Виктор ДЕМИН, президент Союза директоров ссузов России: – Мы с пониманием относимся к проводимым в последнее время реформам, отвечающим новым подходам государственного строительства. Однако многие из них, особенно в экономике образования, нас не могут не волновать. Так как их реализация выстраивает новый организационно-экономический механизм деятельности колледжей и техникумов, к которому не все учебные заведения готовы. В конце 2003 года правительством были намечены конкретные меры по реструктуризации бюджетного сектора экономики.
Предполагается, что формирование бюджета 2005 года и его расход будут осуществляться по принципиально новым формам и методам, основанным на результативности деятельности учебных заведений. Рассматривается вопрос по изменению статуса и организационно-правовых норм деятельности государственных учреждений. В третьем квартале 2004 года планируется принять меры по разработке нормативной базы приватизации государственных и муниципальных учреждений бюджетной сферы. В порядке законодательной инициативы намечается отменить большинство льгот экономического и социального характера, в том числе и в сфере образования, а часть из действующих заменить новыми видами социальной поддержки. Поэтому мы и задаемся вопросами, насколько эти изменения обеспечат заявленный правительством на всех уровнях власти приоритет образования как важнейшей сферы и решающего фактора развития российского общества. Будет ли реализация запущенных механизмов способствовать опережающему развитию начального и среднего профессионального образования или, наоборот, приведет к их развалу? Надо сказать, что наш союз всегда участвовал и будет участвовать в выработке той политической линии, которая формируется законодателями и правительством в сфере образования. Но мы рассчитывали, что модернизация начнется с содержания образования, с изменения дидактической базы, структуры и объемов подготовки специалистов, изменения статуса педагогических работников, повышения роли научного потенциала системы СПО и связи ее с рынком труда. Но, к сожалению, она началась с болезненного и пока еще не совсем понятного сценария – с оптимизации системы управления. И в результате, когда система и начального, и среднего профессионального образования находится в исключительно сложных условиях, принято решение о передаче НПО и СПО на региональный уровень. Поэтому сегодня надо всерьез подумать о механизмах, которые не допустили бы снижения статуса и роли этих учебных заведений. Я хотел бы начать перечень этих предложений с точки зрения общесистемных вопросов. Именно они должны, по нашему мнению, быть решены на федеральном уровне. Ибо если эти вопросы не будут решены, то регионы с ними и подавно не справятся. Если абстрагироваться от корпоративных интересов, то могу сказать: сам факт передачи – объективный и необходимый. Так как многие учебные заведения НПО и СПО создавались под потребности конкретных отраслей и предприятий. Вопрос в том, своевременно это или нет и какими путями это будет осуществляться. Передача, по моему мнению, решает задачи, которые давно уже решены. Нерешенными остаются вопросы управления собственностью, эффективность финансирования, так как объемы подготовки, оценка качества обучения, финансовый и хозяйственный контроль всегда были в регионах, на местах. Деятельность учебных заведений всегда была приближена к региональному рынку труда. Вопрос в том, насколько участие регионов было эффективным в управлении колледжами и техникумами, училищами. Не приведет ли передача НПО и СПО учреждений к потере государственной значимости наших систем, не будут ли сокращены объемы финансирования при нынешней оптимизации управления при недостатке управленческих кадров, их качественном составе? Кроме того, при отсутствии механизмов передачи может начаться вакханалия, в результате которой ряд учебных заведений просто прекратит свое существование, а это серьезнейшая социальная проблема. СПО и НПО решают ведь не только экономическую, но и социальную задачу.
Поэтому я бы хотел внести предложение об установлении моратория на недопущение перепрофилирования и приватизации учебных заведений.
Комментарии