Московская городская организация Общероссийского профсоюза образования и «Учительская газета-Москва» подвели итоги конкурса творческих работ среди молодых педагогов «Педагогический старт»-2020.
По Интернету не один год ходит картинка-мем. Мужчина, зажмурившись, сидит у иллюминатора самолета, а с другой стороны на него смотрит чудовище. Подпись: «Если я буду его игнорировать, он уйдет».
Должны ли мы так же игнорировать опыт дистанционного обучения, который пришлось получить в этом году? А ждать, что он растворится в прошлом как пережиток пандемии? Или, может, нужно оставить «дистанционку» у себя и сделать частью классической школы?
Что уж говорить, эти вопросы претендуют на то, чтобы стать одними из основных философских вопросов. А раз так, могут ли на них ответить молоденькие педагоги, которые только пришли в школу и сами еще не испытывали дистанционное обучение с позиции студента?
Мы решили, что могут. И сделали «дистанционку» темой конкурса творческих работ «Педагогический старт» в 2020 году. Наверное, не зря. Потому что тема понравилась, и мы получили прирост участников по сравнению с прошлым годом. Общее количество присланных работ – 210.
Высказаться захотели не только москвичи. На электронный ящик конкурса пришли эссе от педагогов Минска, Нур-Султана, Донецка и Луганска.
Что нам писали?
Мы часто встречали похожие мысли. Но вряд ли это должно приводить к расстройству. Находя общие места, мы понимали, что педагоги чувствуют проживаемый опыт схоже, что в молодежном педагогическом сообществе уже сформировалась осязаемая позиция об удаленной работе. Большинство видят минусы «дистанционки», но не отрицают ее плюсы. И главный плюс – это, конечно, общедоступность образования. Ты можешь быть где угодно. Ты можешь болеть дома или, наоборот, загорать на пляже за тысячи километров от своей школы. И в это время учиться.
Хорошо запомнился еще один проскальзывающий по сочинениям плюс, который непосредственно не относится к образовательному процессу. Многие написали о том, что удаленная работа удобна тем, что можно рано не вставать. И в этой милой ремарке замечаешь вполне серьезную мысль: педагог – тоже человек. Чтобы ему лучше работалось, в достаточном количестве нужны не только сверхтехнологии, но и такие простые вещи, как личное время и сон.
Да, кстати, работы, написанные по принципу «за» и «против», можно выделить как отдельный жанр педстартовских работ. Настолько хорошо он выделялся. Но среди педагогов есть не только реалисты и перфекционисты, которые любят разложить проблему по полочкам. Часть участников явно тяготела к иносказательности.
Сразу несколько человек придумали миры, где уживаются (или не очень уживаются) противоположности. В одной творческой работе столкнулись два клана – Новаторск и Консервас. В другой – принцессы Дистанта и Традиционель. В третьей – обвинитель Традиционная Школа Васильевна и ответчица Удаленная Дистанция Мартовна.
Еще были рассказы о жизни, приближенной к реальности и совсем на эту реальность не похожей. Одна из конкурсанток описала затерянные во Вселенной миры, где люди делали выбор между страстями непосредственного общения и убаюкивающей тишиной удаленных контактов. Выводов в рассказе не было, но мы, кажется, нашли мнение автора в одной оглушающе тихой, но сильной фразе: «Прерываемая лишь едва слышным жужжанием процессоров, наступила тишина…»
А ведь далеко не все участники «Педстарта» филологи, у которых литературный труд зачастую является либо хобби, либо любовью, либо жизненно важной потребностью. В этом году нам особенно понравилось творчество учителей физической культуры. Один из них написал о дистанте стихи.
Первое место в этот раз все же оказалось предсказуемым. Победу вырвал начинающий учитель русского языка и литературы Александр Савин из школы №1247 имени Юргиса Балтрушайтиса. У него получилось очень легкое, воздушное, но мудрое эссе. Его общая мысль заключается в том, что окно, через которое люди познают мир, может быть любым. И окошко онлайн-конференции – это тоже окно. И оно не пустое, не искусственное, потому что в нем настоящий человек и учитель.
Мы хотим познакомить вас с Александром Савиным и еще одиннадцатью лучшими авторами «Педагогического старта» поближе.
Что молодые педагоги думают о дистанте? Что они увидели в нем, не игнорируя его, а заглянув ему в глаза? Вы можете узнать это через их эссе, которые мы опубликуем в ближайших номерах «Учительской газеты-Москва».
Ксения ЗОТКИНА, главный специалист информационного отдела Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования
Победитель –
Александр Савин, учитель русского языка и литературы школы №1247 имени Юргиса Балтрушайтиса.
Лауреаты:
Ирина Васюкова, педагог-организатор школы №1950 (ЦАО);
Кристина Кизеева, учитель русского языка и литературы средней школы №202 (Минск);
Екатерина Кузнецова, музыкальный руководитель школы №1290 ДК-2 (ВАО);
Юлия Петрушенко, учитель начальных классов средней школы №218 (Минск);
Ольга Салыкина, учитель русского языка и литературы школы №1394 «На набережной» (ЮВАО).
Призеры:
в номинации «Критический взгляд» – Евгения Акулова, учитель математики школы №1788 (ТиНАО);
в номинации «Сказка о дистанте» – Виктор Власов, педагог-психолог Центра туристско-краеведческого творчества ученической молодежи (Ждановка);
в номинации «Дистант в стихах» – Виталий Гусев, учитель физической культуры школы №1518 (СВАО);
в номинации «Рациональный подход» – Елена Долженко, учитель английского языка свердловской специализированной школы №6 имени героев 203‑й стрелковой Запорожско-Хинганской Краснознаменной ордена Суворова дивизии (Свердловск);
в номинации «Личный опыт» – Евгений Семенков, учитель физической культуры школы-гимназии №31 (Нур-Султан);
в номинации «Лучшая аллегория» – Любовь Смирнова, воспитатель школы №1236 УК №425 (СВАО).
Комментарии