search
main
0

Посредством музыки и пластики – к физическому и духовному здоровью

​Нелли СЕРЕБРЯКОВА, учитель музыки и МХК школы №2049: – Качество работы педагога тесно связано с состоянием его физического и духовного здоровья. Не менее важна возможность создания учителем такого комфортного пространства, которое позволило бы успешно развиваться личности и педагога, и школьника.

Свою любовь к музыке мне хочется передать детям так, чтобы этот процесс был увлекательным. Но во время работы я постоянно испытываю на себе воздействие факторов, неблагоприятно влияющих на организм: статичное положение тела, нагрузка на голосовой аппарат. Применение медикаментозных средств дает в этом случае лишь кратковременный положительный эффект. Для меня стало понятно, что в своем отношении к работе необходимо что-то менять. Наблюдая за детьми, я поняла, что и они испытывают потребность в активных действиях на уроке. Например, во время исполнения учащимися музыкальных произведений было заметно, что они всячески пытаются с помощью жестов рук, движением помочь себе в передаче эмоционального настроя. Передо мной встала задача – помочь детям целесообразно применять движение во время исполнительской практики. Стало очевидным, что в своей работе необходимо чаще применять здоровьесберегающие технологии.  Тогда я предприняла  некоторые действия.Применение на уроках музыки приемов, позволяющих создавать комфортное эмоциональное состояние ученика и учителя на уроке. Скажем, в начальной школе при изучении тем о национальных традициях в музыке я применяю прием «разыграй потешку»: жесты детей должны передавать характерные особенности какого-либо персонажа. Чтобы показать потешку детям, мне самой приходится двигаться и петь. Мне это чрезвычайно нравится, поэтому я стала чаще вводить элементы хореографии в канву урока. Для меня очень важен личностно-развивающий момент в содержании образовательного процесса. Посетив курсы по оздоравливающей хореографии, я открыла для себя возможность пластической импровизации при прослушивании классической музыки. Удивительное прочтение смысла музыки Э.Грига с помощью жестов в исполнении Л.Богомоловой натолкнуло меня на возможность преподавания детям более сложной музыки (Шнитке, Скрябина) в доступной им форме. Если раньше такие уроки казались детям трудными, то теперь открылась перспектива более доступным языком пластики тела донести до детей замысел композитора. Применение специальных средств, способствующих оздоровлению, – это  систематические занятия по вокалу, совмещенные с дыхательными упражнениями по методике А.Стрельниковой, которыми занимаюсь сама, и делюсь полученным опытом с коллегами и детьми. Принимая за основу личностно ориентированную педагогику, мы создаем общеэстетическую среду, представленную музыкально-драматическими видами искусств. Идея предполагает не только знакомство учащихся с национальной и мировой культурой, но еще помогает прививать поведенческую культуру. Как это происходит?На уроках музыки через социоигровые технологии и оздоровительную хореографию я провожу различные игры с последующей рефлексией «Придумай и ответь», «Разыграй песню».На уроках МХК идет активизация самостоятельной поисковой деятельности. Школьники определяют для себя наиболее интересные виды познавательной деятельности, посещают музеи, исторические места. Это и туристическая деятельность, и музейная педагогика, и образно-ролевая импровизация. Помощь школьникам в осознанном выборе своей направленности и поиске области ее применения. Учащиеся выбирают творческий коллектив, созданный педагогом, в котором индивидуальные качества ученика могут раскрыться во всей полноте. Здесь помогает дополнительное образование, предлагая школьникам следующие возможности.В ансамбле русской песни идет совершенствование вокально-исполнительских навыков через фонопедический метод развития голоса В.В.Емельянова. В мюзикл-студии происходит развитие художественно-речевой и театрализованной деятельности, пополнение знаний по драматургии и сценическому мастерству. Через увлечение мюзиклом можно привлечь детей к более серьезному искусству. Создание вокального ансамбля педагогов. Такая форма деятельности оказалась злободневной, так как многие мои коллеги также испытывают необходимость в поиске здоровьесберегающих действий в рамках своего рабочего места. Фольклорный и авторский материал, основанный на лучших традициях русской песни (лиричности, напевности), позволяет добиться оздоравливающего и релаксирующего эффекта. Активная жизненная позиция позволяет мне расширить поле воспитательной и учебной деятельности: поставлены музыкальные спектакли и мюзиклы в сотрудничестве с детьми и родителями, организованы выступления детского и педагогического коллективов. Результат деятельности апробирован не только в школьной среде, но и в другом социуме. Организована активная концертная, благотворительная, конкурсная деятельность: ежегодные спектакли для детей из Центра реабилитации «Южное Бутово», для родителей, ветеранов, участие в молодежных фестивалях и конкурсах «Оберег», «Я люблю театр», «Юные таланты Московии», в IV Международном фестивале в  Санкт-Петербурге, сотрудничество с Э.Успенским, выступления за рубежом (творческая поездка по обмену опытом с посещением финских и шведских школ). Мы нашли  отклик у коллег и теперь обмениваемся опытом (городской научно-практический семинар «Использование открытых образовательных технологий», городской семинар «Школа, где процветает грамотность», мастер-классы, публикации на сайте Фестиваля педагогических идей «Открытый урок»).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте