search
main
0

Послевкусие. Не всегда нужно превращать сложное в однозначное

А вот еще одна тема этого итогового сочинения: «Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс». Я не представляю своей жизни без среднерусской природы, без Мещеры, которую я прошел дважды – пешком и на байдарке, без Русского Севера, без озер Урала, без перехода через Главный Кавказский хребет, без Селигера, без Прибалтики, без путешествий по Волге, Оке, Днепру, Онежскому и Ладожскому озерам, Байкалу, Амуру, без потрясения, пережитого мною (не православным, не христианином, вообще человеком неверующим) перед Гефсиманским садом в Иерусалиме, перед раскаленной пустыней, превращенной в сад, там же, в Израиле. Я читаю одиннадцать сочинений о человеке и природе. И только в одном – о приезде к бабушке в деревню, об увиденном там и там пережитом, и тут же и «литературный материал», как он называется в нормах оценки сочинений, преображается, увиденный в новом свете. «Я чувствовал себя как Егорушка в чеховской «Степи».

А правильная, с обширным этим самым «литературным материалом», хорошо написанная, грамотная, композиционно стройная работа, убеждающая меня в том, что «природа дарит нам бесценные дары, она наш источник жизни, она святая красота, которую мы не должны потерять», меня не трогает и во мне не отзывается. Тем более, еще и еще раз повторяю, «итоговое сочинение», которое писали 3 декабря, как не раз говорилось, не является просто «сочинением по литературе».

Тем более беспокоит, когда учащихся заставляют решать задачи, которые им явно не по плечу. Вот в одном из регионов на апробации была предложена тема «Как соотносятся понятия «трусость» и «предательство». Такая формулировка наталкивает на простое решение сложной и трагической проблемы: струсил и предал. Тут ведь бывает по-разному. Я внимательно перечитал покадровую запись фильма «Баллада о солдате», который я показал осенью этого учебного года своим ученикам. Алешка Скворцов остается один на один с наступающими немецкими танками, один из которых будет просто гнаться именно за ним. «Он с отчаянием и растерянностью смотрит на приближающиеся танки». «Страх охватывает паренька». «Паренек не выдерживает и, вскочив на ноги, бросается бежать». «Паренек изнемог. Он плачет от обиды и страха. Но в развороченном окопе натыкается на противотанковое ружье и подбивает два танка. А вызванный потом к генералу, он говорит: «Я, товарищ генерал, честно скажу… струсил… Уж очень они близко подошли… ну и…» Алексей виновато опустил голову, потом снова поднял и сказал, глядя на генерала: «Испугался я…»

Вот так: струсил и победил. Кстати, на сочинении в Москве была тема «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю.В.Друнина)». Но дело не только в том, что трусость не всегда ведет к предательству. Дело и в том, что само предательство начинается очень по-разному. И если уж мы заговорили на эту тему (а я думаю, что это не тема для «итогового сочинения» в декабре), то должны увидеть ее шире и глубже. К предательству ведет и стремление к власти (Клавдий и Гертруда в «Гамлете» Шекспира), и жажда приобретения (огромное приданое, которое сулит Паратову женитьба в «Бесприданнице»; подвальчик Мастера, для получения которого Алоизий Могарыч написал жалобу с сообщением о том, что Мастер хранит у себя нелегальную литературу, о чем рассказано в романе Булгакова), и любовь, страсть (вспомним «Тараса Бульбу» Гоголя и «Двух капитанов» Каверина), и многое, многое другое. И предательство Мазепы в поэме Пушкина «Полтава», и Швабрина в его «Капитанской дочке», и предательство короля Лира его дочерьми, и предательство Эдмона Дантеса в романе Дюма «Граф Монте-Кристо» вызваны не трусостью.

Классическим примером трусости, которая приводит к предательству, является предательство Понтия Пилата в романе Булгакова. Перед смертью Иешуа говорит, что «в числе человеческих пороков самым главным он считает трусость». Узнав об этом, Понтий Пилат скажет: «Нет, добрый философ, я тебе возражу: это самый страшный порок». Но и здесь не все так просто. В первую же ночь после преступления начинается страшное наказание, которое продлится девятнадцать веков. Но в конце романа Понтий Пилат получит свободу от мук и страданий. Но дело и в том, что роман «Мастер и Маргарита», на котором действительно можно очень хорошо раскрыть эту тему, изучается во втором полугодии, а итоговое сочинение проводится в первом.

После того как я набросал на листе бумаги все эти размышления, я обратился к Яндексу и запросил школьные сочинения о предательстве. Их оказалось очень много. И ключевой пример во многих – Рыбак из повести Василя Быкова «Сотников». Но вот что думает по этому поводу сам Сотников: «Безусловно, от страха или ненависти люди способны на любое предательство, но Рыбак, кажется, не был предателем, как не был трусом. Сколько ему представлялось возможностей перебежать в полицию, да и струсить было предостаточно случаев, однако всегда он держался достойно». Тут все гораздо сложнее. Но вечный бич школьного преподавания литературы и соответственно школьных сочинений – упрощать сложное, превращать его в однозначное.

И самое главное. Тема войны была заявлена еще в конце августа. Ее ждали многие школьники, читали книги о войне. Об этом я знаю от московских учителей, и не только от московских. Но почему же в одном из вариантов апробации сочинений была выбрана тема предательства? Да, было и это. Но для тех, кому достался вариант с такой темой, она же была единственной об Отечественной войне, и скорее всего, к такой теме и не готовились.

Каждая тема должна быть тщательно проанализирована, отрецензирована двумя рецензентами, одним из которых должен быть учитель, а не написана на коленке и бездумно утверждена. А было и такое.

Когда мне рассказали о варианте, который был в Омске и Омской области, я, понимая, что это правда, все-таки в эту правду не мог поверить. На другой день позвонил в Омск корреспонденту «Учительской газеты» Наталье Яковлевой. Оказалось, что все это правда. Накануне нас заверяли, что «темы сформулированы так, чтобы они были полемическими, содержали проблемы, призывали к рассуждению». Что ж, давайте будем полемизировать. Итак, омский вариант.

Первая тема. «Какие психологические проблемы, поднятые в прозе М.Ю.Лермонтова, вам интересны? (По одному или нескольким произведениям.)». Тема нормальная, хорошая. Хотя «нескольких» прозаических произведений Лермонтова школьники, конечно, не знают.

Вторая тема. «Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн?». Начнем с начала. Среди проблем, объявленных в августе, была и такая: «Вопросы, заданные человечеству войной». Мне представляется, что формулировка некорректная. Вряд ли стоит поручать одиннадцатикласснику решать проблемы всего человечества за всю его историю. При том что проблемы эти многообразны. Одни проблемы были в Троянской войне, другие в походах Александра Македонского, третьи в завоеваниях Чингисхана, четвертые в походах Игоря, о котором говорится в «Слове о полку Игореве», пятые в войне 1812 года, шестые в Крымской войне, поражение в которой поставило Россию перед необходимостью коренных реформ, шестые в Русско-японской войне, седьмые, восьмые, девятые в Первой мировой войне: одни для Франции, другие для Германии, где унизительный Версальский мир посеял семена реваншизма, которые умело прорастил Гитлер, третьи для России, где война стала одной из главных причин революции.

А вот тема «Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн?». Это тема школьного сочинения? И на каких произведениях давать ответ на этот вопрос?

Третья тема. «Почему картины зимы так интересуют писателей?». Вы можете ответить на этот вопрос? Пушкин любил осень. У Тютчева есть проникновенные стихи о весне. Кто посчитал, что зима в русской литературе преобладает? Мои разыскания показали, что такой просчет есть. Он дан в книге философа, культуролога, филолога Михаила Эпштейна в его книге «Природа, мир, тайник вселенной. Система пейзажных образов в русской поэзии». Она была издана в Москве в 1990 году и должна бы быть прочитана каждым словесником.

У 72 поэтов автор взял по десять и более стихотворений и просчитал их по множеству параметров. Но нас интересуют времена года. Так вот в этой выборке стихотворений о весне 195, о лете – 41, осени – 161, зиме – 138. Как видите, зима на третьем месте. Но это по количеству.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте