Московский городской учительский клуб «Дети – театр – образование», созданный по предложению «УГ-Москва», начал второй сезон своей работы. Первые сентябрьские мероприятия были камерными. В них участвовали по нескольку коллективов разных округов. Первая большая встреча прошла 25 сентября 2010 года. О том, какой она была, нам рассказала доцент МИОО, театровед, кандидат искусствоведения Александра НИКИТИНА.
Эта встреча была выездной – впервые клуб проводил свои занятия не в Москве, а в Подмосковье. Свою площадку, уютную и чрезвычайно удобную для большой образовательной игры, гостеприимно предоставил ЦРТДиЮ подмосковного Королева. Большую образовательную игру «Потехи государева двора» мы готовили целый год, она была посвящена истории русского театра, ее самым древним московским страницам. Игру разработали совместно сотрудник Объединенного московского музея-заповедника «Коломенское – Измайлово – Люблино – Лефортово» Е.Гыске, сотрудники МИОО Ю.Рыбакова, И.Амосова, И.Есина, педагоги образовательных учреждений Москвы и Подмосковья В.Печерникова (КМТИ №61), О.Сычева и Л.Соколова (ЦРТДиЮ Королева), В.Гончарова (ЦО №293), М.Змиевский (школа №123). Авторы проекта немало времени провели в библиотеках, изучая старинные тексты, ноты, рисунки танцев и описания представлений. Ведь во время игры ее участники должны превратиться в представителей четырех старинных театров: в скоморохов Потешного чулана; в актеров первого царского театра, руководимого Яаганом Готфридом Грегори; в актеров Комедиальной храмины на Красной площади, руководимых немцами Йоганом Кунстом и Отто Фюрстом; в учеников Славяно-греко-латинской академии, представлявших спектакли под руководством Дмитрия Ростовского. Костюмы и реквизит для игры помогли собрать сотрудники КМТИ №61 (Москва) и ЦРТДиЮ (Королев), а были там вещи непростые – царские мантии и монашеские одеяния, немецкие камзолы и пудреные парики, адские лики и золотые лавровые венки, скоморошьи гудки да трещотки, грозные ратные мечи. Словом, набралось четыре огромных короба всякой всячины. Может быть, когда-то (по крайней мере об этом мечтают авторы игры) потеха состоится там, где должна бы – на государевом дворе в Измайлове или Коломенском. Но пока была только первая проба. В ней отважились поучаствовать 7 театральных коллективов: театральные классы школы №123; театральный клуб ГОУ СОШ №1155; студия «СОФФИТ» ЦТ «Пресня»; театральная студия ЦО №1452 «Богородский»; КМТИ №61; студия «Балаган» ЦРТДиЮ (Королев); Театральная студия «Эксперимент» «Школа искусств» (город Юбилейный). Всего было около 80 детей. 25 педагогов помогали им познакомиться с непростыми премудростями старинного театра. Все взрослые участвовали в происходящем, как и во всех делах клуба, на добровольных началах и только ради интереса. Всю игру вели первый русский просветитель и воспитатель царских детей Симеон Полоцкий (он же – руководитель клуба М.Быков) и его писарь (студентка режиссерского факультета Театрального училища им. Щукина О.Краснополянская). Техникой актерской игры и особенностями пластики помогали овладевать И.Есина (МИОО) и М.Бахтина (школа №1308). Танцам учила И.Амосова, а вокалу Ю.Рыбакова (МИОО). С заковыристыми текстами помогали разобраться Л.Соколова (ЦРТДиЮ) и С.Супье (МИОО), с техникой оформления спектаклей знакомили Е.Тугарева (МГДТДИЮ), А.Каширина (КМТИ №61), Е.Бурдова (МИОО). После того как на крыльце Центра под ласковым осенним солнышком сотрудник Объединенного музея-заповедника Е.Гыске немного рассказала о царских резиденциях Москвы, участников игры встретили царские люди (О.Богатырева – ЦРР – детский сад №2343, Е.Лебешева – прогимназия №1733, Т.Левина – ЦО №1452 «Богородский», Е.Овечкина) и каждому на руку поставили печатку. По той печатке их уж опознали и разобрали себе руководители театральных артелей Скоморох (О.Сычева), Яган Грегори (Е.Гыске), Йоган Кунст (В.Печерникова), Дмитрий Ростовский (М.Змиевский). На соборном месте (то есть в актовом зале) зачитали царев указ об учинении потехи, и началось! Сначала учеба, далее трапеза, после репетиции представления и, наконец, награды! Весь день организаторам и участникам помогали верные друзья клуба Л.Купряхова (ЦРР – детский сад №1417), Е.Музелева (школа №1155), Н.Логвинова (ЦТ «Пресня»), Ю.Муравьева («Школа искусств» города Юбилейный), студент режиссерского факультета МГУКИ С.Пархоменко. Перекресток мненийАлена СТОГОВА, ученица 11-го класса школы №123: – До начала игры я смутно представляла себе, что это будет. Думала, что, наверное, это что-то связанное с русским театром. Мои ожидания оправдались, состоялась встреча с русским театром XVII-XVIII веков. Все указания и объяснения для нас, участников игры, были стилизованы под древнерусский язык. Педагоги старались дать нам как можно больше знаний по этой теме в игровой, шуточной форме. Вообще занятия «с погружением» в предмет всегда интересны и оставляют массу впечатлений. На мой взгляд, это самый лучший способ обучения. Мы узнали старинный русский театр со всех сторон: начиная с пьес, которые ставили в то время, и заканчивая гримом из свеклы и моркови. Если в первой половине дня участники еще только вникали в процесс и кое-что выходило не совсем гладко, то во второй половине, на финальном выступлении, ребята вполне наверстали упущенное. Каждая из ватаг достойно представила свой вид театра. Все выступления прошли легко и весело. Я думаю, положительный заряд получили все без исключения. Ну а мне лично запомнилась картина: Полина – именинница из 123-й школы, счастливая, в золотом сарафане и с коробкой пирожков в руках. Полина МАНАФОВА, ученица 11-го класса школы №123:- 25 сентября. Для многих едущих со мной это был день театральных игр «Потехи государева двора», а для меня еще и день моего рождения! Я долго раздумывала, стоит ли ехать, но в конце поняла, что очень даже стоило! Игры начинаются. Нас разбивают на 4 команды – 4 существовавших в конце XVII – начале XVIII века направления театров: скоморохи, театр первых Романовых, театр Кунста-Фюрста и театр учеников Славяно-греко-латинской академии. Я попала во вторую группу. По мере прохождения обучающих испытаний наш коллектив сплотился, а разве можно не объединиться, когда на каждое задание дано всего по 15 минут? После различных конкурсов нам предстояло соединить новые знания и умения в одном маленьком спектакле, поставленном в духе своего театрального направления. Зал открывается, и его уже наполняют не обычные ученики и учителя, а скоморохи, актеры русские и немецкие, ученики Славяно-греко-латинской академии, бояре и придворные, цари и царицы. Представления сопровождаются активным участием зрителей (группы, забывшие о живом общении с залом, поплатились – заплатили пять гривенников штраф). В итоге победила моя команда, собравшая неплохие баллы за выступления и за испытания. Сергей ЯКОВЛЕВ, ученик 8-го класса школы №1155:- На занятии «Потехи государева двора» мне понравилось то, что надо было сделать все быстро. На занятии по гриму понравилось то, что предлагали выбрать овощи и попробовать с их помощью сделать грим. И хорошо, что выступления всех групп были смешными. – Анастасия Князева, ученица 7-го класса школы №115: – Мне понравилось и играть, и смотреть отрывки из старинных пьес, которые никогда не видела. Запомнилось все новое, что я не знала про русский театр. А не знала я про него ничего, только про языческие обряды Древней Руси, как, например, о ночи на Ивана Купала. На этом занятии было то, чего не бывает в школе: все пели и опирались на плечи товарищей. Мария ГОСТЕВА, ученица 6-го класса школы №1155: – Весело, когда есть маленькие забавные задания, например, собрать пазлы с картинками и информацией о старинном театре. Понравилось рисовать всем вместе: вышло не то, что ты хотел, а лучше. Хорошо репетировать самим и спорить – интересно! Хорошо выступать и показывать готовый результат. Понравилось смотреть выступления других и узнавать новое. Коллектив «Непоседы» 7-го класса школы №123:- Мы ехали домой. На довольных лицах ребят таял самодельный грим. Мы обсуждали все на свете, ведь нам преподнесли уроки грима, танца, вокала, декорирования, актерского мастерства… и просто дружеских душевных отношений! К нам относились как к равным, и это было замечательно! Каждый отличился и почувствовал себя актером большой сцены. Ольга ЮГАЙ, ученица 11-го класса школы №123:- Все знания по истории русского театра мы получали легко и ненавязчиво, в дружеской атмосфере, в форме игры. Ведь чем сидеть и записывать, гораздо интереснее попробовать самому сыграть, как актер XVIII века, станцевать светский танец, подобрать костюмы, спеть торжественный гимн. Наши старания и интерес подогревало то обстоятельство, что в конце надо было выйти на сцену и сыграть отрывок. К тому же это был конкурс из 4 команд, и к живому интересу прибавлялся азарт. Марина БАХТИНА, руководитель студии «Пластилин» школы №1308:- Самое главное открытие – это дети. Я с трудом понимала, честно говоря, как теоретически неподготовленные участники воспримут очень непростой материал, систематизируют да еще так изобретательно подойдут к прочтению своих отрывков. Некоторым взрослым (например, таким тугодумам, как я) пришлось потратить не один день и бессонную ночь, чтобы разобраться в тонкостях актерской игры, ее отличиях в разные периоды, а дети схватили все на лету. Мне было очень приятно видеть их живое участие, желание и готовность творить. Не все понимали, КАК, но активно действовали. На нашей площадке они действительно многие ходы предлагали сами (больше всех – ПРИДВОРНЫЙ ТЕАТР). Не устаю удивляться детской смелости и непосредственности!Не все в игре получилось так, как хотелось авторам и организаторам. На то и проба. Стало ясно, что именно нужно уточнить, додумать, доделать, чтобы предлагать проект для реализации в Московском государственном объединенном музее-заповеднике. Но ощущение значимой удачи и праздника было у большинства детей и взрослых. Для всех стало очевидно – массовая зрелищная интерактивная игра с глубоким и сложным образовательным содержанием и максимальной самостоятельностью детского творчества сегодня возможна! Дети и взрослые, оказывается, не стали принципиально более скучными и безынициативными, чем это было во времена творческих поисков Шацких и Сороки-Росинского.
Комментарии