Кто сказал, что делить больше нечего? Мол, эпоха большого рывка государственной собственности давно канула в Лету, и все уже приватизировано. Но это еще как посмотреть… Все, да не все! Если подходить к делу вдумчиво и предметно, то в окружающей действительности всегда найдется то, что в хозяйстве пригодится. Школа, например. А лучше – две! Особенно если к ним прилагается девятиэтажное общежитие, и все это добро находится в самом центре города.
Беды не чуя…
Если бы год назад кто-нибудь сказал преподавателям или родителям учеников, обучающихся в гимназии при педколледже N1, что их учебное заведение в скором времени будут ликвидировать, это сочли бы дурной шуткой, не более. Еще бы! Конкурс при поступлении в первый класс сюда побольше, чем в иные вузы Приморья, – три человека на место. Наверное, это о чем-то говорит.
За шесть лет работы на посту руководителя этого образовательного учреждения его директору Виктору Зайкову удалось создать не просто хорошую школу, в которую стремятся попасть. Речь идет об уникальном опыте создания образовательного комплекса, работа которого дает просто блестящие результаты.
Несмотря, а точнее, вопреки всему этому Виктор Зайков сегодня имеет на руках уведомление о своем увольнении. В схожей ситуации оказались и его сотрудники. Когда я пришла в рабочий кабинет директора, перед дверью скопилась очередь из преподавателей. Люди должны были сделать выбор: написать заявление о переходе в Дальневосточный государственный университет и тем фактически поставить крест на родном педколледже либо не написать это заявление…
“Там хорошо, но нам туда не надо”!
Первый тревожный звоночек прозвенел в мае прошлого года. Пошли разговоры о том, что педколлеж N1 со всеми его образовательными “причиндалами” передадут университету. Мол, для того чтобы из стен колледжа выходили не просто специалисты со средним образованием, а бакалавры.
– Мы обсудили все в коллективе и решили, что это предложение, от которого разумно отказаться, – говорит Татьяна Новихина, зам. директора по учебной работе педколледжа N1. – Конечно, мы с большим уважением относимся к Дальневосточному государственному университету, но вот уже три года как мы работаем с Уссурийским педагогическим институтом, на базе колледжа открыт филиал, и очень довольны этим нашим сотрудничеством. Объясню почему. Не секрет, что после гимназии продолжать обучение в педколледже остается совсем немного ребят из Владивостока. В основном к нам едут дети из районов. Получают среднее педагогическое образование, живут у нас же в общежитии и после окончания колледжа уезжают к себе домой преподавать в районные школы.
По словам Татьяны Александровны, педколледж предлагал ДВГУ объединиться в форме образовательного округа. Разработать общий совмещенный учебный план, приглашать профессуру читать лекции. Если речь идет только о повышении качества образования как таковом, то все эти идеи можно было только приветствовать. Однако в таком виде педучилище оказалось университету категорически ненужным. Другое дело – образовательный комплекс, войдя в который педучилище фактически ставит на себе крест.
– У нас есть большое опасение, что педагогические специальности после этого будут просто расформированы, – говорит Татьяна Александровна.
Но это лишь один тревожный момент, который вызывает, мягко говоря, недоумение педагогического коллектива . В сумме таких “непоняток” набралось с десяток. Но об этом – чуть позже. Проследим сначала динамику обращения “неразумных” преподавателей в лоно великого и могучего “столпа” высшего образования Приморского края.
В начале этого учебного года, то есть в прошлом сентябре, желание видеть педколлежд N1 в составе ДВГУ стало навязчивым и было высказано уже в ультимативной форме, подкрепленной соответствующим постановлением губернатора.
Исключительно “в целях повышения качества подготовки педагогических кадров для учреждений общего образования” губернатор постановил: “1. Изъять у государственных образовательных учреждений “Владивостокский педагогический колледж N1” и “Владивостокский педагогический колледж N2” недвижимое и иное имущество, закрепленное за ними на праве оперативного управления. 2. Передать имущество в безвозмездное пользование государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования “Дальневосточный государственный университет” для организации на его базе педагогических колледжей N1 и N2 ДВГУ”.
Далее события развивались следующим образом.
– В начале сентября состоялось общее собрание, где нам сначала зачитали приказ губернатора, а потом предложили написать заявление о переходе в ДВГУ, – рассказывает Татьяна Новихина. – В тот момент мы были настолько ошарашены и напуганы предстоящими неясными перспективами, что нужные заявления написали. Так что осенью нас можно было брать “тепленькими”. Однако проходит месяц, другой, никаких перемен не происходит, никаких юридических документов, подтверждающих ситуацию, мы не видим и поневоле начинаем сами ее анализировать. Выводы получились настолько нерадостные, что коллектив решил отозвать свои заявления о согласии войти в состав ДВГУ. Но когда представители совета гимназии побывали с этой целью в университете, то слышали уже неприкрытые угрозы в адрес нашего учебного заведения.
“Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать!”
Надежды “проглотить” педколледж N1 так же тихо и быстро, как это получилось с педколледжем N2, не оправдались.
За сохранение статуса родного учебного заведения горой встали не только педагоги, но и родители учеников гимназии. Беспокойство мам и пап вполне оправданно. Ведь многие программы этого образовательного учреждения резко отличаются от привычных школьных стандартов, за что, собственно, и ценятся! Совсем недаром детей сюда возят со всех концов города.
– В Департаменте образования нам ясно дали понять, что наша гимназия в структуре ДВГУ никому не нужна, – говорит Татьяна Новихина.- То есть вполне реально, что дети могут недоучиться до 9-го класса. А как быть в этой ситуации нам, взявшим на себя определенные, прежде всего моральные обязательства по обучению детей?
Впрочем, похоже, этический аспект этого не совсем ясного (чтобы не сказать, мутного) дела волнует чиновников от образования меньше всего. Поэтому не оставалось ничего иного, как попытаться прояснить ситуацию с правовой точки зрения. Члены родительского комитета написали заявление на имя прокурора Приморского края Василенко. Этот документ стоит того, чтобы его процитировать:
“…Мы очень обеспокоены судьбой учебного заведения, которое существует 72 года и внесло огромный вклад в развитие образования Приморского края. Соединение учебно-воспитательного процесса общего и профессионального образования дает удивительные результаты, создало благоприятный климат для развития наших детей.
Чем вызвано постановление губернатора N462 от 19 августа 2002 года и издание других документов о передаче имущества колледжа в Дальневосточный государственный университет, нам непонятно. Мы считаем, что грубейшим образом нарушены статьи 4 и 5 Федерального закона “О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию”, статья 61 Гражданского кодекса РФ и многое другое. Главное, мы теряем государственное образовательное учреждение краевой собственности, прекрасно выполняющее свои задачи. Ради чего?”…
Да кто бы знал… Впрочем, ответ на этот вопрос мелькал по осени в воздухе, когда в педколледж наведывались разные университетские чиновники и хозяйским глазом оценивали шикарные площади педучилища. Еще бы: два громадных пятиэтажных учебных корпуса, девятиэтажное здание общежития, профилакторий, столовая, гараж плюс ко всему этому немалая, обнесенная забором территория со стадионом.
28 января в педколледже состоялось очередное бурное собрание коллектива с участием проректора ДВГУ Бориса Резника и начальника Департамента образования Сергея Пикина.
Общение преподавателей и начальства было похоже на разговор глухого с немым. Вопросов у педагогов была масса, а те ответы, которые предлагали Резник и Пикин, похоже, никого не устраивали.
– Все, что вы нам говорите, – одни слова, не более! А мы бы хотели видеть документы, которые бы давали нам определенные социальные и трудовые гарантии! – Подобные реплики раздавались со всех сторон.
Главным лейтмотивом ответа чиновников было классическое: “Надо, Федя, надо!”
А когда преподаватели колледжа в качестве последнего рубежа обороны привели ответ из Министерства образования, где за подписью начальника Управления среднего профессионального образования Анисимова было очень ясно сказано, что присоединение колледжа может быть осуществлено ТОЛЬКО ПРИ СОГЛАСИИ педагогического коллектива, господин Резник очень непосредственно ответил в том смысле, что мало ли кто там чего напишет!
После многочасовых шумных дебатов к согласию так и не пришли. Зато на свет был извлечен долгожданный документ, который внес-таки недостающую ясность в проблему. Народу было предъявлено еще одно распоряжение губернатора от 25 декабря 2002 года, на сей раз уже “О ликвидации краевых государственных образовательных учреждений…”, речь в котором шла о педколледже N1, педколледже N2 и хореографической школе Васютина…
Быть или не быть?
Вопрос для подавляющего большинства преподавателей педколледжа стоит сегодня именно так. Когда я побывала у Виктора Васильевича на следующий день после собрания, директор развел руками:
– Мне сегодня будут звонить из Департамента образования, а я не знаю, что им сказать. Из всего коллектива педучилища N1, а это 203 человека, на работу в университет мало кто согласился перейти. Честно говоря, я такого не ожидал. Ладно бы, речь шла о тех педагогах, которые отработали здесь по 30-40 лет. Но даже молодежь, девчонки… Я одной говорю: “Что ж ты делаешь? Отчет себе отдаешь, что может последовать? Иди в ДВГУ, пока зовут…” А она мне отвечает: “Как вам не стыдно, Виктор Васильевич, такое говорить. Да если будет нужно, мы и на адвоката денег соберем, и в Москву, в министерство, человека отправим. Ведь нельзя допустить, чтобы все разрушилось…”
Конфликт в самом разгаре. Как и кто его будет тушить, неизвестно. Вряд ли по доброй воле ДВГУ откажется от такого лакомого куска, каким является педучилище. В этой связи позволим высказать на происходящее свой, возможно, сугубо субъективный взгляд.
Не секрет, что в самом скором времени подавляющее большинство вузов России перейдет на самоокупаемость. То есть из государственной казны будут финансироваться только самые крупные и престижные высшие учебные заведения типа МГУ, СПГУ и тому подобные… Весьма вероятно, что ДВГУ, бесконечно расширяя площади, также стремится получить немного финансового счастья за государственный счет. И в этом не было бы ничего дурного, если бы разрастание пухнущего, как на дрожжах, университетского тела имело под собой действительно веские основания.
Лада ГЛЫБИНА
Владивосток
Комментарии