Комментарий к статье Леонида Наумова «Своих не забываем»
«- Где нам столковаться! – Вы другой народ!..» С этих строчек начинается стихотворение замечательного поэта Эдуарда Багрицкого «Разговор с комсомольцем Н.Дементьевым». Речь идет о столкновении двух поколений: разница – целых десять лет! Или сто! Или двести! Не все ли равно? О чем размышлял поэт? О преемственности поколений, о некой единой невидимой цепочке, связывающей нас с нашими далекими и не очень предками…
Так что, Леонид, «подождите, дайте мне».
Вы пишете о проблемах нашей школы, о возможности использовать хорошее забытое старое сегодня. Соглашусь с вами во многом. Как известно, ничего из ничего не вырастает. Все уже было в том или ином виде. Недаром замечательная школа 50-х годов прошлого века много взяла из дореволюционной школы.
Так и мы, оглядываясь назад, впитываем наследие великих предшественников.
Методика Виктора Шаталова применима при определенной адаптации и в начальной школе (кто сказал, что не получится?). Система опережающего обучения Лысенковой решает вопросы на 2-й и 3-й ступенях обучения. Технологии проблемного обучения касаются всех обучающихся с 1-го по 11-й класс. Главная новаторская идея Волкова – создание механизма реализации творческих способностей детей и осуществление педагогического руководства процессом развития индивидуальности каждого школьника – легко проецируется на другие предметы и классы. Воспитательная система Караковского с ориентацией на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива.
Что привнес Шаталов:
– обучение на высоком уровне сложности;
– бесконфликтность;
– быстрое движение вперед;
– открытые перспективы;
– многократное повторение;
– ведущую роль теоретических знаний;
– гласность.
В основу своей педагогики Шаталов заложил:
– психологические законы восприятия информации;
– дидактические материалы (опорные конспекты);
– гуманное отношение к ученику – педагогику сотрудничества;
– подвижное оценивание;
– систематизацию информации;
– стройность и взаимосвязанность знаний;
– воспитание познавательной самостоятельности;
– укрепление в ученике чувства собственного достоинства и уверенности.
Основа методики Софьи Лысенковой – так называемое перспективно-опережающее обучение. Суть ее состоит в том, что некоторые самые сложные моменты следует начинать объяснять задолго до того, как до них дойдет школьная программа. Постепенно, один элемент за другим. Подготавливать учеников к восприятию трудной темы, чтобы, когда до нее дойдет очередь, не было ощущения полнейшего ужаса и паники, вызванных полным непониманием происходящего.
По несколько минут, но на каждом уроке.
Все проговариваем вслух. Один из важнейших приемов Софьи Николаевны – комментируемое управление. Все, что происходит в классе, обязательно проговаривается вслух.
Никаких заданий на дом. Дело здесь не столько в желании освободить ребенка от излишних перегрузок, дать ему насладиться детством (хотя и это, разумеется, тоже). Самостоятельные занятия дома неизбежно приводят к зубрежке, а она главный враг обучения. Все должно усваиваться в классе, в процессе совместного постижения материала.
Что здесь несовременно? Что неосуществимо при определенной модернизации?
Мне повезло. В конце 70-х я познакомился с Софьей Николаевной Лысенковой. Моя учительница Зинаида Николаевна Кулакова познакомила меня с ней. Я, начинающий учитель русского языка и литературы, столкнулся с выпускниками Софьи Николаевны. Я работал в школе второй год, когда меня попросили взять ее 5-й класс. Это были очень разные и невероятные дети. Они впитывали все, что я говорил, как губка. Они постоянно держали меня в напряжении, задавая один и тот же вопрос (иногда немой): что дальше, что будет через неделю?.. Готовиться к урокам в 5-м классе было сложнее, чем к урокам в старшей школе. Надо было соответствовать.
Работать было трудно и легко. Моя попытка дать задание на дом вызвала полное непонимание: «Зачем? Мы и так все поняли». Так я учился работать без домашних заданий. К сожалению, не знаю, как они учились дальше.
Попробовал работать в старшей школе по заветам Лысенковой – получилось! Уже потом, будучи опытным учителем, проанализировал уроки великой Кулаковой, на которые опирался сам, и увидел в ее уроках литературы «следы» Шаталова! Работает! При этом я точно не сознавал, что использую в работе педагогические технологии. Просто было удобно.
Интуитивно мы приходим к технологиям прошлого/будущего. Но интуиция – это не то, что будет работать на более чем миллион учителей. Необходима система для всех!
Лернер, Махмутов, Кудрявцев создали технологию проблемного обучения. Суть технологии проблемного обучения заключается в том, что она переводит школьников с выслушивания предметного материала на их учебную работу и становление их мышления. При проблемном обучении итогом усвоения является не воспроизведение образцов, данных учителем (учебником), а их самостоятельный поиск.
Проблемное обучение помогает достичь сразу нескольких целей:
– формирование у учеников необходимого объема ЗУН;
– развитие творческого мышления;
– развитие навыков самостоятельной работы;
– развитие способности к самообучению;
– формирование исследовательской активности.
Главное – острое желание заглянуть за горизонт.
Новаторская идея Волкова – создание механизма реализации творческих способностей детей и осуществление педагогического руководства процессом развития индивидуальности каждого школьника.
Игорь Павлович, учитель черчения, рисования и пения, убедился в том, что все дети талантливы, они фантазеры, у них высока приспосабляемость к делу. Они еще в младших классах сами практически доходят до некоторых приемов черчения, проектирования. Убедившись в этом, Волков в самых обычных классах, то есть не из специально отобранных учащихся, вместо уроков труда и изобразительного искусства проводил синтезированные уроки творчества. Занимаясь проблемой развития самостоятельности и творчества, развития способностей и склонностей, он пришел к выводу, что «все нормальные дети обладают разнообразными потенциальными способностями». А школа должна выявить и развить их. Значит, надо создать необходимые условия для расцвета одаренности ребят.
Исходными принципами при проектировании и организации уроков Волков взял следующие:
– знания как фундамент творчества;
– строгий отбор учебного материала;
– многократность повторения;
– разностороннее развитие ученика;
– формирование устойчивого интереса ребенка;
– обучение грамотному выполнению работы под руководством взрослого;
– контроль учителя за работой ученика;
– индивидуальный подход.
Директор московской школы №825 В.А.Караковский является основателем гуманистической воспитательной системы современной массовой школы. Ведущая идея здесь – ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство «мы» по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы.
У нас сегодня, что, иные проблемы, чем 20, 50, 100 лет назад? Только с поправкой на время.
Методики прошедших лет современны и применимы сегодня. Они не противоречат современным технологиям, легко поддаются оцифровке, не привязаны к конкретной ступени образования. Все методики не противоречат друг другу, описаны и готовы к работе. Надо только серьезно с ними поработать, определенно перевести на язык сегодняшнего дня. Вольно или невольно, осознанно или неосознанно мы используем в своей работе все, что было создано 20, 30, 50, 100 лет назад.
Может быть, не стоит ждать изменений в содержании образования, не нужно делить учителей по предметам, а необходимо прямо и честно посмотреть назад и удивиться? Так можно! Ничего ни от кого не ожидая, дать возможность каждому учителю «от Москвы до самых до окраин» припасть к опыту столетий. Достаточно адаптации к сегодняшнему дню, и более миллиона наших коллег получат в свои руки не «старое, но грозное оружие», а современные педагогические технологии на многолетнем фундаменте.
Так что спорить нам с вами, Леонид, наверное, есть о чем.
Виктор ФЕРТМАН, заслуженный учитель РФ, советник и. о. ректора Академии Минпросвещения России
Комментарии