Цель: развить представление учащихся о достоинствах человека, ценность которых признана в обществе; сформировать отрицательное отношение к человеческим порокам, безнравственному поведению; способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.
В результате занятия учащиеся смогут: дать нравственную оценку жестоким поступкам; раскрыть нравственное содержание доброты и гуманности; оценить человеческие достоинства и недостатки.
Новые понятия: доброта, гуманность, справедливость, сдержанность, человечность, злобность, жестокость, бездушие.
Материалы к уроку: вырезанная из бумаги кукла, раздаточный материал.
Добро со злом неразделимы.
Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый видеть зримо,
Когда добро одержит верх.
Дети занимают стулья, расставленные по кругу. Учитель начинает урок.
Учитель: Урок сегодня необычный, у нас много гостей, много незнакомых людей. Наверное, кто-то чувствует себя неуютно. Люди придумали много способов, чтобы улучшить себе настроение. Кто-то улыбается, и настроение становится лучше, кто-то вспоминает солнце и лето, а кто-то просто протягивает руку коллеге и искренне желает ему добра. Сейчас я предлагаю вам поздороваться друг с другом и со всеми нами так, чтобы мы почувствовали себя комфортно.
Тема нашего урока: «Добро и зло», попробуем разобраться с этими понятиями на практике.
Сегодня на уроке я разрешу вам делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Лиза (учитель показывает силуэт куклы, вырезанный из бумаги). Сейчас мы начнем наш урок с того, что будем ее обижать. Вспомните, как вы обижаете друг друга на переменах, когда злитесь друг на друга, когда хотите сделать кому-то больно. Ведь обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль, сжимая ее или загибая край бумаги.
(Ученики выполняют работу, и кукла по кругу доходит до учителя.)
Учитель: Посмотрите на Лизу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале урока? Что в ней изменилось и почему?
Учитель: Я думаю, что мы очень сильно травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? Как нам изгладить свою вину перед Лизой?
(Ученики предлагают варианты решений, один из них наверняка будет сводиться к тому, чтобы пожалеть куклу, сказать ей что-то приятное.)
Учитель: Давайте попробуем сейчас сказать ей что-то хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы и оставили.
Учитель: Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, как была в начале урока? Нет. Почему?
Дети делают выводы: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут ее разгладить. Русский физиолог Павлов сказал: «Словом можно убить, словом можно воскресить».
Учитель: Почему мы дольше помним обиды?
Нравится ли нам, когда нас обижают?
Как мы можем каждый день поднимать настроение друг другу?
Как быть добрее?
Не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.
Учитель: Пока у нас есть время, я хочу предложить вам работу в группах.
(Группы получают и выполняют задания). См. «Ресурсы к уроку».
Учитель: Наш урок подходит к концу, и сейчас я хотела бы услышать от вас, нужны ли нам такие уроки? Что изменилось в вас после этого урока? Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников?
(Ученики передают свечу, высказывают свое мнение)
Стихотворение завершает урок
Добро! Оно какое?
Зеленое иль голубое?
А может, сладкое, как груша?
А можно ли его нам скушать?
Потрогать, принести к нам в класс,
И тем порадовать всех нас.
Все это можно, если каждый
Добро в душе своей несет,
Всегда поддержит и поможет,
И успокоит, и поймет.
Когда поступок каждый в жизни
Не обожжет лицо стыдом,
Когда идете к людям с верой,
Когда идете к ним с добром.
А теперь ЗАПИШИТЕ ТЕ ЗАДАНИЯ, которые вы ВЫПОЛНИТЕ ДОМА. В письменном виде приведите хорошо известные вам примеры:
1. Доброго дела, свидетелем которого ты был.
2. Проявленного кем-то из твоих друзей или знакомых сострадания по отношению к другому.
3. Проявленной кем-то из окружающих терпимости по отношению к ближнему.
4. Совершенного кем-то бескорыстного поступка.
5. Поступка по борьбе со злом, сделанного известным тебе человеком.
Задание №1
Указ царя Всем! Всем! Всем! Слушайте!
Наш пресветлейший царь приказывает немедленно перестать всем быть злыми и отныне иметь лишь доброе сердце! Тот, кто ослушается приказа, будет изгнан из нашего царства!
Вопросы для обсуждения:
1. Выполним ли этот указ?
2. Какие меры сделают людей добрыми?
Задание №2
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». (В.О. Ключевский)
1. Объясните высказывание Ключевского.
2. Что хотел сказать великий историк?
Задание №3
Вспомните народные сказки.
Вопросы:
1. Почему в сказках добро всегда побеждает зло?
2. Всегда ли бывает в жизни?
Задание №4
Подберите однокоренные слова к слову «добро».
Задание №5
Проанализируйте ситуацию.
В плотном потоке людей, хлынувших из вечерней электрички, медленно двигалась женщина, тяжело нагруженная всякой поклажей. «Давайте вашу корзину», – тронул ее за руку мальчик лет пятнадцати. Она удивленно взглянула на него, мотнула головой. Парень прибавил шагу и исчез в толпе. Один из идущих сзади сказал: «Ох и прыткий какой! Украсть решил, да не вышло!» А другой откликнулся: «Зачем вы так? Мальчик просто хотел помочь».
Давайте задумаемся. Два человека видели и слышали одно и то же. Только расценили поступок мальчика по-разному.
Ирина КОРЕНЬКОВА, учитель истории и общественных дисциплин школы №67, Брянск
:
Комментарии