О ситуации в сфере образования и первоочередных задачах Профсоюза
Принято 18 сентября 2003 года
Заслушав и обсудив доклад Председателя Профсоюза Г.И. Меркуловой «О ситуации в сфере образования и первоочередных задачах Профсоюза» IV Съезд Профсоюза
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Подтвердить актуальность Основных направлений деятельности Профсоюза работников народного образования и науки РФ на 2000-2005 годы, определенных III Съездом Профсоюза, и продолжить их последовательную реализацию.
2. Признавая, что повышение заработной платы работникам образования остается основополагающей задачей Профсоюза, продолжать добиваться повышения оплаты труда учителей, преподавателей, всех работников образования в 2004 году не менее чем в 1,5 раза, введения надбавок выпускникам учреждений профессионального образования за первые три года их работы в образовательных учреждениях и надбавок работникам образования за продолжительность непрерывной работы в образовательных учреждениях.
3. Отметить, что выполнение I этапа реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в части кадрового обеспечения системы образования, материального стимулирования деятельности работников образования недопустимо затягивается.
3.1. Считать необходимым добиваться выделения в формирующейся Федеральной программе развития образования на 2004-2006 годы финансовых средств на организацию и проведение мониторинга педагогических кадров в системе образования, на формирование и реализацию программы «Педагогические кадры», предусмотренной Концепцией модернизации российского образования.
3.2. Поручить Президиуму ЦК Профсоюза подготовить и направить обращение к Президенту РФ, Правительству, Федеральному Собранию РФ, ФНПР об определении источников финансирования оздоровительных мероприятий для педагогических работников, в том числе за счет средств социального страхования.
4. Поддержать постановления Президиума ЦК Профсоюза (от 29 августа т.г.) и Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ (от 2 сентября т.г.) о проведении 15 октября 2003 г. второго этапа Всероссийской акции работников бюджетной сферы в формах, определенных указанными постановлениями.
Призвать работников образования принять активное участие во Всероссийской акции работников бюджетной сферы 15 октября 2003 г.
Предложить территориальным организациям Профсоюза организовать работу по направлению обращений, телеграмм работников образования в адрес государственных органов законодательной и исполнительной власти в поддержку обращения, принятого делегатами IV Съезда Профсоюза.
5. Делегатам Съезда провести пикетирование Государственной Думы РФ 19 сентября 2003 г., в день рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2004 год».
6. Принять Обращения:
• к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ о необходимости очередного повышения заработной платы работников образования в 2004 году и предложить работникам образования принять участие в сборе подписей под данным Обращением в ходе объявленной Всероссийской акции работников бюджетной сферы;
• к Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ по проблеме финансирования санаториев-профилакториев учреждений профессионального образования.
7. Призвать работников образования выразить свою позицию по актуальным проблемам социальной политики, приняв активное участие в выборах депутатов в Государственную Думу 7 декабря 2003 г.
Рекомендовать работникам образования при голосовании на предстоящих выборах за кандидатов в депутаты Государственной Думы учитывать, насколько они известны в сфере образования и какими конкретными действиями они подтвердили способность профессионально решать проблемы образования, отстаивать конституционные гарантии граждан в сфере образования.
8. Считать допустимым переход на отраслевую систему оплаты труда в образовании не ранее 2005 года при следующих условиях:
• сохранения в федеральных законах минимальных государственных гарантий по уровням оплаты труда для работников образовательных учреждений независимо от уровня бюджетного финансирования;
• увеличения объемов средств, направляемых на оплату труда работников, не менее чем в два раза;
• сохранения порядка оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплату заработной платы работникам образования.
Президиуму ЦК Профсоюза принять активное участие в осуществляемой Министерством образования РФ разработке нормативно-правовой базы для перехода к отраслевой системе оплаты труда.
9. Принять резолюцию Съезда по поводу предполагаемого вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), в поддержку позиции Интернационала образования, направленной на исключение образования из предмета переговоров в рамках «Генерального соглашения по торговле услугами» (ГСТУ).
10. В целях подготовки предложений к программе «Педагогические кадры России» завершить работу совместно с Институтом педагогики социальной работы РАО по проведению социально-педагогического исследования по проблеме кадрового обеспечения деятельности общеобразовательных учреждений села; провести исследования по теме «Условия профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров учреждений общего, начального и среднего профессионального образования, профессорско-преподавательского состава вузов».
11. С учетом складывающейся ситуации в сфере образования и проводимой Правительством России социально-экономической политики предложить руководящим выборным органам Профсоюза, территориальным профсоюзным организациям:
11.1. В целях сохранения и развития системы российского профессионального образования добиваться:
• сохранения действия Федерального закона «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию»;
• всестороннего обсуждения разрабатываемого Минэкономразвития РФ проекта федерального закона «О специализированных государственных (муниципальных) некоммерческих организациях» в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в СМИ, имея в виду вероятные социально-экономические последствия реализации этого закона в сфере образования;
• обеспечения гласного характера проведения эксперимента по финансированию вузов на основе ГИФО, открытого обсуждения результатов его проведения.
11.2. Принять меры для дальнейшего развития социального партнерства в отрасли и повышения эффективности договорного регулирования социально-трудовых отношений.
11.2.1. Уделить особое внимание вопросам:
• повышения качества подготовки соглашений и коллективных договоров;
• вопросам проведения кадрового мониторинга в отрасли; создания необходимых условий работы в целях реализации Концепции модернизации российского образования, вопросам проведения аттестации работников и рабочих мест, повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических кадров учреждений общего, начального и среднего профессионального образования, профессорско-преподавательского состава вузов, в первую очередь педагогического профиля; трудоустройства, повышения социального статуса педагогических работников;
• финансовой обеспеченности коллективных договоров и соглашений, что предполагает активное и постоянное участие территориальных организаций профсоюза в работе с бюджетами соответствующих уровней;
• расширения практики заключения многосторонних региональных соглашений на принципах социального партнерства между администрацией региона, объединениями работодателей, территориальной организацией профсоюза и Советом ректоров (руководителей других учреждений среднего профессионального образования) по реализации программ развития регионов, расширения возможностей занятости работников учреждений профессионального образования, повышения уровня их материального обеспечения;
• совершенствования автоматизированной системы анализа содержания коллективных договоров вузов и оценки их эффективности, распространения ее применения для анализа содержания и оценки эффективности коллективных договоров в общеобразовательных учреждениях и региональных, территориальных соглашений;
• осуществления постоянного контроля за реализацией коллективных договоров и соглашений.
11.2.2. Предложить Министерству образования РФ подготовить совместно с ЦК Профсоюза и внести не позднее I квартала 2004 года в Правительство России предложения по совершенствованию медико-социального страхования работников отрасли.
11.3. Добиваться совершенствования порядка финансирования образовательных учреждений:
• в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений» сосредоточить усилия на проведении совместной работы с органами управления образованием, администрацией субъектов РФ, органами местного самоуправления по его реализации;
• продолжить работу совместно с ректорами вузов, директорами учреждений начального и среднего профессионального образования и их объединениями по совершенствованию использования внебюджетных средств на повышение оплаты труда работников, обеспечение социальных выплат работникам и студентам.
11.4. В части усиления защиты социально-экономических интересов студенчества:
• добиваться принятия и реализации межведомственной программы «Студенчество России», имея в виду необходимость определения этапов повышения стипендиального обеспечения студентов, создания эффективных механизмов трудоустройства и вторичной занятости (включая создание служб занятости в вузах), совершенствования форм и методов социальной защиты студентов, в первую очередь малоимущих, сохранения санаториев-профилакториев учреждений профессионального образования и др.
11.5. Центральному комитету Профсоюза, территориальным комитетам профсоюза проявлять настойчивость в защите прав членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда и обучения, добиваться принятия мер:
• по повышению эффективности проводимых мероприятий по охране труда и повышению ответственности должностных лиц за результаты обеспечения здоровых и безопасных условий труда и обучения, работы по предупреждению несчастных случаев во взаимодействии с органами управления образованием;
• по дальнейшему увеличению численности технических инспекторов труда, созданию комитетов (комиссий) и назначению уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в профкоме каждого образовательного учреждения.
11.6. В части защиты трудовых прав работников:
• в целях усиления правовой защиты социально-трудовых прав работников образования принять активное участие в совершенствовании трудового законодательства на федеральном и региональном уровнях, добиваясь законодательного закрепления механизмов реализации защитных норм;
• принять участие в разработке «Кодекса законов РФ об образовании»;
• существенно расширить практику судебной защиты, а также применения досудебных форм защиты социально-трудовых прав работников, используя возможности комиссий по трудовым спорам образовательных учреждений, государственных органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе на основе соглашений о совместной деятельности с органами прокуратуры и федеральной инспекцией труда по вопросам обеспечения защиты прав работников и осуществления контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства, законодательства об охране труда;
• активизировать и совершенствовать правозащитную работу профсоюзных организаций, прежде всего в форме усиления профсоюзного контроля, осуществляемого территориальными правовыми и техническими инспекциями труда, обеспечив их кадровое укрепление.
11.7. В сфере укрепления деловых контактов с родственными профсоюзами зарубежных стран и международными объединениями профсоюзов:
• принять участие в осуществлении совместного проекта с родственными профсоюзами стран Балтийского моря по проведению экспертного сравнительного анализа трудового законодательства в сфере образования;
• совершенствовать формы работы в целях обмена информацией о состоянии и перспективах развития образования в процессе глобализации мировой экономики и всемирной интеграции, а также в целях обеспечения солидарных действий в решении задач Профсоюза.
11.8. Во внутрисоюзной деятельности:
• считать одной из первоочередных задач Профсоюза, территориальных и первичных профсоюзных организаций, их выборных профсоюзных органов дальнейшее организационное и финансовое укрепление Профсоюза, обеспечение реализации постановления Пленума ЦК Профсоюза от 26 марта 2003 года «О ходе выполнения решений III Съезда Профсоюза»;
• Центральному комитету Профсоюза, комитетам профсоюза территориальных и первичных профсоюзных организаций в целях более эффективной реализации уставных целей и задач:
11.8.1. Принять в течение 2003-2004 годов дополнительные меры по организационному и финансовому укреплению профсоюзных организаций, выборных профсоюзных органов.
11.8.2. Значительно активизировать информационную работу среди членов Профсоюза. Учитывая особую значимость для профсоюза развития новых информационных технологий, поручить Президиуму ЦК Профсоюза рассмотреть вопрос о создании в ЦК Профсоюза информационного отдела.
11.8.3. Приступить к подготовке отчетно-выборной кампании в Профсоюзе в 2004 году. Для чего:
• сформировать в ЦК Профсоюза, каждой территориальной профсоюзной организации реальный резерв кадров, в том числе из числа молодежи; разработать меры по созданию системы стимулов к переходу на профсоюзную работу;
• разработать программы обучения и повышения квалификации профсоюзного актива, штатных профсоюзных работников с учетом современных требований к деятельности профсоюзных организаций и профсоюзным работникам;
• принять конкретные меры по созданию в городах, районах, профсоюзных организациях учреждений профессионального образования постоянно действующих школ профсоюзного актива.
11.8.4. Продолжить проведение семинаров-совещаний по проблемам профессионального образования, охраны труда, правовой защиты социально-трудовых прав и др. с выездом в территориальные организации профсоюза.
11.8.5. Совершенствовать практику работы со Студенческим координационным советом, а также с профсоюзными организациями преподавателей и других работников вузов.
Председатель профсоюза Г.И. МЕРКУЛОВА
Комментарии