Стихи Маяковского всегда и всем было читать трудно. Думается, что причина не в знаменитой «лесенке», а в том, что первые строки любого стихотворения требуют от читателя осмысления масштабов мыслей и чувств поэта. В своих стихах он обращается не к одному читателю, а чаще всего ко всему человечеству.
В этом году исполнилось 125 лет со дня рождения Владимира Маяковского. Но пышных торжеств в память о поэте увидеть не довелось. Это и понятно. У каждой эпохи свой эстетический идеал, свое эстетическое отношение к действительности, соответствующее образу жизни. И поэтическое слово сегодня потеснено техническими средствами коммуникации. Но они ли помогут нам осмыслить будущее? Место Маяковского и его значение для нас, жителей XXI века, в свое время точно определила Марина Цветаева: «Своими быстрыми ногами Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то, за каким-то поворотом, долго еще нас будет ждать».Это не Маяковский остался в прошлом. Это мы не успеваем за ним.Именно поэтому Московский городской Дом учителя совместно с Институтом мировой литературы РАН, музеем Маяковского, издательством «Русское слово» на базе школы имени Маяковского провели Открытую гуманитарную конференцию, посвященную 125‑летию поэта. Личность Командора вызывает живой интерес и у школьников, и у их учителей, и даже у студентов колледжей – на этой встрече каждый желал узнать то-то новое о поэте, способном говорить с жителями XXI века «как живой с живыми…».Маяковский «расписан» на лозунги, его памятник в Москве невозможно не заметить и станции метро «Маяковская» невозможно избежать. А что на самом деле сегодня знают о нем молодой учитель и ученик, студент, житель мегаполиса, о котором Маяковский написал одним из первых… как о факте новой реальности:Багровый и белый отброшен и скомкан,в зеленый бросали горстями дукаты,а черным ладоням сбежавшихся оконраздали горящие желтые карты….- Конференция, посвященная 125‑летию со дня рождения великого поэта, – делится своим мнением Влад Немчинов из школы №1034, – это не просто собрание любителей поэзии и литературы, это некий акт единения людей друг с другом, с прошлым и даже возможность украдкой взглянуть в будущее. Каждый воспринимает Маяковского по-разному: кто-то как главаря и агитатора, кто-то как поэта с сердцем, полным любви, а другие и вовсе как талантливого художника. Но одно неоспоримо точно: Маяковский объединяет людей, воскрешает веру в светлое будущее. Для меня конференция стала не просто возможностью узнать многое о жизни поэта, прочувствовать его великую мощь, пробивающуюся через века, для меня это был шанс выразить свою любовь к Родине, поделиться частичкой патриотизма, который, несомненно, был невероятно укреплен творчеством Маяковского будущего.Участие в конференции значительно расширяет представление о глубине, масштабности и актуальности творчества поэта. На это указывают даже темы докладов: «Окна РОСТА – агитационное творчество В.Маяковского» (А.В.Замелюк, учитель истории школы №1449), «Особенности патриотизма и гражданской позиции Маяковского в общественных дискуссиях его времени» (К.Мацнев, ученик 11‑го класса школы №1574), «Библейские мотивы и образы в произведениях Маяковского» (А.Зуева, ученица 10‑го класса школы №1636), «Духовно-нравственная проблематика в творчестве В.Маяковского» (Р.М.Громов, учитель истории школы №1449), «История, рассказанная одним стихотворением» (М.П.Котова, учитель английского языка школы №1770), «Тема детства в поэзии Маяковского» (В.В.Виноградова, учитель истории школы имени Карамзина).- Открытая гуманитарная междисциплинарная конференция никого не оставила равнодушным, – отмечает учитель истории школы №1449 Роман Громов. – Выступления учителей, учеников разных школ Москвы показали не только заинтересованность участников секций в творчестве великого поэта, но раскрыли таланты каждого из нас. Мы так прониклись творчеством В.В.Маяковского – было ощущение, что мы все немного учителя литературы, у наших школьников четко сформировалось понимание профессии учителя, а ведь им уже через год придется сделать свой окончательный выбор. Спасибо за такое чудесное мероприятие Департаменту образования города Москвы и Московскому городскому Дому учителя!Вполне объяснимо, что поэт, призывавший смотреть «на жизнь без очков и шор», объединил своим творчеством учителей разных предметов. В наших рассуждениях о толерантности Маяковский может служить примером. Он не отказывался от своих убеждений и при этом, «ненавидя всяческую мертвечину», «прозаседавшихся» и прочую «дрянь», обожал «всяческую жизнь». В его стихах – глубокое сочувствие к человеку труда, какого бы цвета ни была его кожа. Он воспевал человека-созидателя, способного к любви, самопожертвованию. В поисках героя поэт и «земной шар чуть не весь обошел…». Об этом говорили в своих исследованиях прежде всего учителя литературы (Т.В.Сафонова, школа №1449, Н.С.Салмина, школа №2128, О.В.Ефимова, школа «Интеграл», Э.Б.Высочанская, школа имени Маяковского, Е.А.Кузнецова, школа №1770, Г.В.Афанасьева, школа №2128).Юность по-своему слышит поэзию. Это очень хорошо объяснила Галина Антипова, научный сотрудник музея Маяковского:- Юность всегда отзовется на бескомпромиссность и напряженность лиризма его стихов, но прочтет их по-своему. Это и есть свойство подлинной поэзии.Параллельно проведенный в рамках конференции конкурс чтецов это подтвердил – дети сумели прочитать стихи Маяковского в стиле рэп. Получилось!Темы детских исследовательских работ разнообразны: «Маяковский-оратор» (А.Гриник, ученица 8‑го класса школы №2128), «Тема жажды жизни в поэмах Маяковского» (Д.Макарова, ученица 11‑го класса школы №1034), «Музыкальный код поэзии Маяковского. Маяковский и Свиридов» (М.Мощенская, ученица 7‑го класса школы №979), «Маяковский и дети» (В.Ильинская, ученица 10‑го класса школы №1466), «Маяковский и кинематограф» (А.Каменяка, ученица 10‑го класса школы №962).По содержанию конференция была очень насыщенной и глубокой. И сделали ее такой также Ф.Богданов из школы №1034, Ю.Хасамеева из школы №1449, К.Горбунова из школы №1574, М.Погребинская из школы имени Маяковского, П.Каменская из школы №870, Г.Бибик, А.Григоренко из Романовской школы. Но всегда есть работа за кадром. За учениками – их учителя, их самоотверженный труд и понимание своей профессиональной задачи – учить и воспитывать! Видим: получается здорово!В значительной степени успех конференции был обеспечен школой имени Маяковского, которая открыла собравшимся свой музей поэта, которому почти 50 лет, и приняла участие в организации мероприятия. С заинтересованностью, ответственностью и компетентностью помогла конференции директор школы Елена Васильевна Львова. Все участники почувствовали, что они здесь желанные гости.Конференция была частью праздника Маяковского. Все услышали обращение поэта к нам и нашему времени:Послушайте!Ведь, если звезды зажигают -Значит – это кому-нибудь нужно?Значит – кто-то хочет, чтобы они были?Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?Московский городской Дом учителя надеется, что какая-то ну если не звезда, то звездочка зажглась и в этот раз…
Комментарии