search
main
0

Посмотрим на мир и станем лучше

​Мне посчастливилось быть участницей семинара «Опыт Австрии и Швейцарии в развитии профессионального образования» в составе делегации руководителей и преподавателей колледжей Департамента образования.

В дверях политехнической школы нас встретил директор. Он провел экскурсию по школе, показал кабинеты, рассказал об особенностях образования. Политехническая школа принимает детей после 8-го класса на один учебный год. В 9-м классе и для желающих в 10-м в рамках углубленного общего обучения, профессиональной подготовки и профессионального базового обучения учеников готовят к дальнейшей жизни, в особенности к профессиональной жизни. Основная задача политехнической школы – профориентация, подготовка к профильному обучению, формирование профессиональной компетенции, социальной адаптации. На федеральной земле Зальцбурга – 10 политехнических школ, в которых учатся 10 тысяч учеников. За счет непосредственного контакта с производственной и профессиональной жизнью, а также благодаря организации профессиональных дней на фирмах, во внешкольных учреждениях и учебно-производственных мастерских для них упрощается процесс выбора профессии.Основа системы подготовки рабочих кадров – дуальное обучение, при котором практическое профессиональное образование проводится преимущественно на предприятии, а теоретические общеобразовательные и профессиональные знания даются в профессиональной школе. Профессиональное начальное образование ребятам предлагают в рамках специализированных направлений (обязательные предметы по выбору), которые соответствуют обширным профессиональным областям экономики, при этом познаются базовые способности, навыки и знания (ключевые квалификации). За счет обучения на основе практического опыта стимулируются индивидуальные способности учеников и мотивация обучения. Содержание учебного материала по обязательным предметам по выбору делится на основные и дополнительные области, за счет которых работоспособные ученики могут получить дополнительные квалификации. В зависимости от интересов и наклонностей каждый ученик выбирает одну из семи профессий:    строительство,    туризм,    сфера услуг,    торговля-офис,    деревообработка,    металлообработка,    электроника.Наряду с этими или вместо этих специальностей школа может предложить в рамках собственной программы новые специальности (например, информационную технологию), при этом принимаются во внимание шансы интеграции в профессиональную жизнь в регионе и интересы учеников. Как обстоит дело у них с разнообразием и выбором предметов? За счет обучения обязательным предметам по выбору в объеме 14 часов в неделю и обучения общеобразовательным обязательным предметам в объеме 18 часов в неделю ученики получают основополагающие профильные знания и навыки для перехода на производственное обучение, а также в общеобразовательную школу повышенного типа. Каждая школа автономно устанавливает число часов в неделю в области обязательных предметов по выбору и общеобразовательных дисциплин в соответствии с региональными условиями и интересами учеников. Дополнительно учебный план политехнической школы позволяет предлагать обширный спектр свободных предметов на основании успеваемости и интересов, групп по интересам и вспомогательных курсов обучения. Что касается мастерских, то это совершенно обычные, стандартные кабинеты. Меня, как преподавателя информатики, интересовал компьютерный класс, его оснащение. Любопытный вывод: оказалось, в Москве я работаю в отличном кабинете. Его не стыдно показать и делегациям из Австрии. Практика тут проходит на предприятии. Мне становится понятно, что здесь мы идем с ними в ногу. Последняя неделя в учебном году у них – организация досуга, а вот нам развлекаться некогда, обычно в это время наши студенты сдают экзамены.По всей Австрии политехническая школа всеохватывающе организована и управляется в зависимости от местных условий либо как самостоятельная школа, либо в комбинации с общеобразовательной обязательной школой. При успешном окончании политехнической школы ученики получают право перейти во второй класс профессионально-технического училища на ту же специальность с 15 часами (минимально) в неделю или без вступительного экзамена в первый класс техникума.В Экономической палате Зальцбурга мы стали активными участниками семинара «Роль и функции экономической палаты в подготовке и аттестации кадров». В Австрии дуальная система профобразования, правовые основы – закон о профессиональном образовании в Австрии (BAG), место получения образования – учебное предприятие (практическая часть) и профшкола (теоретическая часть). Если в Австрии 50% детей идут в профобразование, то у нас большинство стремятся идти сразу в высшие учебные заведения.  В профессиональном образовании Австрии есть свой треугольник:     Обучающий – обладатель патента; творческие и свободные профессии, товарищества; обладающий теми же профессиональными предпосылками, что и в преподавательской деятельности; работающий в мастерских в профшколах.    Инструктор имеет ту же профессию, по которой и обучает, опыт работы, сдает квалификационный экзамен после 2 лет практического опыта либо имеет 5-летний опыт работы по данной специальности. Осуществляет обучение ученика по профилю, надзор за учебным процессом, несет ответственность за содержание и качество обучения.     Ученик имеет право на учебу; может выбрать по своему желанию одну из 240 наиболее востребованных специальностей; заключает договор с предприятием.  Все это очень напоминает наш треугольник в образовании, если бы не одна составляющая, которой в нашей стране мало уделяют внимание, а как хотелось бы! Эта составляющая – предприятие, на котором учащиеся проходят профобучение. Как с этим обстоит дело в Австрии? Сначала предприятие подает первичную заявку на организацию профобучения, затем запрос идет в отдел профобучения о соответствующем решении, проводится проверка предприятия на возможность передачи необходимых ученику навыков и знаний. Срок действия – 18 месяцев. Что же включено в договор на обучение? Содержание:     участвующие стороны,    специальность,    продолжительность обучения.Договоренности:     оплата труда,     рабочая одежда,     специфические договоренности согласно профилю,     временное трудоустройство и обязательное трудоустройство по окончанию обучения.Соотношения:    количество учеников;    1 инструктор на 5 учеников;    максимальное количество учеников. Обязательное трудоустройство – 3 месяца согласно BAG (с учетом условий договора и фактического срока обучения, право выбора за учеником). Итог образования – заключительный экзамен в виде экзаменационной работы и собеседования по специальности – не ранее 10 недель до истечения срока обучения. Экзамен необязателен, но его сдают 98% учеников – оплата после экзамена выше. Учебу они заканчивают в 18-20 лет.Структура и содержание договора напомнили мне совсем не далекие социалистические профтехучилища при заводах и фабриках, которые оканчивали наши родители. Вспоминаю, что расстояние между училищем и заводом было таким, что не нужно было даже в большинстве случаев надевать верхнюю одежду, чтобы перейти из здания училища на завод. Кто и зачем оборвал связь училища с предприятием? Теперь все усилия государства брошены на ее восстановление, но практически все предприятия стали частными, главная их цель – прибыль, тратить деньги на подготовку специалистов им не очень хочется.Как обстоит дело с переподготовкой в Зальцбурге? Лица, которые уже начали профессиональную деятельность, имеют возможность продолжить свое образование по вечерам или в свободное от работы время и получить соответствующие дипломы. Эту возможность предоставляет организация WIFI. Важная задача образования для взрослых – предоставление возможности наверстывания получения образования в рамках программы «Второй образовательный путь». Заинтересованные могут посещать подготовительные курсы по окончании неполной средней школы, сдать экзамен на аттестат зрелости экстерном, экзамен на право учиться в университетах и получить аттестат о профессиональной зрелости (здесь можно сдать частично также отдельные зачеты) в образовательных организациях для взрослых. О таких крупных организациях, занимающихся только переподготовкой населения, имеющих отлично оснащенные мастерские, мечтает, наверное, любой город в России. Если говорить о профессиональных школах, то нам показали следующие направления обучения: автомеханика, металлообработка, гастрономия, электротехника, сфера обслуживания. Тут мы, честно сказать, порадовались за финансирование профессиональных школ в Зальцбурге. Их бы финансирование в наши колледжи и на зарплаты нашим ученикам на предприятиях. А если добавить наличие общежитий при колледжах, то число студентов выросло бы за счет приезжих из других регионов.Учеба в профшколе такова: день в неделю – теоретическое обучение (блоки, в течение 10 недель), 4 дня в неделю – практическое обучение на предприятии (блоки). Можно выбрать любую из 240 профессий – обучение 2-4 года, бесплатное – сбор 30 евро. Федеральная земля Зальцбурга школам и предприятиям предоставляет субсидии до 8 тысяч евро на ученика. Ежегодно выделяют 17 млн евро на 10 профшкол. Федеральный центр разрабатывает учебные планы, пособия, тетради с печатной основой. 7 школ из 10 имеют общежития. Экономическая палата несет надзорную функцию, ее полномочия делегирует государство. Средняя зарплата ученика в месяц: первый год – 300-400 евро, второй год 400-600 евро, третий год – 600-800 евро. После ознакомления с системой образования в политехнических и профессиональных школах Австрии становится ясно, что в нашей системе есть слабые места, на которые необходимо обратить внимание для получения качественного обучения в России.Швейцарская система образования известна во всем мире, универсальна и включает в себя лучшие черты англо-американской, французской и немецкой школ. Частные школы, колледжи и университеты этой страны приобрели мировую известность благодаря новейшим методикам и техническим средствам обучения, органично сочетающимся с классическими представлениями о роли образования в жизни современного человека. Система образования в Швейцарии имеет большую историю. Многие школы создавались на основе методик знаменитых педагогов – Иоганна Песталоцци, Марии Монтессори, Рудольфа Штайнера, швейцарские учебные программы серьезны и насыщенны, на первом месте здесь стоит развитие личности и творческих способностей ребенка. Многие частные школы изначально создавали для детей разных национальностей, поэтому они более гибкие и адаптированные для иностранных учеников, чем английские, что делает обучение в Швейцарии еще более привлекательным. Современная система образования Швейцарии состоит из шести ступеней:     дошкольное образование,     начальная школа,     начальная средняя школа,     старшая средняя школа (Matura, Abitur, Baccalaureat, Maruria, A-level, IB),     профессиональное образование (колледжи),     высшее образование (университеты, высшие политехнические школы, высшие специализированные школы). Рыночные предприятия играют основную роль в этой системе, они берут учеников к себе на работу. Дуальная система имеет большую поддержку как на политическом, так и на национальном уровне, через нее проходит большинство учеников.Главные причины успеха дуальной системы – это идеальный переход из школы в профессиональную жизнь, эффективность с точки зрения финансовых затрат – именно предприятие предоставляет технику, машины, спецодежду, зарплату (заметьте: не колледжи!), близость системы с рынком рабочей силы, то есть детей обучают тем профессиям, которые наиболее востребованны в настоящий момент; группа открывается при наличии хотя бы 4 человек. (А у нас? Не набрали 25 человек, забудьте о группе.)Обучение проходит в трех местах, поэтому вводится понятие триальной, а не дуальной системы обучения. В нее входят:     Предприятие – ученики проводят здесь 4 дня в неделю.    Профшколы – ученики проводят 1 день в неделю. Изучают общеобразовательные и спецпредметы.    Комбинированные межкорпоративные курсы – люди одной специальности, работающие на разных предприятиях, объединяются в корпорации и повышают квалификацию. В начале профобучения ученики заключают с предприятием контракт. Он должен быть одобрен земельным ведомством. Предприятие оплачивает труд ученика, оплата зависит от профессии. Предприятие само определяет суммы, но профсоюзы их регулируют. Примерно в месяц ребята получают: первый год обучения – 247 евро, второй – 423 евро, третий – 635 евро.Обучение учащихся окупается для предприятия в процессе их обучения. Важный стимул для предприятия – задержать дольше ученика (в дальнейшем рабочего этого предприятия) на его рабочем месте. Ученик может выбрать любую из 250 профессий, может прекратить обучение на полпути или, получив образование, покинуть предприятие. Кабинеты и лаборатории – в прекрасном состоянии. Все приказы, документы находятся на сайте tbz.ch, не печатаются, к ним есть постоянный доступ, чего нельзя сказать о нас – любой документ сначала должен быть предоставлен в электронном и, конечно, бумажном виде. В Цюрихе на промышленном предприятии Fegar AG мы ознакомились с системой профессиональной подготовки специалистов. Fegar AG – независимое семейное предприятие во втором поколении. Его корпоративная цель – активное содействие техническому прогрессу в интересах печатных СМИ. Как одна из крупнейших промышленных компаний в Цюрихе, предприятие несет ответственность за квалификацию слушателей. С 1965 года оно набирает молодых специалистов из региона. Независимо от начального образования Ferag AG предлагает каждому овладеть профессией, его ученики составляют более 10 процентов рабочей силы и осваивают шесть профессий: – автоматизация,- электроника,- конструкторское дело,- полимеханика,- информатика,- менеджер.Не хотелось бы теребить душу, но очередной раз упомяну об оплате ученикам: первый год обучения – 550 франков, второй – 700 франков, третий – 900 франков и четвертый – 1200 франков. Ежегодно выпускают примерно 20 человек, большая часть из них остаются там же и работать.Убеждена, что качество современного образования московских колледжей будет высоким, если все, кто причастен к нему, признают необходимость его кардинального реформирования на основе лучших образцов отечественного и мирового опыта.Ирина ДЕМЕНТЬЕВА, преподаватель спецдисциплин политехнического колледжа №8 имени дважды Героя Советского Союза И.Ф.Павлова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте