search
main
0

Поступить легко, учиться трудно Нижегородский дизелестроительный техникум вкладывает заработанные средства в развитие

После Октябрьской революции страна остро нуждалась в технически грамотных людях. И в феврале 1918 года в рабочей слободе Нижнего Новгорода – Канавине – советской городской управой были открыты технические курсы с пятилетним сроком обучения, получившие название Канавинский рабочий вечерний техникум. В техникум приняли 195 человек. Своего здания он не имел и размещался в помещениях массовых школ. Несмотря на трудности, первый выпуск состоялся уже в 1923 году, когда семь человек, успешно окончивших обучение, получили звание техников-механиков по силовым установкам. Так начиналась история Нижегородского дизелестроительного техникума.

1930 года техникум перешел в ведение Всесоюзного объединения дизелестроения ВСНХ СССР и… все заботы о нем взял на себя завод “Двигатель революции”, при котором открылось вечернее отделение. В октябре 1957 года техникуму передали такое же отделение при Горьковском заводе фрезерных станков. А с января 1959 года там появилось и заочное отделение.
К празднованию 70-летнего юбилея педагоги дизелестроительного подсчитали, что за время существования он подготовил более 18 тысяч специалистов. Выпускники техникума возглавляли и возглавляют крупные производства в Риге, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других городах России. Только на АО “РУМО” (бывший “Двигатель революции”) трудятся сотни инженерно-технических работников, имеющих диплом дизелестроительного техникума.
На своем веку техникум поменял много адресов. Ютились и в Канавине, и на Станкозаводе, и в разных школах города. Пока в 1972 году на месте свинарника не появилось шикарное по тем временам здание. Классы, лаборатории отделывали своими силами. Сами студенты изготовляли действующие модели, много помогал и завод-шеф. Руками тех заочников и вечерников (теперь они уже деды и отцы нынешних студентов НДТ) в лабораториях восстановили уже списанное с производства оборудование. Не зря среди наград тех времен – дипломы республиканских, зональных, областных выставок технического творчества и бронзовая медаль ВДНХ.

Нужны инженеры
Как и все учебные заведения, дизелестроительный пережил много перемен. В 1962-м вдруг закрыли дневное отделение, и механиков по двигателям внутреннего сгорания и технологов по обработке металлов резанием и инструментальному производству продолжали готовить на вечернем и заочном отделениях. А в 1989 году прием на дневное отделение дизелестроительного вновь состоялся. Поступили 120 человек.
– На заочном же народу и сейчас учится много. Особенно 94-й, 95-й, 96-й годы – такой бум был, – вспоминает заместитель директора по заочному отделению, выпускник дизелестроительного техникума 1956 года Юрий Исаков. – Не знали, куда народ девать. Опять престижно стало образование. В этом году, например, пришел один на третий курс, 1948 года рождения, когда-то учился у нас. Устал, говорит, лежать под машиной, хочется повыше: механиком, завгаром… Очень многие, кто в свое время бросил учебу в техникуме, теперь возвращаются. Учатся даже разведенные женщины с детьми. Понимают, что помощи ждать неоткуда.
По словам Юрия Константиновича, повод возвратиться к получению специального образования, возможно, дают и работодатели. В свое время Олег Дерипаска, придя на ГАЗ, сказал: “Мне техники не нужны. Нужны инженеры, даже на конвейере”. И многие заочники после окончания техникума отправились в вузы. Их принимают на третий курс и предлагают ускоренную программу.
– Учиться у нас трудно – это, пожалуй, одна из особенностей техникума, – продолжает наш разговор директор Валентин Лепехин. – О нас и раньше говорили: “Туда просто поступить, но очень трудно учиться”. И эту традицию – предъявлять студентам достаточно высокие требования – поддерживаем. Вот представьте, на 1-2-м курсах у нас “Инженерная графика”. По черчению учим тому, что изучают в вузе, потому что наши студенты должны так же хорошо читать чертежи, как и инженеры. “Нормирование точности” – труднейшая инженерная дисциплина, а мы учим ее со второго курса. Да и “Технология машиностроения” у нас нисколько не хуже преподается, чем в институте. Так что нашим выпускникам, безусловно, проще учиться в технических вузах.

Квалификация
Продолжая говорить о традициях, нельзя не упомянуть и преподавателей. Уважительное отношение к ним, их знаниям и опыту сложилось с давних времен. Вот о каком случае при поступлении в институт инженеров водного транспорта рассказал выпускник техникума 1956 года Юрий Исаков. Экзаменатор, узнав, что абитуриент окончил Горьковский дизелестроительный техникум, сказал ему: “У-у, там такие преподаватели! Вас и спрашивать не надо!”
Проработавшие больше тридцати лет, преподаватели, конечно, уже немолоды, но их квалификационный опыт очень велик. Возможно, в силу своего возраста они консервативны, но немногие из молодых, перспективных соглашаются работать за небольшую зарплату – ведь только с прошлого декабря ее повысили в 1,89 раза.
Конечно, можно заработанные деньги пустить на оплату труда, как делают это в соседних ссузах. Но Нижегородский дизелестроительный думает о будущем и вкладывает средства в развитие. В прошлом году, например, купили около 30 современных компьютеров, потратив сто тысяч своих заработанных рублей. А зарабатывают здесь как могут. Ведь федеральная власть (Нижегородский дизелестроительный техникум, как и все остальные, теперь в ведении Министерства образования) обеспечивает лишь выплату студенческих стипендий да зарплаты сотрудникам. На остальное, в том числе покупку оборудования, мебели, ремонт постоянно (из-за ошибки в проекте) протекающей крыши, приходится добывать самим. Поэтому сдают в аренду помещения. Нацелены расширить платные образовательные услуги: подготовительные группы, курсы пользователей ПК, коммерческие группы по подготовке новых специалистов.
Коммерческая группа экономистов появилась в техникуме несколько лет назад. Первый набор был на базе 9-х классов, и обучение длилось три года. После этого принимать решили лишь окончивших среднюю школу, курс длится 1 год 10 месяцев. Между прочим, в архивах отыскали документы о том, что до 60-х годов в техникуме уже была подобная специальность. Называлась она БУПП – бухгалтерский учет промышленных предприятий. Сегодня 155 человек учатся в коммерческих группах.
Около 400 студентов дневного отделения (на базе 9-х классов) и почти 500 заочников (после 11 классов) получают образование по специализациям “инструментальное производство и технология обработки материалов на станках и автоматических линиях” и “дизелестроение”. “В дипломе пишем “техник”, – говорит Светлана Мордовина, и.о. заместителя директора по учебной работе. – А работать можно и технологом, и мастером, и конструктором”.

Династии
Недостатка в абитуриентах здесь нет. Правда, если посмотреть аттестаты, редко у кого пятерки – в основном “4” и “3”. Но сейчас зачисляют в техникум только тех, кто на вступительных испытаниях получил “хорошо” и “отлично”. Экзаменов два – абитуриенты пишут диктант с элементами изложения и сдают устно математику. Так что конкурс для техникума не маленький: 3-4 человека на место. “Понимают, что здесь уже не школа, – резюмирует Светлана Константиновна. – И троечник в школе у нас может стать хорошистом, если захочет, конечно”.
С тройками в этом году взяли лишь двоих. Из-за любви к профессии. “Не хочу учиться другому!” Такие заявления в стенах Нижегородского дизелестроительного техникума не редкость. А как же иначе, если дед – инструментальщик, отец тоже: продолжение династии мы приветствуем. Из таких воспитанных на живом примере ребят чаще всего и получаются преданные делу профессионалы.
– Так уж сложилось, – подытоживает директор Валентин Иванович Лепехин, – заочники, взрослые люди, ведут к нам своих детей.
Вот и Виктор Николаевич Спирин, ныне начальник техбюро цеха режущего инструмента ОАО “ГАЗ”, когда-то с отличием окончил техникум, а теперь привел сюда учиться своего внука Диму.
Здесь считают обычным делом, когда вместе сидят за партой муж и жена, отец и сын, мать и дочь. Семейственность в Нижегородском дизелестроительном техникуме в почете.

Ирина МАЛИНИНА

Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте