Особого внимания со стороны администрации, педагогического коллектива требует начинающий учитель. Как бы ни были важны для молодого учителя в профессиональном и человеческом плане проблемы адаптации, ему важно помнить, что специфическим объектом его труда являются ученики. От характера, вступления в профессию зависит благополучие нескольких поколений учеников.
Руководство их профессиональным ростом, формированием личной творческой индивидуальности имеет большое значение для педагогического коллектива, так как это создает предпосылки к объединению всех его членов, к созданию единой педагогической платформы, к повышению творческого потенциала педагогов и развитию детей.
При первых же встречах и беседах с вновь пришедшими молодыми специалистами администрация школы прежде всего знакомится с некоторыми особенностями мотивации профессиональной деятельности, то есть историей их профессионального выбора, с перспективой, что позволяет прогнозировать возможное развитие мотивации педагогической деятельности. Мотивом могут быть общение с учениками, увлечение предметом и др.
Когда беседуешь с молодыми специалистами, то самые главные проблемы, которые выдвигаются ими, это:
1. Как найти себя в потоке обязанностей и дел, мероприятий и контактов?
2. Что значит “поставить” себя?
3. Как добиться взаимопонимания с детьми?
4. Как завоевать авторитет?
5. Как найти свое место в педагогическом коллективе?
6. Как сделать едиными обучение и воспитание на уроке?
7. А как страшно встретиться с родителями! Ведь у них опыт, а я сама ребенок…
Вопросов много. Вот для того чтобы снять это напряжение, помочь адаптации молодого специалиста, выявить его индивидуальность, у нас в школе действует клуб “Молодой учитель”. Опыт работы показывает, что молодые учителя нередко используют дистанцию в общении, считая, что это помогает им утверждать себя как педагога. Однако в большинстве случаев это ведет к педагогическим неудачам, к формализации системы социально-психологического взаимодействия, не способствует созданию истинно творческой атмосферы.
Из-за отсутствия профессиональных навыков начинающие учителя прибегают и к другим негативным формам общения: общение-устрашение, общение-заигрывание. Обретение педагогом собственного стиля общения с детьми и коллегами – процесс сложный, тесно связанный с формированием творческой, педагогической индивидуальности в целом. Все это нужно увидеть, ненавязчиво подкорректировать, сгладить, научить, подсказать. И первую помощь в этом оказывают коллеги, опытные учителя. Начинающий педагог в своей деятельности стремится ориентироваться на опытных учителей, нередко подражает, копирует их. С первых занятий в клубе администрация школы, психолог убеждают молодых учителей в поиске собственной возможности коммуникативной деятельности, обосновывают, почему владение целостной технологией общения, его процедурой помогут педагогу уверенно ощущать себя в любой конкретной ситуации. В результате, анализируя взаимодействие молодых специалистов с педагогическим коллективом, родителями, учениками затрудняюсь назвать даже один пример, когда молодой учитель не вписался бы в коллектив. Хотя без шероховатостей не бывает (иногда излишняя самоуверенность, переоценка своих способностей, иногда неумение общаться).
Первые уроки молодые учителя проводят самостоятельно, а уж спустя какое-то время (оговоренное учителем) занятия посещаются с целью ознакомления с их уровнем подготовки.
В практике школы администрация, МО считают целесообразным знакомить каждого учителя сначала с опытом молодых учителей, а потом – с опытом мастеров. Почему?
Как правило, когда учитель-новичок видит урок мастера, он пугается – “я так не смогу”, а увидев уроки сверстников, у него формируется убеждение, что он тоже справится, и стремление его к совершенствованию не пропадет.
Посещая занятия молодого учителя, беседуя с ним, определяем первоочередные задачи, составляем первоочередные ходы, программы, а при анализе всегда отмечаем, что изменилось в деятельности с учениками, в классе и так далее.
Старание все крупицы нового, интересного, полезного в деятельности молодого специалиста донести до всего коллектива – это моральное стимулирование. Но наряду с этим при анализе следует говорить и об ошибочных, неправильных действиях, пробуждая у педагога критическое отношение к себе. Ведь не секрет, что в начале деятельности у молодых все хорошо, они не видят своих ошибок, не в состоянии оценить себя.
Практика работы с молодыми учителями показывает и убеждает в том, что поддержку творческих начинаний учителя обязательно нужно сочетать с требовательностью и вдумчивым анализом его ошибок, что позволяет избежать как чрезмерного захваливания, так и критики. Это связано с тем, что учитель в первом случае может перестать критически оценивать свои действия и теряет профессионализм, а во втором случае резко снижает профессиональный тонус.
В результате через 2-3 года возникает такая связь: понимаю – делаю – критичнее отношусь к сделанному – критичнее отношусь к себе – больнее переживаю неудачи – внимательнее всматриваюсь в опыт наставника – больше понимаю – и все сначала.
Учитывая сложность адаптационного периода в профессиональной деятельности начинающего педагога, при организации работы с ним на основе его готовности к педагогической деятельности, администрация школы и коллеги помогают молодым специалистам прежде всего:
1. Определить приоритетные направления, цели и содержание его самообразовательной работы по совершенствованию профессиональных знаний и умений.
2. Выявить и оценить вместе с учителем возникающие трудности, причины их проявления, определить меры по преодолению и устранению этих трудностей.
3. Найти наиболее оптимальные действия, в различных педагогических ситуациях при решении нестандартных педагогических задач.
4. Включиться в систему взаимоотношений с коллегами, учащимися, родителями.
5. Обеспечить условия для роста и раскрытия его потенциальных возможностей.
Особо хочу подчеркнуть – администрации школы, членам методического объединения очень важно уделять особое внимание в работе с начинающими специалистами индивидуальным формам методической помощи, что способствует развитию их творческой самобытности.
Нина Иванова,
директор средней общеобразовательной
школы N21
Ярославль
Комментарии