search
main
0

Построим “муравейник”

Оригинальная организация урока физкультуры

Муравейник – сложно устроенное сооружение с многочисленными ходами внутри. Урок физкультуры, построенный по методу круговой тренировки, похож на муравейник не только внешне, но и по существу выполняемой деятельности. Ведь она направлена на поддержание жизненно важных функций.

А строится “муравейник” следующим образом: организуется 10-12 мест занятий с использованием как стандартного, так и нестандартного оборудования и инвентаря. Нагрузка определяется количеством повторов выполняемых упражнений. Учитывается и их сложность. Класс делится на пары (по желанию), что обеспечивает при сменности выполнения упражнений отдых, помощь и контроль. Из предлагаемых к выполнению заданий ученик произвольно выбирает лишь несколько.

Для количественного контроля применяются цифры счета (по типу перекидного календаря, на плотной бумаге).

Качество выполнения элементов акробатики контролирует учитель. Он же помогает в освоении техники. Можно привлечь к контролю за качеством временно освобожденных от занятий и учеников специальной медицинской группы.

Ребята, набравшие 5 и более фишек, кубиков (фишка или другой “наградной” предмет даются за правильно выполненное упражнение), получают “5”, за 4 фишки – “4”, за 3 фишки – “3”. Неудовлетворительная оценка не ставится, поскольку в большинстве случаев ученик выполнил посильный ему объем работы на уроке, а состояние здоровья и физической подготовленности, как и степень освоения двигательных навыков, пока низкие. Слабые ребята оцениваются по положительному сдвигу индивидуальных физических качеств и умений.

На рис. 1 представлено 11 мест занятий для ребят 5-6-х классов.

1. 5 серий по 5 прыжков толчком двух ног через низкие (высота 20 см) барьеры, ноги вместе – это положение обеспечивается держанием между ступней ног матерчатого мешочка, куска поролона и т.п. При потере контрольного предмета ученик возвращается на один барьер назад.

2. Подтягивание лежа на груди на наклонной гимнастической скамейке, ноги скрестно. Такое положение обеспечивает правильность выполнения упражнения, исключает отталкивание ногами от скамейки и имитирует захват каната ногами (5 раз). В исходном положении носки ног за краем скамейки, а заканчивается упражнение подтягиванием двумя руками за дальний край скамейки.

3. Лазание по канату с грузом 3 кг (в рюкзаке) до контрольной отметки на высоте 3 метров, 5 раз (девочки – без груза).

4. Бросок баскетбольного мяча двумя руками сверху в подвесное кольцо на высоте 190 см, 50 раз. Помощник учителя определяет качество броска и засчитывает попытку.

5. Вращение обруча в пяти положениях – на поясе, на правой руке, на левой руке, на двух руках вместе, на шее – стоя на скамейке, сохраняя равновесие. По 20 раз в каждом положении.

6. Два кувырка назад слитно, 5 раз (только мальчики). Под контролем и с помощью учителя.

7. 20 бросков баскетбольного мяча. Сбоку, отскоком от щита – 15 попаданий.

8. Кувырок вперед перекатом назад, стойка на лопатках. 5 повторений. Качество определяет помощник.

9. Из исходного положения лежа, ноги закреплены и согнуты в коленях, руки вверх, в руках баскетбольный мяч, поднимание туловища до касания мячом носков ног. 50 раз.

10. Тройной прыжок в длину с места из и.п. толчковая нога на стартовой линии. Прыжки выполняются по мягкому покрытию – резиновая дорожка, дорожка из гимнастических матов и т.п. 5 раз за контрольную отметку, установленную учителем. Отдельно для мальчиков и для девочек.

11. Из и.п.стоя, ноги вместе, наклонившись вперед, катить гимнастический каток по наклонной доске, закрепленной под углом 30-40 градусов, выпрямив туловище, максимально далеко и вернуться в и.п. 50 циклов движений.

Для учеников 7-8-х классов предлагаю “муравейник” из 12 заданий.

1. 7 серий по 5 прыжков через барьеры высотой 30-40 см (изготовлены из старых алюминиевых обручей) толчком двух ног – девочки и на одной ноге – мальчики.

2. Подтягивание на наклонной гимнастической скамейке сидя. Ноги сгибаются в коленях. 7 раз, только для мальчиков.

3. Лазание по канату с грузом 5 кг (в рюкзаке) до контрольной отметки на высоте около 3 метров с последующим освобождением от груза и сбрасыванием его в горизонтальную цель (баскетбольное кольцо, гимнастический мат и т.д.). 7 раз, только для мальчиков.

4. Бросок сверху с места в прыжке одной рукой баскетбольного мяча в подвесное кольцо на высоте 200 см. 70 попаданий.

5. Вращение обруча в семи положениях – на поясе, на правой, на левой руке, на двух руках вместе, на шее, на одной ноге, на другой ноге, стоя на низком гимнастическом бревне. По 20 раз в каждом положении.

6. Два кувырка назад слитно, первый с возвышения по пологой поверхности. 7 раз, только для девочек. Контролирует и помогает учитель.

7. Передача двумя руками от груди – в стену (партнеру), ловля отскочившего от пола баскетбольного мяча под правую ногу, шаг левой ногой и бросок правой рукой. Попасть отскоком от щита 7 раз.

8. Стойка на голове и руках. 7 раз, только для мальчиков.

9. Подъем переворотом махом одной ногой и толчком другой в упор. Перекладина на уровне плеч. 7 раз, только для мальчиков.

10. Кувырок вперед из упора присев, перекатом назад, лечь, “мост”, переворот в сторону в упор присев. 7 раз, только для девочек.

11. Сидя в 0,5 м от гимнастической лестницы спиной к ней и держась за рейку выше уровня головы, поднимание выпрямленных ног (носки ног до уровня глаз). 70 раз.

12. Поднимание груза на кистевом тренажере (12-15 кг) до контрольной отметки. 7 раз.

…Не знаю, чем награждают муравья в муравейнике за тяжелый труд, но на таком уроке ученик, кроме положительной оценки, обязательно еще услышит доброе слово учителя.

Михаил ПОЛЯКОВ,

учитель физической культуры Стабенской средней школы

д. Покорное,

Смоленский район,

Смоленская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте