search
main
0

Посоветуемся?

Активность родительского сообщества может быть эффективна в управляющих советах

В Петербурге прошел первый Всероссийский съезд председателей управляющих советов образовательных организаций субъектов Российской Федерации. Тема съезда, организованного национальной Ассоциацией взаимодействия управляющих советов образовательных организаций при поддержке Министерства просвещения России, – «Государственно-общественное управление: новый вектор развития».

 

Говоря о значимости управляющих советов, президент ассоциации, член коллегии Министерства просвещения РФ Андрей Алферов отметил, что общественность должна понимать, как управляется сфера образования и что происходит внутри школы. С уровня совета хорошо видны насущные проблемы, такие как отсутствие актуальной информации на школьном интернет-портале, сбалансированного и вкусного питания в школьной столовой, организация безопасности в школе и т. д.

Андрей Алферов также пояснил, что государственно-общественное управление – институт пока новый, единая система государственно-общественного управления образованием только формируется. Он считает, что управляющие советы как форма общественного участия в управлении образованием обеспечивают баланс между государственной и общественной составляющими управления, что позволяет максимально реализовать потенциал этой формы сотрудничества школы и общественности. Тем более что нормативный базис уже создан: около 30 локальных законодательных актов сегодня регулируют деятельность государственно-общественного управления образовательными организациями. Но главное, по мнению Андрея Алферова, – появление управляющего совета в школе позволит реализовать 29‑ю статью Закона «Об образовании в РФ» об открытости и прозрачности системы образования.

«У нас есть постоянно действующие комиссии по разным направлениям. Это и питание, и безопасность, и бюджет. Родительская общественность хочет понимать, например, сколько в школе платных образовательных услуг, как и на что расходуются бюджетные средства, кто осуществляет контроль за безопасностью детей в школе», – заметил Андрей Алферов.

Главную задачу управляющих советов попытался обозначить в своем выступлении Андрей Вассоевич, доктор философских наук, кандидат исторических наук, директор Института востоковедения РГПУ имени А.И.Герцена: «Если суммировать общие настроения общественности и в начальной, и в средней, и в высшей школе, – констатировал профессор, – то можно сказать, что «…стон идет по всей Руси великой». Этот стон о бюрократизации системы образования. По мнению Вассоевича, новая структура сможет стать чрезвычайно популярной, если в ее программных документах будет «начертан призыв к сокращению документооборота, к уменьшению того бюрократического произвола, который сегодня существует в нашей стране.

Не стоит бояться, что управляющие советы станут частью этой бюрократической нагрузки. Как пояснил Андрей Алферов, понятие управляющего совета определено в Законе «Об образовании в РФ» (статья 26, п. 4), где сказано, что совет не является юридическим лицом, субъектом общественного контроля в рамках 212‑го закона. Члены управляющего совета могут контролировать только самих себя.

«Это не родительские комитеты при советской власти и в начале 1990‑х, – уточнил Андрей Алферов. – В управляющем совете за одним столом сидят директор школы, педагогическое сообщество, родительская общественность, обучающиеся, учредители и кооптированный участник со стороны. Здесь не может быть конфликта интересов, именно коллегиальное решение позволяет разрешать сложные вопросы».

Как следовало из выступлений, в практике регионов имеются различные варианты формирования региональных, муниципальных органов управления: наблюдательные советы, попечительские советы. Все эти формы перечислены в законодательных актах.

Участие общественности в управлении образовательной организацией от региона к региону может разниться, подчеркнул Сергей Тимофеев, заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга. «Петербургская модель государственно-общественного управления – это соуправление, – рассказал чиновник. – У нас распространены такие формы, как совет образовательного учреждения и общешкольная родительская конференция. Сильной стороной государственно-общественного управления в Санкт-Петербурге является вовлечение в процесс управления образовательными организациями участников отношений в системе образования и социальных партнеров».

Совсем иначе складываются отношения всех заинтересованных в качественном образовании сторон на селе.

«Управляющий совет – это скорее для столичных городов, – отметила директор Контошинской школы Алтайского края Наталья Касаткина. – Такая форма государственно-общественного управления образованием, как управляющий совет, приживется в больших городах и столицах. В сельских школах, как у нас, действуют так называемые общественные инициативы, что-то вроде «давайте сделаем это вместе». Сельская школа – это центр, объединяющий несколько окрестных сел и деревень. В этом «кусте» есть свои волонтеры, которые помогают ветеранам и старикам, есть свои активисты, свои традиции. Так сложилось и в Контошинской школе. Мы проводим осенние и выпускные балы, новогодние и другие праздники сообща. Фермеры предоставляют призы, школы и детский сад готовят концертные номера, предприятия присылают транспорт, волонтеры помогают добраться старикам. А еще в школе несколько лет действует движение информационных тимуровцев: старшеклассники обучают людей «серебряного» возраста компьютерной грамотности. Движение поддержали общественно активные школы Алтайского края, и теперь на базе Контошинской школы проходят слеты тимуровцев в рамках электронной недели на Алтае».

В любом случае управляющие советы – это реальная возможность применения родительской активности в процессе обучения и воспитания детей, как сказал заместитель министра просвещения РФ доктор философских наук Денис Грибов. Это шаг к формированию доверительных и компетентных отношений между семьей и школой.

Галина СЕРГЕЕВА, Санкт-Петербург

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте