search
main
0

Поступки – плоды помыслов Цикл уроков в 3-4-х классах

Тема: “Защита прав и свобод (статьи 28,29 Декларации прав человека)”

Цель: осознание того, что права человека существуют только в обществе и уважение их неотделимо от обязанностей человека перед обществом.

Ход работы
1. Разминка “Робот”
На прошлом занятии мы говорили о достижениях научно-технического прогресса. Представим, что у нас в классе появился “робот”. Кто хочет сыграть его роль? (“Робот” выходит из класса, а в это время прячется какой-нибудь мелкий предмет или игрушка в классе. “Робот” заходит в класс и движется по указаниям других участников игры “прямо”, “влево”, “вправо”. Согласно этим указаниям он должен найти предмет. Затем в роли “робота” выступит другой ученик. И так несколько раз).
2. Выставка изобретателей будущего
А сейчас мы побываем на выставке изобретений нового тысячелетия. (Ребята выставляют свои альбомы).
Кто из изобретателей хочет рассказать о своем новшестве? (Рассказы детей).
3. Ролевая игра “Необитаемый остров”
Эти достижения в будущем еще более облегчат жизнь человека. Но если человек будет слишком зависеть от машин, он может стать беспомощным.
А в жизни бывают ситуации, когда приходится надеяться только на себя. Вспомните Робинзона Крузо. Что с ним произошло? (Ребята вспоминают сюжет произведения Д. Дефо).
Давайте и мы отправимся на необитаемый остров всем классом, не захватив с собой ничего, кроме своих умений и знаний. (Звучит музыка).
Вот мы на острове. Он необитаем. Через две минуты каждый из вас сообщит, как его зовут и чем он будет заниматься на острове. (В этой игре дети сами разыгрывают сюжет).
4. Работа в альбоме “Моя жизнь на острове”
Помните, Робинзон Крузо вел дневник, в нем он записывал все самые важные события, происходящие на острове, свои ощущения от жизни в одиночестве?
Чтобы почувствовать себя настоящим путешественником, постарайтесь и вы записать свои ощущения от жизни на острове в таблице: положительные “+”, отрицательные “-“. (Дети заполняют таблицу в альбомах).
Что же хорошего было в жизни на острове? А что плохого?
5. Работа с пособием
Даже на острове вам необходимо уважать права окружающих вас людей. Помните высказывание французского мудреца Жан Жака Руссо “Твоя свобода кончается там, где начинается свобода другого”?
Посмотрите на иллюстрацию к статье 28. Кого вы видите на ней? (Баба Яга, чертенок, Змей Горыныч).
В сказке они олицетворяют злые силы. А на рисунке? (Они больше не творят зло: Баба Яга вяжет носки, Змей Горыныч улыбается и ждет своей очереди выступать в цирке или театре, судя по занавесу).
Как вы думаете, с какими номерами могут выступать эти персонажи? (Дети высказывают свое мнение: Баба Яга может летать в ступе, Змей Горыныч извергать огонь и т.д.)
Главное, что их действия больше не причиняют людям вреда, не ущемляют ничьих прав. А то, что они лишены права поступать по своему усмотрению и причинять людям зло, не нарушение, а выполнение положений декларации. Этому посвящена статья 28. Прочитайте ее.
В начале занятия мы совершили путешествие вслед за Робинзоном Крузо, а теперь мы познакомимся еще с одним путешественником. Переверните страницу книги. Кто это?
(Это Гулливер, оказавшийся в стране лилипутов после кораблекрушения. Его связали и лишили свободы).
Правы ли были лилипуты? (Они не знали намерений Гулливера, а такой великан мог натворить ужасных бед).
Поэтому они и ограничили его свободу, как гласит статья 29(2). (Дети читают).
Но когда лилипуты убедились в добрых намерениях Гулливера, то освободили его. Поэтому Гулливер и произносит текст всей статьи 29. Прочитайте ее.
6. Игра “Продолжи мысль”
Вот мы и познакомились со всеми статьями Всеобщей декларации прав человека. Чем больше у человека прав, тем больше и обязанностей. Человек живет среди людей, зависит от них.
Подумайте и продолжите фразы, которые я начну.
– Ребенок зависит от…
– Мама зависит от…
– Учитель зависит от…
– Тренер зависит от…
– Водитель троллейбуса зависит от…
Мы еще раз убедились: все люди взаимодействуют друг с другом, имеют свои обязанности перед собой, другими людьми, государством.
7. Игра “Секрет гласных”
В альбомах у вас загадочное послание, в котором зашифрованы слова бывшего президента США Дж. Кеннеди об ответственности человека перед страной. Поставив вместо вопросительных знаков гласные буквы, вы прочитаете это высказывание. (Дети разгадывают головоломку в альбомах (“Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что можешь ты сделать для своей страны”).
8. Домашнее задание
Наше занятие еще раз убедило вас в том, что права и обязанности всегда существуют неразделимо. Кому-то очень хочется иметь только права и не иметь никаких обязанностей. Но так не бывает! Это надо понять и принять для себя как закон.
Дома подумайте и запишите в альбомах, какие есть у школьников права и какие обязанности.

Тема: “Права и обязанности человека”

Цель: понимание того, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.

Ход работы
1. Разминка “Фотограф”
Скоро закончится учебный год. Мы расстанемся на время летних каникул. Давайте сфотографируемся на память. Разделитесь на две группы и постройтесь в две шеренги, напротив друг друга. Одна группа – “фотографы”, другая – “фотография”.
Фотографы, посмотрите внимательно на фотографию, запомните, кто как выглядел. Потом вы выйдете за дверь, а оставшиеся на фотографии изменят в своей внешности 5 признаков. Ваша задача: вернувшись в класс, найти пять изменений на фотографии. Потом группы поменяются ролями.
2. Размышляем о домашнем задании
Какими правами должен, по-вашему, обладать школьник?
Какие у него должны быть обязанности? (Высказывания детей).
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
Права и обязанности сказочных героев тоже взаимосвязаны.
4. Обсуждение понятий “шалость”, “озорство”, “правонарушение”
Мы уже говорили о взаимной связи между правами и обязанностями, но может быть, достаточно одних прав? Представим, что произошло бы в нашей жизни, если бы люди забыли о своих обязанностях и пользовались только правами. (Примеры детей).
Все вы любите веселые шутки, подвижные игры. Во время игр проявляется ваша выдумка, фантазия, сообразительность. Но взрослые иногда вас останавливают и требуют: “не баловаться”, “не шалить”.
Почему они так поступают? Чем опасны шалости и озорство?
Что такое шалость? (Это поступок, совершенный ради забавы, развлечения, веселая проделка).
Что такое озорство? (Это поведение, выходящее за рамки доброй шутки, нарушающее общепринятые нормы поведения).
От озорства недалеко и до правонарушения, например хулиганства. Давайте прочитаем в словарях, что такое правонарушение. (Правонарушение – грубое нарушение существующих правил поведения, установленных законом).
5. Обсуждение ситуаций из школьной жизни
Я сейчас расскажу вам несколько случаев из школьной жизни. А вы определите, какой из них является шалостью, какой – озорством, а какой – хулиганством.
В жаркие дни мальчики часто поливают друг друга водой из пластмассовых бутылок. (Это шалость).
Но вот один из мальчиков подкрасил воду краской и, брызгая, испортил рубашку товарища. (Это уже озорство, граничащее с хулиганством).
Коля по привычке бросил портфель около двери в класс и ушел. Одноклассники решили проучить его: спрятали портфель. Вернувшись, Коля стал искать его, даже забеспокоился… Через некоторое время ребята показали Коле, где лежит портфель, и посоветовали не бросать его больше где попало. (Это шутка, шалость).

* * *
…Два школьника решили подшутить над своим товарищем Сашей: спрятали его зимнюю шапку и спокойно ушли из школы. Саша, не найдя шапки, вынужден был идти домой без нее, а на улице был сильный мороз и ветер… На следующий день из-за простуды Саша не смог прийти в школу. (Это злая шутка, озорство).

* * *
Ребята резвились на перемене. Они бросали с верхнего этажа на лестничную клетку портфель перед идущим учеником и весело смеялись, когда кто-нибудь от неожиданности пугался и вскрикивал. Вот снова летит портфель, набитый учебниками, и падает… на голову идущей первоклассницы. В результате – тяжелейшая травма головы. “Мы не хотели этого, мы просто шутили”, – оправдывались ученики. (Это хулиганство).

* * *
Мальчик Саша бросал снежками в проходящий транспорт и попал в лобовое стекло автомобиля “Волга”. Водитель от неожиданности резко затормозил, в результате идущий следом за ним автомобиль врезался в заднюю часть “Волги”. Обе машины пострадали. А ведь при этом могли погибнуть и люди!
Как вы назовете поведение Саши? (Это преступление).
Группа школьников каталась по глубокому озеру на лодке. Павел, желая напугать товарищей, стал раскачивать лодку, в результате чего сидящий на корме Саша упал в воду и стал тонуть. Подоспевшие вовремя спасатели вытащили Сашу из воды и едва откачали его. (По сути, это преступный поступок, хотя и не было злого умысла со стороны Павла).
Мог ли Павел предвидеть опасные последствия своего поведения? (Да, он знал, что озеро глубокое).
Разбирая эти ситуации, какой вывод вы сделали для себя? (Надо обдумывать свои действия и поступки. Нужно не только знать правила поведения, но и соблюдать их).
Хотя шалость – безобидный поступок, но он может перерасти в озорство, обидеть другого человека, причинить ему неудобство. Озорник не ставит целью оскорбить или унизить достоинство другого, а тем более причинить вред его здоровью, материальные убытки. Но необдуманные действия могут превратить озорство в правонарушение. Вы уже поняли, что жизнь среди людей без правил невозможна. Человеку предоставляется много прав, но вместе с правами человек получает обязанности. Если хочешь, чтобы осуществлялись твои права, то выполняй свои обязанности, вноси свой “вклад” в общественный порядок.
6. Правовая игра “Поступки – плоды помыслов”
Подготовка к игре.
В беседе с детьми перед игрой предстоит выяснить: что же такое халатность – нравственное или правовое понятие? В каких случаях человек, допустивший халатность, несет моральную ответственность, в каких – отвечает перед законом? Обсуждение, видимо, лучше начать с обычных, простых эпизодов. Скажем, ученик забыл передать просьбу учительницы математики о том, чтобы класс приготовился к контрольной, которая состоится через три дня. В итоге многие получили очень низкие оценки.
И еще пример: дежурный на атомной станции слегка нарушил инструкцию – возникла предаварийная ситуация… Годами входящая в привычку невысокая требовательность к себе со временем может привести даже к трагедии. И тогда за это грозит серьезное наказание после судебного разбирательства. Скажем, существует понятие “должностное преступление”. В данном случае речь идет о халатности. Статья 293 Уголовного кодекса Российской Федерации гласит: халатность… – есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан… Наказывается либо крупным штрафом, либо лишением свободы до трех месяцев.
Класс делится на группы. Одна из них – участники судебного разбирательства. Вторая – разрабатывает свои версии судебного процесса или обсуждает приведенную ниже и дает свои рекомендации. Третья группа – эксперты. Она дает оценку самому ходу судебного разбирательства. Аргументированно выражает свое согласие или несогласие с решением суда.

Ход судебного процесса
(по мотивам басни И.А.Крылова
“Кот и Повар”)

Какой-то Повар, грамотей,
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил
И в этот день по куме тризну правил).
А дома стеречь съестное от мышей
Кота оставил.
Но что же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога, а Васька кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.
“Ах ты, обжора! Ах злодей! –
Тут Ваську Повар укоряет. –
Не стыдно стен тебе, не только что людей?
(А Васька все-таки курчонка убирает).
Как! Быв честным котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства
кажут, –
А ты… ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!”
(А Васька слушает да ест).
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Ну что ж? Пока его он пел,
Кот Васька все жаркое съел.
А я бы повару иному велел на стенке
зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.

Действующие лица
Хозяин кафе “Кот и Повар” – истец.
Повар – подсудимый.
Кот Васька – свидетель.
Шарик – свидетель.
Судья.
Адвокат Повара.
Прокурор.
Судебные заседатели.

Судья:
– К нам поступило заявление от Хозяина кафе “Кот и Повар” с жалобой на Повара, который злоупотребил его доверием, халатно отнесся к своим обязанностям, и в результате владелец кафе понес большие убытки. Первым вызываю свидетеля кота Василия. Уважаемый свидетель, прошу вас говорить правду и только правду.
Кот Василий (клянется на Полном собрании сочинений Ивана Андреевича Крылова):
– Обещаю говорить только правду, тем более мне несвойственно скрывать от Хозяина, да и от другого честного люда свои грехи. Бывает, что-то со мною такое иногда случается, но зато я признаюсь в содеянном. Итак, вот Повар в свою очередь обвинил меня, что-де я стащил и съел куренка да еще созвал бездомных кошек, чтобы они не только наелись досыта, но и с собой унесли кто сколько мог. Уверяю вас, что я ни в чем не виноват. Это Повар забыл закрыть и кухню, и склад, где хранятся припасы. А то, что он застал меня, когда я доедал курчонка, так это еще не значит, что я стащил его. Я вынужден был его съесть, и не только потому, что курчонка могли стянуть другие коты и кошки, но и потому, что, как было мне известно, его пора было съесть. Ибо, как это говорится на поварском жаргоне, кончался срок его реализации. И я, исходя из глубокого уважения к Хозяину кафе и Повару, решил, что нельзя допустить, чтобы не совсем свежий продукт был подан гостю нашего кафе “Кот и Повар”. Я очень большой ревнитель его доброго имени. Вот почему я съел курчонка. Я был увлечен (знаете все, какие вкусные куры!), поэтому не сразу заметил, что Повар пришел и ругает меня, а когда услышал, то от жаркого ничего не осталось.
Как свидетель, я подтверждаю, что Повар поступил недобросовестно, допустил халатность. Вот и Шарик из соседнего с нами постоялого двора может подтвердить, что съестные припасы пропали не по моей вине. Я-то ведь оберегал их от нашествия мышей, и они действительно боятся даже близко подойти к нашему кафе. А бродячие кошки и люди с постоялого двора все и разграбили.
Судья:
– Слово второму свидетелю.
Шарик:
– Я был глубоко поражен, когда увидел, как Повар ушел со двора, оставив настежь открытыми ворота. Забравшись на крышу своей конуры, я удивился еще более: дверь на склад была полуоткрыта. И через несколько минут, как по команде, туда ринулся целый рой бездомных кошек. Увидев, что кошки задарма уносят съестное, кое-кто из наших постояльцев тоже отважился поживиться…
Хозяин:
– Я не один десяток лет содержу это прекрасное заведение, о котором только добрая слава слышна по всей округе. Я долго искал самого лучшего, самого искусного мастера в приготовлении блюд. И вот, как мне показалось, нашел самого превосходного Повара. И это действительно так. Отведать блюда, приготовленные им, приезжали специально из соседних губерний. И вот я почти разорен. Остались голые стены. Исчезли холодильники, годовой запас продуктов. И почти вся годовая выручка!

Речь Повара:
– Я чувствую, глубоко переживаю свою вину. Вот меня во всем обвиняют, называют безответственным, халатным. Но никто почему-то не задумывается: почему я, человек честный и болеющий за хозяйское добро, так поступил? Я ведь в этот день пребывал в большом горе: умерла моя единственная родственница, о чем и свидетельствует в мою защиту наш великий баснописец, называя меня при этом честным христианином: “Он набожных был правил”. Так вот, пребывая в своем горе, я забыл все на свете, а главное, забыл закрыть склад и ворота. В чем глубоко раскаиваюсь.
Речь Адвоката:
– Господа присяжные заседатели, господин Судья. Прошу вас принять во внимание чистосердечное раскаяние обвиняемого. Обратите внимание, что вместе со мной Повара защищает и сам баснописец. Уж более надежной защиты и не придумаешь. Еще не зная, что все съестное пропало, Повар со всей яростью набросился на Кота, который ел курчонка. Видите, он не мог допустить даже такой малости ущерба своему хозяину. Надеюсь, что вы все сказанное примете во внимание и оправдаете Повара.
I присяжный заседатель:
– Конечно, раскаяние это в какой-то мере смягчает вину Повара. Но, с другой стороны, необходимо учесть большие размеры ущерба, которые понес Хозяин. К тому же Повар, зная, что в этот день Хозяин уезжает, мог накануне сообщить ему о своем моральном и физическом самочувствии и отпроситься по состоянию здоровья.
II присяжный заседатель:
– Я считаю, что нужно вынести частное определение и в отношении кота. Он является служащим этого кафе, мог бы и предотвратить беду, кого-то позвать на помощь, но не сделал этого. Поэтому в отношении него надо вынести частное определение.
Речь Прокурора:
– Халатность на службе не может быть ничем оправдана. Ни его хорошей и верной службой до этого случая, ни его семейными проблемами. Я предлагаю судьям наказать его лишением свободы сроком на три месяца по статье 239 пункт 1 Уголовного кодекса.
Суд отправляется на совещание.
Мы уже увидели, к каким непоправимым последствиям может привести безответственное отношение к своим обязанностям, к своим словам, обещаниям и в целом к своему поведению. Такое недобросовестное выполнение своих обязанностей называют халатностью. Подумайте, какое существует слово, противоположное по значению? (Ответственность).
Посмотрите в словаре, что обозначает это понятие. (Ответственность – это стремление взять на себя вину за возможные последствия своих поступков или действий).
Человек может увидеть все свои поступки, все свои дела, добрые и недобрые, в волшебном зеркале, название которому… (Совесть).
7. Домашнее задание
Я думаю, многие из вас уже научились “примерять” ситуацию к себе, т.е. задумываться над тем, как разрешить проблему, ставя себя в условия ситуации “Нет прав без обязанностей”. Этот закон должен уяснить каждый человек. У каждого человека есть свои правила, которых он придерживается в жизни. Постарайтесь составить в своем альбоме десять правил, которые помогают вам жить, не нарушая права других людей. Условия: все правила должны начинаться с “не”.

Ирина ДРУЖКИНА,
учитель начальных классов

Тамбов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте