Это четверостишие из календаря «Наши друзья – дорожные знаки». Их много, хватит для каждого подзаголовка нашего выпуска. Реквизитов областной целевой программы «Обеспечение безопасности дорожного движения» не счесть. Лишь бы все это убедило ребятню, что поведение на улице, по которой мчатся лихие водители и мечутся неуверенные чайники, – серьезная штука. Тем, кто обеспокоен статистикой несчастных происшествий, случившихся из-за неадекватно управляемого транспорта, хочется, чтобы каждый ребенок усвоил главное правило: хоть ты мал, а будь мудрее тех, кто за рулем способен забыть об ответственности. Да и сам не создавай аварийных ситуаций. А быть в курсе, как поступать в том или ином случае, по словам начальника Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУВД по Московской области генерал-майора милиции Сергея СЕРГЕЕВА, ребятам помогут и педагоги, и специалисты ГИБДД.
– Сергей Алексеевич, нормативные правовые документы, регламентирующие обеспечение безопасности дорожного движения, сегодня подвергаются значительным изменениям и дополнениям, не так ли?
– Существует федеральный закон по безопасности дорожного движения от 1995 года. Сейчас идет работа над тем, чтобы законодательство обновить. Вносятся коррективы в Кодекс административных правонарушений, создаются нормативные акты. Назрел момент, чтобы внести изменения в закон. Вот вам самый свежий пример. Идет разговор об увеличении штрафа за грязные номера на автомобиле. По нашему мнению, это должно отучить злостных нарушителей замазывать номерные знаки, чтобы не получать штрафы по почте. Увеличив штраф за нечитаемые номера, мы также намерены наказать тех, кто сейчас укрывается от видеокамер, фиксирующих превышение скорости на дорогах. Ведь злостные нарушители замазывают грязью или заклеивают специальной глянцевой пленкой номерные знаки на автомобилях таким образом, что камера не может их распознать. Законопроект, согласно которому размер штрафа за езду с нечитаемыми номерами будет увеличен со 100 до 1000 рублей, был внесен на рассмотрение Московской областной Думы. Если наши законодатели его утвердят, предложение с поправками будет передано в Государственную Думу.
– Оборудуются ли школы, которые выходят на проезжую часть, специальными знаками, разметками, искусственными неровностями для торможения?
– По губернаторской программе, которая началась еще в 2006 году, рядом со школами устанавливают дорожные знаки на желтом фоне. Он светоотражающий, яркий. Его хорошо видно и в темное время суток, и днем. Выделены знаки «Пешеходный переход», «Дети», «Ограничение скорости». Все опасные участки у школ учтены, устанавливаются ограждения, освещение, делаются неровности, чтобы сбить скорость проезжающих мимо.
– Кто был инициатором совместной работы: ГИБДД или система образования? Как зародилась идея о необходимости деятельности сообща?
– Статья 29 закона 41-ФЗ говорит об обучении граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах. Органы внутренних дел обязаны учреждениям образования в этом процессе оказывать всяческое содействие. Конечно, образованием должны заниматься учителя. Но как они могут научить ребенка тому, в чем сами подчас не сильны? А вещи, которые требуется знать каждому человеку, охватывают огромный пласт поведения – от правил пешехода до умения управлять самым современным автомобилем. Работа идет совместно. Конечно, мы стараемся брать инициативу на себя, потому что те сводки, которые мы видим, вопиют: надо срочно что-то делать! Гибель и увечья детей никого не могут оставить равнодушным, такую ситуацию необходимо предотвращать всеми доступными способами. Мы, как специалисты, делимся своими знаниями и умениями, чтобы по возможности избежать трагедий.
– По статистическим данным Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, ежегодно во всем мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибают 1,2 миллиона человек, то есть больше 3000 человек в день. В это число входят около 500 детей. Ситуация в Подмосковье столь же ошеломляюща?
– В прошлом году на территории области произошло 1187 аварий, в которых 65 детей погибли и 1195 получили серьезные травмы, некоторые из которых еще в течение жизни скажутся на здоровье пострадавшего. Это… Например, в школе примерно столько учеников и учится, то есть за год выходит из строя сообщество целого учреждения! За каждой гибелью, за каждым увечьем – утрата. В ранениях детей, безусловно, чаще виноваты взрослые. Каждый второй ребенок, пострадавший в ДТП, – это пассажир. Его везли родители. И либо они нарушили правила сами, либо попались на пути следования того, чья езда оказалась грозящей опасностью. Бывает, на детей наезжают и на пешеходных переходах. За последние девять месяцев в области зарегистрировано 837 происшествий с участием детей, в которых 41 ребенок погиб и 858 получили травму. В этом году идет снижение количества таких нежелательных событий, и это очень отрадно. На 12 процентов снизилось количество раненых и на 29 – погибших. А вы спрашиваете, чья инициатива?! Существует федеральная программа повышения безопасности дорожного движения. Рассчитана она на 2006-2012 годы. В соответствии с этой программой принята региональная – «Обеспечение безопасности дорожного движения на территории Московской области в 2007-2010 годы». И каждое муниципальное образование начинает вводить в действие свою программу по безопасности. Сейчас уже идет проработка и утверждение долгосрочной региональной программы. Все пойдет и дальше. Очень радостно, что пошли конкретные средства на повышение безопасности, где по полочкам все разложено, по пунктам все расписано. Идет предупреждение опасного поведения участников дорожного движения: создаются ролики, проводятся конкурсы, викторины, игры, происходит непрерывное обучение детей. Всем этим занимается Министерство образования области, но то, что касается правовых аспектов, они согласовывают с нами.
– В чем заключается методическая помощь инспекторов ГИБДД педагогам общеобразовательных учреждений, родителям и общественным организациям по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма?
– В разработке всевозможных методических пособий, и письменных, и электронных, мы принимаем самое непосредственное участие. Пособия, которые можно увидеть сегодня, зачастую пестрят ошибками. Я помню, раньше учили: «Обходи автобус сзади, трамвай – спереди», так до сих пор и перепечатывают этот постулат. Да не надо ни тот, ни другой транспорт обходить, пока он не уедет! Только после этого можно перейти дорогу, не иначе. А какие сведения ребенку заложишь в раннем возрасте, так он и будет поступать. И ошибки недопустимы. Поэтому приходят наши инспектора в школы, проводят беседы. Наша задача – организовать работу, быть консультантами, оказывать помощь. Вообще наши специалисты входят в состав организаторов в проведении разнообразных конкурсов среди детей дошкольного и школьного возраста. Устраиваем слеты юных инспекторов движения. Формируем профильные смены. Строим автогородки. Затеваем конкурсы юных автомобилистов. Поощряем лучших и учеников, и учителей подарками. И огромное значение придаем повышению квалификации преподавателей по обучению детей безопасному поведению на дорогах.
– Что это значит?
– Готовим проект совместно с Министерством образования об обучении на курсах повышения квалификации. Подготовили программу для кафедры безопасности Педагогической академии последипломного образования. Формируем людей из наших сотрудников, ветеранов милиции, которые могут поделиться своим богатым опытом.
– На кого из преподавателей в основном вы опираетесь?
– Главная нагрузка ложится на тех, кто занимается этой деятельностью дополнительно. Это уже проверенные люди, которые долгие годы участвуют в этой работе, передают опыт молодым, прививают культуру поведения на дороге подросткам, воспитывают в них ответственное отношение к себе и движению автотранспорта. Проблема в том, что до сих пор не принят единый государственный стандарт по обучению детей в школах безопасному поведению на дорогах. Ликбез школьников происходит в рамках ОБЖ. Там минимум, но этих крох совершенно недостаточно для понимания ситуации целиком. В Подмосковье сильно развито просвещение в этих вопросах благодаря дополнительному образованию. У нас 1306 отрядов юных инспекторов движения – ребятам нравится быть ЮИДовцами, форма красивая, дело интересное. А это 16000 девчонок и мальчишек, которые серьезно занимаются безопасностью. Конечно, где-то база получше, где-то послабее. У нас 10 автогородков. Первый был открыт в Волоколамске, потом в Электростали, Домодедове, в Дмитрове два городка, Красногорске, Балашихе, Раменском, готовятся перерезать красную ленту в Воскресенске и Лобне. Это реальный город, где построена вся инфраструктура: знаки, светофоры, разметка. В Подмосковье популярен марафон творческих выступлений отрядов ЮИД. Дети выступают перед сверстниками, в красивой театральной форме рассказывают о правилах поведения на дороге. Всю эту мощную систему возможно создать только во время дополнительных занятий.
– Помогает ли ГИБДД в оснащении школ демонстрационными материалами?
– В каждой школе появился уголок, обустраиваются классы. Сейчас проводим конкурс на лучший класс, лучшую площадку. Хочется, чтобы в каждом муниципальном образовании была базовая школа – они у нас есть, но в идеале, чтобы там был городок, центр по обучению детей, где ребята могли бы проходить курс системно: теория, практика, показ кинофильмов, выступление наших сотрудников. От этого центра шла бы сеть по остальным школам, где проходят свои занятия, конкурсы, накапливается архив интересных находок. Мы к этому стремимся. Выпускаем плакаты, календари, пособия, памятки «Велосипедист», «Юный пешеход». Хотим сделать плакаты для родителей.
И знаете что? Хотелось бы замечательному конкурсу профессионального мастерства учителей предложить включить в конкурсную программу тесты по безопасности дорожного движения. Сейчас век автомобилизации, многие педагоги ездят на машинах, победители получают автомобили в подарок, и было бы весьма поучительно показать, что лучшие относятся к этой проблеме весьма ответственно.
Комментарии