8 июня 2010 года Омскому областному детско-юношескому центру туризма и краеведения исполнилось 65 лет. По воле чиновников «победный» юбилей может стать последним в судьбе учреждения дополнительного образования детей.
Комментарий «УГ»Игорь ВЯТКИН, ученый секретарь Омского регионального отделения Российского географического общества, делегат внеочередного съезда РГО, профессор Российской академии естествознания:- В сообществе региональных организаций Западно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества, ныне Омское региональное отделение РГО, остается одним из ведущих объединений географов России. Оно в течение 133 лет активно содействует органам власти в развитии региона. Особое внимание всегда уделялось географическому просвещению, патриотическому воспитанию детей и юношества средствами географии и туризма. Символично, что наряду с празднованием юбилея Великой Победы мы также отмечаем серьезный вклад станции туристов, ныне Областного детско-юношеского центра туризма и краеведения, в решение задач успешной социализации молодых людей. Именно это учреждение дополнительного образования заложило и успешно развивает традиции военно-патриотического и экологического воспитания. За 65 лет десятки тысяч юных омичей приобщились к походам по местам боев земляков, экологическим экспедициям, горным и пешим путешествиям, альпинистским восхождениям, научились спортивному ориентированию, археологическому и этнографическому поиску и многим другим полезным вещам. Большинство омских детей стали участниками замечательного патриотического движения «Летопись сибирских деревень», предложенного в свое время почетным членом РГО доктором исторических наук Михаилом Будариным. Центр – инициатор мощного экологического движения школьников по защите малых рек, родников, созданию туристско-экологических лагерей, краеведческих троп. На изготовленных педагогами центра скалодромах, ледодромах молодежь призывного возраста проходит специальную подготовку к защите горных рубежей России, дети с ограниченными возможностями через туризм быстрее адаптируются к жизни.И вот теперь весь этот бесценный, накопленный поколениями опыт предполагается «оптимизировать». Детскому туристско-краеведческому движению будет нанесен непоправимый ущерб. Бюджетная оптимизация, безусловно, нужна, но не путем разрушения условий для патриотического воспитания детей. Внеочередным съездом Русского географического общества определены серьезные общенациональные задачи, в том числе создание целевой программы научного и экологического туризма для детей и молодежи. Омский опыт развития туризма, краеведения, патриотического и экологического воспитания с целями съезда Русского географического общества совпадает полностью. Хотелось бы, чтобы в областном Министерстве образования это тоже поняли.
Наталья ЯКОВЛЕВА, Омская область
Краеведы делают историю
Туристско-краеведческое движение традиционно одно из самых массовых и популярных направлений в системе дополнительного образования России. В Омской области, правда, представлено небогато – всего пятью учреждениями. Методическая и организующая сила, конечно, Омский областной детско-юношеский центр туризма и краеведения (ОДЮЦТиК), сумевший охватить множество школ Омской области. Здесь реализуются 23 программы по четырем направлениям: туристско-краеведческое, эколого-биологическое, художественно-эстетическое и физкультурно-спортивное, самое, кстати, малочисленное. Центр туризма и краеведения все же не спортивная школа, скорее – институт исследований. Во всяком случае по количеству высококвалифицированных педагогов на детскую душу и качеству работ, которые выполняют воспитанники под руководством своих учителей. Несмотря на низкую зарплату, у каждого педагога своя авторская методика. Юрий Ермолаев на базе коррекционной школы-интерната №15 работает с детьми по программе «Горное многоборье», адаптированной для инвалидов по слуху. Ежегодно здоровые ребята вместе со слабослышащими участвуют в экспедиции «Знамя Ермака», проходя путь первооткрывателя Сибири. Ринад Валидов, автор программы «Эколог-эксперт», и его ученики только в Омске открыли 40 ручьев и речушек, не занесенных ни на какие карты! В детском объединении «Туризм и скалолазание» Елена Гинжул разработала комбинированный поход с элементами психологического тренинга. В поисках материла для своих научных работ юные исследователи отправляются в экспедиции и походы по родному Прииртышью, где обследуют и описывают сотни населенных пунктов, многие из которых уже перестали существовать, собирают уникальный материал по обрядам, традициям, обычаям омичей.
Центр давно стал базой для практики студентов педагогических колледжей. Но самое ценное в работе областного детско-юношеского Центра туризма и краеведения, по словам его директора Сергея Малютина, заключается в единстве четырех направлений, дополняющих друг друга. Каждый ребенок может свободно переходить в секции других направлений, занимаясь при этом по-прежнему краеведческой деятельностью.
Патриотизм из моды вышел?
Времена нынче другие. Голода и холода меньше, разрухи больше. Особенно в образовании. В конце марта омское областное Министерство образования предупредило руководителей четырех областных учреждений – двух спортивных школ олимпийского резерва, школы адаптивной физкультуры и Центра туризма и краеведения – об их объединении в целях экономии средств. И если соединение спортивных школ, включая школу для детей с ограниченными возможностями, еще как-то можно понять, то Центр туризма и краеведения попал в эту компанию только потому, что занимает двухэтажное здание в отличие от прочих «членов объединения». Здание старенькое, но в нем пять учебных кабинетов, краеведческий и этнографический музеи, библиотека с 1000 экземпляров книг и изданиями периодической печати, турбаза на 35 спальных мест, спортивная площадка, туристская полоса препятствий, теплица, скалодром. От центра, созданного на волне патриотического воспитания, остается только спортивная секция, посему все это богатство ему не пригодится. Вряд ли спортсмены захотят почитать краеведческую литературу. Патриотизм уже не в моде. После провала Олимпиады в моде спорт. Почти 900 детей, увлекающихся краеведческой, экологической, фольклорной работой, должны вместе со своими педагогами убраться из учреждения. Согласно обещаниям министерства – перейти в другие. Но в регионе больше нет подобного центра, не только занимающегося воспитанием любви к родной земле, но и объединяющего и координирующего эту работу! Предполагается, что большинство детей и педагогов уйдут в Дом учителя, в котором, правда, краеведение не так давно «урезали». Причем чиновники министерства уверяют, что количество ребят, занимающихся сейчас в центре, нисколько не изменится. Вероятно, они давно не видели, как живут нынешние дети. Вряд ли у многих хватит сил и средств регулярно ездить в Дом учителя, который находится совсем в другом конце миллионного города. То, что восемь из восемнадцати педагогов будут сокращены, Сергей Малютин подсчитал точно. Собственно, место – заведующего отделом спортивного туризма – твердо было обещано только ему, но с условием «никому ничего не рассказывать». Он это условие уже нарушил, предупредив своих подчиненных о возможном сокращении – разве люди не должны знать о своем будущем? Тем более что совершенно непонятно, откуда возьмутся дополнительные ставки при жесткой экономии средств. Даже оклады учителям региональное Министерство образования подняло лишь очередным указанием – велели руководителям образовательных учреждений подтянуть тарифы до уровня минимальной оплаты труда, и те вынуждены были взять средства из надтарифного фонда, который призван служить для выплат надбавок за квалификационный разряд, выслугу лет… В итоге зарплата большинства педагогов не только не увеличилась, но и уменьшилась – тарифы низкие, а надтарифный фонд не резиновый. А Министерство образования сейчас в соответствии с обещанием губернатора пытается подтянуть зарплату к 12 тысячам рублей. Никакого надтарифного фонда на это не хватит. Грядет великое сокращение? Кстати, пять лет назад, до оптимизации расходов, педагогов в центре было 43. То, что количество занимающихся в нем детей не уменьшилось, означает не повышение зарплаты, а увеличение объема работы. Впрочем, ни дети, ни педагоги, которые окажутся на улице, чиновников не волнуют. Как и проблемы воспитания. Деньги – вот главная забота. Интересно, если спортивные учреждения передадут в Министерство спорта, как давно планируется, кому достанутся миллионы за здание? Одна из спортшкол уже поселилась в Центре туризма – из предыдущего здания ее выпроводили, когда помещение себе искала общественная приемная Президента России. Знает ли Дмитрий Анатольевич, что его демократическим именем прикрываются, дабы выселить детские учреждения? Кстати, эта спортшкола заняла часть турбазы, строго говоря, гостиницы для детей и взрослых, приезжающих на образовательные мероприятия. Понятно, что после вселения еще двух спортивных учреждений турбазу придется ликвидировать. А сельские учителя теперь будут устраивать на ночлег своих учеников, к примеру, участников областных олимпиад, не за 150 рублей в сутки, а за 1500 – в гостиницы низшего пошиба. Четверо суток – и зарплаты как не бывало! Разве что спонсор чудом найдется.
– Может быть, так омские чиновники от образования понимают президентскую стратегию «Наша новая школа» или новые образовательные стандарты, в которых говорится не о дополнительном образовании, а о внеучебной деятельности? – предположил Олег Смолин, заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы, к которому педагоги Центра туризма и краеведения обратились за помощью. Честно признаюсь – обратились немногие. Большинство молча ждут, когда их вытолкают взашей. Они уже не надеются что-то изменить, а вот в то, что, сказав лишнее, запросто могут вылететь из системы, верят. Как вы думаете, почему? И почему решения, которые касаются судеб многих людей, принимаются кулуарно? Впрочем, Татьяна Ильина, начальник отдела воспитания и дополнительного образования Министерства образования Омской области, сказала мне, что никакого решения нет, пока просто разговоры. Правда, о предстоящем слиянии четырех учреждений их директорам сообщила Инесса Артемова, ее непосредственный начальник и заместитель министра образования Омской области. Собственно, все эти вопросы я бы хотела задать ей, а также Ирине Прозоровой, министру образования Омской области. Увы, до них меня не допустили – сначала попросили официальный запрос, после которого советник министра Ольга Лысенко долго и невнятно объясняла, что, если бы я просто спросила, мне бы просто ответили, а теперь надо ждать, пока запрос кому-нибудь отпишут. Пока не отписали. Посему «Учительская газета» ставит на контроль вопрос о фактическом закрытии Омского областного детско-юношеского центра туризма и краеведения.
Комментарии