search
main
0

Последний танец. Гению все позволено?

В прокат вышел фильм режиссера Анны Матисон «После тебя» с Сергеем Безруковым в главной роли. Пожалуй, это первая большая и серьезная роль актера в полнометражном кино. И это его дебют в кино авторском (Сергей также является генеральным продюсером фильма). «После тебя» – это картина о драме гениального человека, о том, совместимы ли гений и злодейство, и, конечно, о балете. Но о балете все-таки в последнюю очередь, поскольку речь в картине идет о вещах общечеловеческих.

…20 лет назад гениальный танцовщик, премьер Большого театра Алексей Темников (Сергей Безруков) получил серьезную травму спины. Его спасли, но выходить на сцену он больше не может. Алексей живет в подмосковном Клину, занимается бизнесом (владеет сетью аптек), а для души содержит танцевальную школу. Он суров, нелюдим, человек жесткий и жестокий, со сложным характером. Себе он прощает все, ибо считает себя гением. Не без оснований, надо сказать, когда-то ему прочили славу второго Барышникова. Но отношения с людьми и с окружающим миром не складываются. За гениями хорошо наблюдать издали, восхищаясь их мастерством, но общаться с ними в быту – испытание не для слабонервных. Выдерживают это немногие. Лучше всего это получается у его двенадцатилетней дочери Кьяры, о существовании которой он узнал совсем недавно и, как ни странно, тоже привязался к этой девочке.Старая травма дает о себе знать. Приговор врачей суров: если не сделать операцию, через два месяца Алексей будет прикован к инвалидному креслу. Впрочем, операция тоже ненамного улучшит ситуацию – она сможет подарить герою лишь год здоровой жизни на ногах, а в итоге все та же инвалидность. Темников отказывается от операции и решает прожить отпущенные ему два месяца нормальной жизни на полную катушку. Но не в общепринятом смысле, погрузившись в пьянство и гульбу, а занимаясь любимым делом. Он хочет поставить балет и станцевать в нем главную партию.Фильм «После тебя» – это прежде всего огромная актерская удача Сергея Безрукова. Думаю, что смело можно сказать: такого Безрукова мы еще не видели.«Удивительно, что Сергей, будучи одним из крупнейших театральных актеров, до сих пор не снимался в авторском кино, – говорит Анна Матисон, режиссер и супруга актера. – Тот образ, который вы увидите в фильме, на мой взгляд, – это очень тонкая работа, стопроцентное перевоплощение, когда люди после просмотра фильма начинают искать в Интернете, кто такой Темников. Вы не встретите ни одного клише, которые традиционно используют, приглашая Сергея на ту или иную роль. Сценарий писался специально для него и под его возможности, и я не знаю, кто бы еще мог выстроить роль так, как сделал это Сергей, и даже просто справиться с ней физически. Недостаточно сказать: «Наш герой – бывший танцовщик балета», мы должны это видеть в каждом шаге, в каждом взгляде, в осанке и жестах. Более того, Сергею нужно было танцевать в кадре самому».Абсолютно верно: с первого кадра, когда на экране появляется Безруков, у зрителей не остается ни тени сомнения в том, что перед ними настоящий артист балета. Осанка, выправка, походка – все выдает в нем танцовщика, отдавшего балету всю жизнь. Но кроме внешних проявлений Сергей виртуозно создал образ, характер, судьбу человека неоднозначного, сложного, трагического. Ведь гениальность, талант – это не только подарок судьбы, но и невероятно тяжелое бремя, нести которое приходится одному, и это под силу далеко не каждому.«В этом фильме я вновь почувствовал себя дебютантом, – говорит Сергей Безруков. – Признаюсь, мне знакомо ощущение, что уже сложно найти что-то новое в своей профессии, вроде бы все уже сыграл. Роль Темникова открыла для меня новые возможности: было интересно играть абсолютно закрытого, скупого на любые эмоциональные проявления человека, при этом постоянно держать второй план, который и должен воспринять зритель. Для меня это совершенно новый опыт».Безруков, безусловно, солирует в этой картине. Но прекрасным обрамлением, фоном служат для него актеры, играющие персонажей, так или иначе соприкасающиеся с Темниковым. Это и юная Анастасия Безрукова, однофамилица Сергея (дочь Темникова Кьяра), и Карина Андоленко (невеста Темникова), и Алена Бабенко (мама Кьяры), и Сергей Газаров (врач), и Тамара Акулова с Владимиром Меньшовым (родители Темникова), и Галина Бокашевская (преподавательница в школе танцев). На короткий миг в кадре появляется маэстро Валерий Гергиев, сыгравший самого себя. В фильме он человек, поверивший в Темникова и доверивший ему постановку на сцене Мариинского театра.Картина наполнена прекрасной музыкой, тут звучат Бах, Прокофьев, Стравинский, Щедрин, Шостакович, Дебюсси. Разумеется, много и танцев. А последние десять минут картины – это вообще сплошной балет. Специально для фильма был создан балет «Симфония в трех движениях» на музыку Игоря Стравинского. Теперь он включен в репертуар Мариинского театра. На картине работал известный хореограф Раду Поклитару.«Я уже 40 лет занимаюсь танцем, – рассказал Раду Поклитару, – и меня очень трудно чем-либо удивить. Но первая же репетиция с Сергеем Безруковым повергла меня в шок! Ни я, ни мой ассистент, солист Большого театра Ян Годовский, не могли поверить, что драматический актер, человек, не имеющий специального хореографического образования, может так двигаться в сложной, непривычной танцевальной пластике. Абсолютно авторитетно заявляю – далеко не каждый «ортодоксальный» артист балета может так полно и органично вписать себя в создаваемый мной хореографический язык. Думаю, что разгадка этого парадокса проста – это талант, данный Богом». В картине Сергей много танцует сам. Но был у него и дублер – премьер Мариинского театра Денис Матвиенко.Эпиграфом к фильму послужила фраза знаменитой балерины Майи Плисецкой: «Не смиряйтесь, до самого конца не смиряйтесь. Характер – это и есть судьба». Каким бы ни был герой картины Алексей Темников, он уж точно не смирился и смог, вопреки всему, что-то оставить после себя. Что-то вечное, что именуется воздушным словом «искусство».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте