search
main
0

Потайные дверцы. Путешествие по неизведанному обычно приводит к открытиям

Чтобы рассказать о человеке, представить его весомо, ярко, зримо, нужно разгадать его тайну, его суть, его отношение к окружающем миру, и тогда, возможно, получится почти осязаемый словесный портрет.

Наталья Викторовна Ханенкова, учитель математики лицея города Узловая, несомненно, яркая личность, но вместе с тем, как это обычно бывает у людей творческих, талантливых, она очень искренна и все же закрыта и открыта одновременно. Если разгадаешь, тогда легко писать, точно так же, как легко актеру играть своего персонажа, если ему удалось постичь тонкости характера и мотивы поступков своего героя. После двухчасовой беседы с Натальей Викторовной вполне могу утверждать, что она счастливый человек. Это она сама хорошо понимает и не скрывает. В наше время нечасто можно встретить счастливых людей еще потому, что далеко не каждый умеет осознать это. Бывает, у человека все есть – и профессия по душе, и зарплата хорошая, и удача стороной не обходит, и семья благополучная. Но он недоволен – то ли собой, то ли тем, что друзья обошли. В общем, у многих что-нибудь не так, и счастье, как жар-птица, ускользает из рук. В общем, у каждого свое представление о счастье.Наталья совсем другой человек. Она жизнерадостна, довольна всем, что ее окружает, своей жизнью. А главное – своей работой. О каком бы периоде жизни ни рассказывала, она вспоминает с удовольствием. Наталья с восторгом говорила о школьной жизни, о своих учениках, своей семье, своих родителях: «Я бесконечно благодарна своим родителям. У них было среднее техническое образование, но они старались, чтобы мы с братом получили высшее. У нас был добрый, теплый, гостеприимный дом. Такой же я постаралась создать и для своей семьи». Вспоминала она и простые детские забавы во дворе родительского дома: «Ребят было более двух десятков. Мы играли, танцевали, пели. Впечатления о детстве самые радостные». Такими же незабываемыми стали для нее школьные годы. «В школу, в которой я училась, я шла как на праздник. Нас там ждали, любили. Учиться было интересно, а кроме того, для нас устраивали веселые огоньки, ярмарки, концерты. А еще я занималась в клубе «Ровесник» в танцевальной студии. Мне нравилось выступать на предприятиях, где нас принимали как настоящих танцоров». Наталья участвовала во многих школьных делах. Все девочке нравилось, а особенно математика. Она воспринимала ее как нечто вроде путешествия по неизведанному, где тебя ждут открытия. Теперь Наталья утверждает, что математика правит миром, помогает познавать его. А преподавал математику педагог от Бога – Иван Васильевич Саутин. «Он, – вспоминает Наталья, – всегда был готов к уроку на 200 процентов. Мы с нетерпением ждали его написанные от руки карточки с заданиями, которые уводили нас в мир чисел, задач, формул». И это все захватывало не только ее, но и всех остальных учеников. Правда, кое у кого все-таки возникали трудности. Им Наталья без зова, без просьб спешила помочь и всегда делала это с удовольствием. Ей нравилось объяснять непонятное, ей хотелось, чтобы всем ее одноклассникам этот предмет приносил только радость. Таким образом, под влиянием мудрого учителя еще в школе Наталья начинала постигать красоту математики, гармонию формул и стройность рядов чисел. Неудивительно, что выбор был сделан однозначно и без колебаний: получив аттестат зрелости, Наталья поступила на математический факультет Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого. И здесь царица наук окончательно покорила ее: «Я поняла, что это моя профессия, мой выбор, дело всей жизни». Когда Наталья Викторовна Ханенкова начала преподавать математику в лицее города Узловая, она твердо знала, как заинтересовать учеников своим любимым предметом. Она хорошо помнила те уроки, которые вел ее любимый учитель. Как часто бывает, к сожалению,  многим детям математика кажется непонятным, а потому и нелюбимым предметом. Но Наталья Викторовна сумела преодолеть этот барьер и увлечь своих учеников. «Я старалась их заинтересовать настолько, как когда-то это умел делать Иван Васильевич, чтобы ни у кого не могло появиться желания безучастно отсидеться на уроке. Я учу их с помощью математики думать, анализировать, сравнивать, рассматривать разные варианты решения задач, все эти навыки необходимы в обычной жизни». Ведь потайные дверцы детской души не открываются сами собой, считает Наталья Викторовна. Ведь школьный предмет – это инструмент, при помощи которого можно зажечь интерес к знаниям, обогатить детский ум. Только надо увлечь ребят за собой в удивительный мир математики, раскрывая связь живого воображения со строгой логикой, научить преодолевать океан логарифмов, лабиринты тригонометрии и шквал неравенств, чтобы каждый сумел отыскать в себе изюминку собственной индивидуальности и мог творчески учиться и трудиться, думать, созидать, творить. А когда рядом с детьми учитель – любящий и любимый, интересующийся и заинтересовывающий, увлеченный и увлекающий, тогда успех обеспечен. «Я хочу навсегда сохранить в своей душе интерес к избранному делу, к детям и взрослым, к бесконечному поиску, к знаниям», – говорит Наталья Викторовна.Она совсем не похожа на привычный стереотип математика, строгого и сухого, как сами цифры. В ней есть что-то от тургеневской девушки, ей свойственна лиричность (особенно когда она рассказывает о своей любимой математике), она больше похожа на учителя литературы, музыки или рисования. Ее добрая приветливая улыбка, думаю, способна расположить к себе любого ребенка, даже самого недисциплинированного шалуна, тем более весь класс, в котором она классный руководитель. Наталья Викторовна не играет роль учителя на своих уроках,  она работает с любовью к предмету и к ученикам, с истинным желанием дать им знания, и дети, чувствуя ее искренность, увлекаются и вместе с учителем старательно работают над учебным материалом, постигая премудрости математики.Воспитанники Натальи Викторовны, их родители любят собираться вместе, как одна большая семья. Класс необыкновенно дружный, и это тоже заслуга классного руководителя. Ребята вместе отдыхают, вместе готовятся к концертам, праздникам, соревнованиям. Причем никто из них не остается на второстепенных ролях. В ее классе стало традицией к каждому такому событию что-либо делать своими руками. Обычаем стали чаепития, на которые ребята приносят из дома испеченные для всех вкусности. Одним из любимых мест отдыха ее класса стал живописный Красный лес, расположенный недалеко от города. Это всегда праздник на лоне природы с особой программой. Все игры, конкурсы, соревнования придумывают сообща. А зимой они всем классом отправляются в этот же Красный лес кататься на лыжах. Там есть лыжная база и огромный, постоянно пыхтящий самовар. Но дети предпочитают пить чай из термосов, заваренный Натальей Викторовной и их мамами.Отдельные вещи, скажем интеллектуальные игры, которые Наталья Викторовна разработала сама, она держит до самого конца в секрете. Они, как правило, становятся гвоздем праздника. Впрочем, у Натальи Викторовны накопилась уже целая коллекция таких индивидуальных придумок, которых больше нигде не найдешь. Впрочем, и придуманных детьми тоже много. Чаще всего бывают так называемые задания-пазлы. Каждое из них пишут на отдельном листе бумаги. Потом листы разрезают, все полоски перемешивают. А ребятам затем предстоит найти к каждой полоске пару и решить задачу. В этом участвуют и родители, им тоже интересно вспомнить что-то из школьной математики. В таких играх, конкурсах, совместных встречах на природе укрепляются школьная дружба и духовная связь учителя с учениками. Никто в классе не чувствует себя одиноким, никто не остается в стороне. Ребята получают навыки общения, преодолевают робость и, веселясь, учатся новому. И коллектив становится крепче, если личность каждого развивается. После каждого такого общего мероприятия ребята получают заряд бодрости и с нетерпением ждут новой встречи. И на уроках математики они продолжают учиться с увлечением и радостью.Когда ее дети станут выпускниками, пойдут учиться дальше, они не смогут забыть эти чудесные школьные годы, как не забывают их выпускники прежних лет. Каждую зиму Наталья Викторовна и ее питомцы с нетерпением ждут студенческих каникул. Почему? Да потому что в эти дни к ним приходят едва ли не толпами ее выпускники прошлых лет. Приходят повидаться, рассказать о своей учебе, успехах. Ребятам нравится общаться на равных со взрослыми юношами и девушками, как со старшими братьями и сестрами. А еще все они переписываются друг с другом в социальных сетях. Они интересны друг другу – старшим эти контакты напоминают счастливые школьные годы, а младшие заглядывают в свое будущее.Но не слишком ли благостно и прекрасно складывается эта школьная картина? Пытаюсь разобраться: «Все ли складывается удачно, не бывает ли промахов, неприятностей в вашей педагогической практике?» Я задаю такой вопрос, пытаясь внести хоть какую-то перчинку в рассказ Натальи Викторовны. «Нет, не могу вспомнить. Их просто не было. Дети и их родители мне доверяют, и мы всегда находим взаимопонимание». Есть одна закономерность. Человек, неуверенный в себе, который во всем сомневается – и в своих силах, и в окружении, – такой человек не удовлетворен своей жизнью и помнит все неудачи и промахи. А счастливым может быть человек, состоявшийся как личность: он вселяет и в окружающих его людей оптимизм, веру в свои силы, умение радоваться жизни. Уверенные в себе и в своем выборе и с трудностями справляются легче, и потом не держат их в памяти. Как и у большинства участников финала конкурса «Учитель года», у Натальи Викторовны есть свое педагогическое кредо. Оно полностью совпадает с вечной истиной, о которой нередко забывают и которую хорошо сформулировал еще Виктор Гюго: «Обучать народ – значит делать его лучше, просвещать народ – значит повышать его нравственность». У каждого участника этого всероссийского конкурса свой путь к финалу. У Натальи Викторовны он начинался десять лет назад. За эти годы она успешно поднималась со ступеньки на ступеньку к своей цели. Она занимала призовые места на кустовых, региональных соревнованиях, победила в областном конкурсе на звание «Лучший учитель». А в прошлом году она стала лауреатом областного конкурса «Учитель года» и поехала на его финальный этап в Липецк представлять свой Тульский регион. «Участие в финале, – рассказывает Наталья Викторовна, – для меня незабываемое и особо яркое событие. Помню все до мельчайших подробностей. Первую встречу со всеми соискателями, знакомство. Установочный семинар. Нас как бы погрузили в иной мир. Перед нами были расставлены векторы нашего пути, которые каждому предстояло пройти в одиночку. Мы быстро сдружились, мы жили едиными мыслями, едиными идеями. Я помню каждое мгновение. Наше общение с коллегами в перерывах, в автобусе, столовых многое давало каждому из нас, потому что таким образом мы узнавали что-то новое, неожиданное для себя. В профессии учителя очень важен живой опыт, авторские методики и просто отдельные находки коллег, все это очень полезно для совершенствования мастерства любого, даже высококвалифицированного преподавателя. И что особо примечательно, каждый охотно раскрывал свои педагогические кладовые, творческую копилку. Мы все пользовались этим богатством. Мне хотелось бы еще раз пройти через эти испытания, а также встретиться с добрыми друзьями, лучшими учителями, съехавшимися со всей России». Тульская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте