Я работаю школьным учителем информатики и параллельно веду спортивное объединение тхеквондо WTF в блоке дополнительного образования. Мои ученики одновременно и мои спортсмены. Удивляет то, насколько разные они на уроках и на тренировках, сборах, соревнованиях: в школе – дети, в спорте – взрослые. Но в статье я остановлюсь на другом преподавательском наблюдении: тхеквондо помогает детям в учебе. По опыту можно сказать: те, кто бросает тренироваться совсем или на время, учиться начинают хуже. Почему так прочно связаны спорт и образование?
Познавательные возможности – это психологические и физиологические качества, которые определяют способности к обучению и развитию.На психологическом уровне к ним относятся память, внимание, мышление, эмоциональная устойчивость, морально-волевые, нравственно-этические и мотивационные качества личности.На физиологическом уровне познавательные возможности обусловлены работой мозга, рецепторов и анализаторов нервной системы, которые определяют качество первичной обработки информации об окружающем мире.Регулярные занятия спортом развивают психологические и физиологические качества человека, улучшают чувствительность рецепторов и анализаторов (двигательных, тактильных, пространственной ориентации), активируют участки мозга, которые управляют моторикой тела.Тхеквондо WTF – олимпийский вид спорта, он сочетает традиционные и современные методы подготовки.Традиционным методом изучается базовая техника. Это система комплексной психофизической подготовки, включающая в себя тренировку движения, дыхания и сознания в едином, целостном процессе. Вот его краткое, схематическое описание: Постановка техники движения начинается со стойки. Стойка – «несущая конструкция» движения, построенного на принципах биомеханики. Правильное распределение веса тела, баланс и координация – основа правильного движения. Затем отрабатывается динамика движения, когда плавное, мягкое, незаметное начало переходит в мощное, акцентированное завершение. Такая динамика позволяет сконцентрировать усилия в точке приложения, скоординировать движение всех частей тела, синхронизировать движение с дыханием. Дыхание не должно мешать движению и наоборот. Умение дышать в ритме движения достигается с помощью нехитрого способа – отработки приемов под счет вслух. Считают все по очереди. Когда техника дыхания освоена в достаточной степени, на тех же упражнениях добавляем задание – концентрировать внимание на различных объектах и действиях: на технике движения, на технике дыхания, на точке центра тяжести тела, на объеме окружающего пространства, на области периферического зрения. Синхронизация движения и дыхания, ритмичная отработка элементов базовой техники под счет, концентрация внимания на монотонно повторяющемся действии приводит к изменению состояния сознания. Это медитативная техника. Счет вслух помогает освободить голову от ненужных мыслей, усыпляет, но необходимость подключиться к счету ограничивает степень погружения, держит внимание в тонусе, не дает «заснуть».В этом состоянии изменяется активность мозга, многократно возрастают возможности восприятия, память и работоспособность. Тренировка в этом состоянии развивает психическую энергию, умственные способности и силу воли.Современные исследования мозга объясняют этот психофизиологический эффект синхронным всплеском активности обоих полушарий мозга. Обычно в зависимости от определенного поведения, состояния тела и разума преобладает активность одного из них.Активность правого полушария повышает интеллектуальные способности, абстрактное мышление, креативность. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, концентрацию внимания, принятие решений, обработку и усвоение информации. Синхронизация работы обоих полушарий поднимает познавательные возможности человека на качественно новый уровень.Татьяна ПАРФЕНЕНКО, учитель информатики, педагог дополнительного образования школы №2016
Комментарии