Президент Российской академии образования Ольга Васильева рассказала о критериях качества научных работ по педагогике.
В настоящее время существует множество научных исследований, посвященных методике преподавания иностранных языков, истории, географии, литературы. При этом практически отсутствуют работы по теме воспитания. Такой вывод сделали эксперты Российской академии образования. Они утвердили критерии для повышения качества подобных научных исследований. О них «Парламентской газете» рассказала президент академии Ольга Васильева.
По ее словам, в РАО проанализировали все диссертации по педагогическим наукам. Лидирует по числу защищенных работ иностранный язык. Реже педагоги защищались по методике преподавания литературы, истории, географии. Почти не было защит по таким темам, как воспитание, взаимодействие семьи и школы. Также недостаточно исследований по современной дидактике, формированию духовно-нравственных ценностей.
Так что направления, которые помогают формировать человека и гражданина, остались без должного внимания. Сегодня востребованы учителя, которые бы научили учителей. Чтобы исправить ситуацию, весной текущего года были утверждены критерии доказательности научных исследований в области наук об образовании. Они позволяют проверить, обоснована ли актуальность проблемы в области наук об образовании, есть ли у работы результаты, развивающие научно-педагогическое и психологическое знание, а также результаты, которые влияют на образовательную практику. Данные критерии уже доступны всем, кто занимается научной деятельностью.
Кроме того, РАО совместно с президиумом ВАК разрабатывает актуальные тематики исследований по педагогике и психологии. В ближайшее время их ждет широкое научно-общественное обсуждение. Благодаря тематическому перечню аспиранты узнают о востребованности конкретных направлений исследований в науках об образовании. Науку нужно поставить на службу детству, подчеркнула Ольга Васильева..
Относительно применимости в современном образовании нейросетей Ольга Юрьевна отметила, что они сегодня меняют привычные представления о перспективах человеческой деятельности. Система образования должна формировать у детей навыки, которые помогут им жить и работать в новых условиях. Цифровые технологии оптимизируют ряд процессов. Например, существуют системы для демонстрации химических или физических опытов в виртуальном пространстве. Важно понимать, что новые технологии не заменят человеческое взаимодействие и интуицию, личность педагога и нравственный опыт, который он передает ученикам.
При этом учитель не должен оставлять ребенка один на один с нейросетью. В ряде педагогических вузов читаются курсы для будущих педагогов, которые посвящены нейросетям. Чтобы учитель смог обучить детей использовать технологии во благо, надо сначала научить этому его самого. Поэтому системе педагогического образования необходимы современные научно обоснованные методики. В РАО создается новая дидактика в условиях цифровой трансформации образования. Глава РАО обратила внимание на то, что ребенка необходимо учить мыслить и творить.
Ольга Юрьевна рассказала также о результатах исследований влияния цифровой среды на детей. Согласно данным академии, 5% родителей дают гаджеты годовалым детям, 99% — шестилетним. В среднем время ребенка 2 – 4 лет с гаджетом составляет около 2,5 часа в день, а детей 5 – 8 лет — более 3 часов в день. При этом малышей в возрасте до 2 лет эксперты вообще не рекомендуют допускать до цифровых устройств. К 16 годам почти 75% используют смартфоны. Исследования также показали, что чем дольше родители проводят времени с гаджетами, тем больше времени уделяю устройствам и дети. При этом школьники становятся более тревожными, меньше удовлетворенными отношениями в семье.
В Российской академии образования работает центр междисциплинарных исследований, где изучают фундаментальные механизмы функционирования мозга, а также нейрофизиологические основы обучения детей. Специалисты стараются понять природу индивидуальных различий. В Центре трудятся ученые в области когнитивных наук и психологии, количественной и молекулярной генетики, нейрофизиологии и биоинформатики. Ольга Васильева уверен, что их работа принесет значимые открытия в изучении особенностей развития ребенка в «цифровом» мире.
Комментарии