театра Славяно-греко-латинской академии. Под руководством Добрыни-скомороха, мистера Мопса, боярыни Гамильтон-Матвеевой, Йогана Кунста и Дмитрия Ростовского юные актеры проходят через обучение мастеров «комедию делать». На одной площадке они знакомятся с текстами старинных пьес, на другой учатся танцевать старинные танцы, на третьей разучивают вокальные номера, на четвертой рисуют себе грим и декорации и выбирают костюмы, а на пятой изучают манеру актерской игры, характерной именно для их театра. На каждой площадке за хорошую работу и разгадывание загадок актеры могут заработать гривенники, кто больше наберет, тот в конце получит царский подарок. Все время обучения актеров сопровождают суровые дьяки фискального приказа, которые за каждую провинность гривенники отбирают. После обучения и обеда каждая группа самостоятельно репетирует отрывок из своего спектакля и представляет на суд Симеона Полоцкого. За показ и рассказ о своем театре, а еще за зрительское внимание можно также получить немало гривенников. И когда игра заканчивается, все эти монетки подсчитываются и определяется победитель.

К первой игре инициативная группа готовилась год – изучали исторические материалы, отбирали тексты, изображения и музыкальный ряд, наиболее выразительные и понятные для детей. Придумывали сценарий. Еще год после первой игры участники группы собирали мнения и замечания, вносили коррективы в каждый элемент игры, в ее структуру, содержание и элементы оформления. Всего в разработке и реализации проекта приняли участие 30 московских педагогов, которых хочется упомянуть поименно, потому что работали они на чистом интересе, не вынуждаемые и не стимулируемые никем и ничем, кроме собственного желания.Среди разработчиков и исполнителей ключевых ролей: Е.Гыске (МОГМЗ), В.Печерникова (КМТИ №61), В.Гончарова (школа №293), О.Сычева и Л.Соколова (ЦДЮТ, город Королев), М.Змиевский (ЦО №686), Е.Тугарева (МГДТДиЮ), Ю.Рыбакова, И.Есина, И.Амосова, А.Никитина, М.Быков, А.Андреев (МИОО). Среди тех, кто реализовывал проект: М.Бахтина (школа №1308), С.Батов (КМТИ), В.Васильева (ЦО №686), О.Краснополянская (ЦДТ «На Вадковском»), Е.Овечкина (школа №1425), Е.Лебешева (прогимназия №1733), О.Богатырева (детский сад №2343), Л.Купряхова (детский сад №1417), Т.Левина (ЦО №1452), Ю.Муравьева (Школа искусств, город Юбилейный), Е.Ускова (ЦДТ, город Королев), Т.Степаняк (МГДТДиЮ), К.Маркарян, Л.Макарова, Е.Бурдова, С.Супье (МИОО).В первый год игра была пробной и проходила на территории Центра детского и юношеского творчества в Королеве. Только вводная часть протекала на улице, а основная – в уютных и гостеприимных помещениях центра. В нынешнем году игра проходила в том пространстве, для которого она была задумана, – на государевом дворе в Измайлове в Московском объединенном музее-заповеднике. Несколько игровых площадок располагалось в старинных стенах под каменными сводами, но большая часть игры прошла на улице, под кронами старых роскошных деревьев, среди едва начинающих желтеть кустарников.В первый год участниками игры были дети, которые занимаются у педагогов, постоянно участвующих в работе клуба. Для многих из них это была далеко не первая встреча с клубной программой, где они уже успели побывать и актерами, и зрителями. Воспитанники школы №123, КМТИ №61, школы №1308, ЦДТ «Пресня», школы №1155, ЦДЮТ города Королева, ЦО №1452, Школы искусств города Юбилейного в основном были готовы к тому, что все, о чем предупреждают их взрослые, нужно воспринять серьезно. Они догадывались, что тут не хитрят, в поддавки не играют и относятся к детям как к равноправным и равно ответственным партнерам по творчеству. Раз сказали, что игра будет длиться 7 часов, так и будет; раз велели одеться тепло и запастись сытным сухим пайком, так и надо сделать, и раз обещали, что соревноваться придется по-честному, а задания будут трудными, не приходится рассчитывать на то, что тебя будут развлекать. Будет веселая и азартная, но собственная работа.Во второй год основными участниками оказались ребята из хорошей творческой школы, но мало связанной с работой клуба. Может быть, их педагоги и сами не очень поверили, что игра будет большой и серьезной, а может, не поверили дети. И хотя им от школы до места игры нужно было добираться всего 20 минут, а не 2 часа, как в прошлом году, пришли они не очень готовыми. Были дети не слишком тепло одетые, плохо позавтракавшие, не очень хорошо понимающие, что их тут ждет.Первое задание, самое незамысловатое, – собрать разрезанный текст и картинки и понять, что нарисовано, прочитать, что написано, ответить на вопросы, связанные с пониманием и воображением, – вызвало оторопь. Все для детей оказалось безумно тяжело. Самые немудреные слова стилизации вызывали ступор: радение, тщание – что это?Руководители групп провоцировали детей на самостоятельный поиск, как могли. Забавнее всего это получалось у «немцев»: «Мой плоко понимайт… Это ваш русский язык… Если вы не понимайт – меня на кол сажайт!» Это было забавно и действовало. Большинство детей сочувствовали своим «водилам», как назывались в игре руководители актерских ватаг, старались их не подводить. Кажется, уже после первой площадки практически все втянулись. Даже по фотографиям видно, что глазки у большинства блестят, много улыбок, и в то же время заметны сосредоточенность, вдумчивость.После обеда, еще до окончания времени отдыха, многие команды собрались продумывать и репетировать свои представления. Нельзя не отметить, что репетиции в каждой группе шли очень активно и конструктивно, гораздо собраннее и энергичнее, чем в прошлом году. Тут наверняка сказались уточнения заданий, игрового поведения и текстов, которые педагоги сделали за год, работая над ошибками.Во время показов нас, к сожалению, настигла стихия. Как только начали выступать немецко-аглицкие комедианты, набежала тучка и пошел крупный холодный дождь. Пришлось убирать колонки, зонтов у детей, несмотря на все предшествующие переговоры, предупреждения и просьбы, не оказалось. Учителя и родители стали громко советовать актерам, как себя вести и куда прятаться. Но дети, хоть и остолбенели в первый момент, прятаться не хотели. Они уже были настроены на игру и после заминки продолжили показы прямо под дождем. Было много интересных работ, не менее интересными были диалоги с залом о том, что зрители поняли из каждого выступления.Однако быстрой обратной связи нам все же остро не хватило. Как правило, мы стараемся всю неделю после клубных встреч поддерживать активный диалог с участниками, переписываемся, перезваниваемся, собираем горячие и продуманные отклики. В этот раз от главных участников мы не услышали почти ничего. 65 игроков из 79 были учениками одной школы, а с их учителями у нас долго не выходило связаться – они, к сожалению, впервые принимали участие в клубной программе и не привыкли к тесному сотрудничеству. Только спустя неделю мы получили несколько реплик. Они очень важны для нас, как и все, что написали дети из других образовательных учреждений и педагоги, участвовавшие в игре, очевидны искренность и взволнованность участников, противоречивость их ощущений, желание доиграть, улучшить, исправить несбывшееся. За это мы им очень благодарны.В обсуждениях были поставлены острые и принципиально неразрешимые вопросы, связанные с мерой трудности и мерой самостоятельности, необходимых в образовании вообще и образовательных играх в частности. Реальная трудность – хорошо это или плохо? Нужно ли во что бы то ни стало работать на сознание полной успешности ученика? Или этот подход приводит к постепенной атрофии «интеллектуальных мышц»? И вернее будет хотя бы в игровом пространстве погружать учеников и учителей в ситуации реального преодоления? Надо ли показывать в трудных случаях верные образцы решения? Или творчество исключает работу по образцу и ценность заключается в самостоятельном прорыве?В конечном итоге все сводится к базовым вопросам современной культуры: что мы выбираем – симулякры, имитацию жизни или саму жизнь, в которой есть место самым разным по окрашенности сильным чувствам, есть место комфорту и дискомфорту, защищенности и опасности? Все это очень важно, когда мы размышляем об образовании. Так ли хорошо наше стремление всегда и безусловно создать в школе безопасную среду? Не обедняем ли мы порой тем самым необходимый взрослеющему человеку жизненный опыт, в том числе эмоциональный? Не обманываем ли мы его относительно реальной жизни? И не обедняем ли в итоге саму жизнь? Все это вопросы тонкие и сложные, не имеющие однозначного решения. Но сами размышления об этом кажутся нам необходимыми. И мы рады, что игры на государевом дворе подтолкнули нас к совместным раздумьям на эту тему.Александра НИКИТИНА, доцент МИОО

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте