search
main
0

Посвящение в тайну

​Много сказано о том, какими качествами должен обладать педагог. Любовь и уважение к детям, профессиональные знания и умения… Однако среди многих качеств педагога, на мой взгляд, инициатива имеет особый смысл. Без преувеличения можно сказать, что без инициативы педагогической деятельности нет и быть не может. Инициативность – свойство, присущее понятию «педагог» по самой его природе.

Если мы возьмем «ядро» термина «initiative», а именно «initiate», то оно определяется так: 1) положить начало; 2) посвящать (в тайну); 3) вводить (в общество) [Англо-русский словарь. Сост. В.К. Мюллер, ОГИЗ, Государственное издание иностранных и национальных словарей, М., 1944]. Есть ли в моей работе место педагогической инициативе?Я логопед в детском саду. Идет обычное рядовое занятие. В кабинете шесть ребят, таких разных, но объединенных одним логопедическим заключением, жестким и грубым – ТНР, тяжелое нарушение речи. Оно тяжело для всех: для Юли, которая только вернулась в детский сад после операции по ринопластике; для Никиты, который только начинает говорить; для Димы, которому так трудно справиться с собственным языком; для их родителей, которым необходимо принять своего ребенка, увидеть его самого, а не собственные представления о нем; воспитателям, которым надо выполнить программные задачи, учитывая особенности этих детей, трудно мне – их логопеду…Идет обычное рядовое занятие. Шесть ребят и я сидим в кругу, вспоминаем названия профессий людей, работающих в детском саду.«Воспитатель!» – «Конечно! – соглашаюсь я. – Это самый главный человек в саду». «Повар, медсестра, заведующая…» Мяч катится от меня к детям и обратно. И вдруг заминка, тишина. Решаю помочь: «Как называется моя профессия?» И вдруг слышу робкое: «Человек?»Конечно, мы отрабатываем обобщающее понятие «профессии», и это явная ошибка, но сейчас для меня нет ничего дороже этого ответа. Пусть ребенок и не вложил в него того смысла, что услышала я. Но это есть и будет для меня главным в моей профессии – быть Человеком в самом лучшем смысле этого слова.Перефразируя высказывание В. Яна о том, что писать для детей нужно, как для взрослых, только лучше, хочется сказать: «Коррекционная педагогика должна быть как обычная, только немного лучше».Когда я представляла свою будущую работу в детском саду, все дети казались мне одинаковыми, а работа с ними виделась простой, ведь в любимой с детства «Педагогической поэме» главный герой всегда находит правильные слова. Великие мыслители, размышляя о воспитании детей, говорят о прописных истинах, известных, казалось бы, каждому человеку.Но, придя в детский сад, я сделала такое предсказуемое открытие – все дети разные. Как прав был Ушинский, говоря: «Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически». Только теперь стало понятным для меня высказывание Януша Корчака: «Нет детей – есть люди с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств».В юриспруденции есть понятие «презумпция невиновности». Думаю, в педагогику необходимо ввести понятие «презумпция гениальности или одаренности». Воспитание с опорой на это подтверждает Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с риском ошибиться. О том же говорит Пришвин: «Тот человек, которого ты любишь во мне, конечно, лучше меня: я не такой. Но ты люби, и я постараюсь быть лучше себя».Дети – мое зеркало. Кто-то сегодня отмолчался, был с нами только физически… Значит, что-то я упустила, не сумела коснуться детской души… Если же ребята летят ко мне, наперебой рассказывая о своих бедах, радостях, размышлениях, значит, вижу себя в них состоявшимся педагогом.Родион научился делить слова на слоги. Ура! Это пока то немногое, что у него получается безошибочно. Сегодня у меня нет в плане такой задачи, но Родион будет выручать нас во всех сложных ситуациях по определению количества слогов в словах. А я постараюсь, чтобы проблемных ситуаций для него было как можно больше! Попробуй вкус успеха!Я положила начало его пути к вершинам.Вика тихо просидела все занятие, а ведь ребятам было так интересно! Мы вместе писали письмо о весне, ее приметах и радости, с которой ждем первых теплых дней…И вдруг Викин голос:- А когда говоришь «капель», слышно, как капли капают!Ура! Состоялось посвящение в тайны родного языка!Юля – непростой характер, часто обижается и ссорится с ребятами. Спрашиваю: «Ребята, придумаем загадку?». «Конечно! – отвечают хором. – Давайте Юлю позовем с нами! У нее самые красивые загадки получаются!» Значит, не зря я столько раз удивлялась и восхищалась ее необыкновенными сравнениями, любимым словом «будто»: почки на ветках будто кулачки, проталины будто следы весны…Я помогла увидеть окружающим сильные стороны Юли. Общество принимает ее, ценит ее способности.Вспомним отмеченное выше значение термина «initiate»: 1) положить начало; 2) посвящать (в тайну); 3) вводить (в общество). В этом, наверное, и заключается моя педагогическая философия: помочь ребенку положить начало поиска себя, осознав свои возможности; приоткрыть ему тайну наук, дав почувствовать удовольствие от открытия; ввести в общество со всеми его социальными нормами и ценностями.Проявление педагогической инициативы – своего рода обряд инициации, пройдя который человек может быть Педагогом.Думаю, главное положение моей педагогической философии заключено в артикуляционном упражнении, которому я учу детей и с которого начинается каждый мой рабочий день, каждая встреча с ребенком: «Посмотри в зеркало, улыбнись себе, улыбнись мне, улыбнись миру – и мир улыбнется тебе».Наталья ПОМПЕЕВА, учитель-логопед детского сада комбинированного вида «Снежинка» Новоаганск, Ханты-Мансийский автономный округ – ЮграP.S.  По мнению американских социологов, в списке самых счастливых профессий на пятом месте находятся преподаватели, занимающиеся специальным, коррекционным образованием!

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте