search
main
0

Последние «на лавке»? Молдова это почти Буркина-Фасо

В рейтинге использования информационных технологий, составленном Международным телекоммуникационным союзом, Молдова занимает 112-ю позицию. «Утешительных» моментов два: мы – не последние «на лавке», после нас идут Киргизия, Узбекистан, Армения, Азербайджан, Таджикистан, а совсем плохо обстоят дела с информатизацией в Мали, Буркина-Фасо и Нигерии.

На фоне последних Молдова, возможно, смотрится вполне ничего. Но у нас есть куда более близкий объект для сравнения – примерно равная Молдове по территории и нынешним людским ресурсам, тоже бывшая советская республика Эстония, занимающая в названном рейтинге самую высокую из всех постсоветских республик позицию – 29-ю. По уровню компьютеризации школ Эстония вышла на одно из лидирующих мест в Европе: там один компьютер приходится на 15 учащихся. Сравним: в России эта цифра равна ста, примерно такие же показатели и у нас в республике. Кажется, чем не повод для оптимизма – уже само сравнение с Россией почетно. Но, в отличие от России, у нас на сегодняшний день, кроме большей частью устаревших компьютеров, нет практически ничего из того «джентльменского» набора, без которого немыслимо создание единого информационного образовательного пространства.

А для полного информационного счастья нам как минимум не хватает: единой информационной сети, интернета, новых электронных пособий, образовательных порталов по различным предметам, электронных библиотек и учебников, системы дистанционного обучения, электронного документооборота и, наконец, школы республики испытывают дефицит специалистов по информатике. Хватит, пожалуй, хотя данным перечнем проблемы информатизации образования республики не исчерпываются. К примеру, среди учителей-предметников сельских школ владеют компьютером примерно 2-3%, среди их коллег из городских и столичных школ этот показатель составляет около 30%. Личные компьютеры у тех и других – в аналогичных пропорциях.

Стакан наполовину полон,

а не наполовину пуст

Если взять за точку отсчета 1998 год, когда школы республики впервые были массово оснащены компьютерами, в умах тех, от кого напрямую зависит информатизация образования, произошел заметный сдвиг в сторону понимания неизбежности и необходимости такого процесса. Это очень важный момент. Взять хотя бы местные власти, на балансе которых находятся сельские школы. Не секрет, что для сельской школы местный примар – верховная власть, потому что, как известно, до Бога высоко, до царя – далеко, а примар – он тут, рядом, захочет – даст денег, а не захочет – значит так тому и быть. Директора сельских школ рассказывают, что еще несколько лет назад они боялись и заикаться перед местными властями о приобретении компьютеров, а если и пытались просить денег, то в ответ часто слышали: «Дай Бог зимой школу обогреть да зарплату учителям выдать, а вы – про компьютеры».

Сегодня картина совсем иная. Из 1576 всех доуниверситетских учебных заведений республики – а это начальные школы, гимназии, средние школы и лицеи – кабинеты информатики есть в 821. И вот оно, знамение нового мышления: примэрии приобрели для школ 352 компьютера. Не Бог весть сколько, но все же это тридцать два кабинета информатики получается.

Как в столице, так и в сельской местности появилось немало школ и лицеев, чья техническая и информационная оснащенность может служить примером для других учебных заведений.

По словам Валентины Мирон, начальника отдела инспектирования, оценивания и аттестации учителей Департамента образования, науки, молодежи и спорта, столичному технологическому лицею им. Б.З.Герцеля здесь, бесспорно, принадлежит ведущее место. Не случайно это учебное заведение стало, как бы сказали раньше, школой передового опыта не только для учителей столицы и республики: в прошлом году здесь прошел семинар директоров школ и преподавателей стран СНГ и Балтии. Он был организован международной организацией «ОРТ», опекающей этот лицей и оказывающей помощь школе в приобщении учащихся к современным технологиям. В лицее три кабинета информатики, сам предмет преподается со 2-го класса, а новые электронные образовательные курсы здесь стали неотъемлемой частью учебного процесса.

В лицее имени Н.В.Гоголя в нынешнем учебном году начальную школу закончат четвероклассники, изучающие информатику с первого класса, а так как ни учебников, ни программ по этому предмету для начальной школы у нас в республике нет, то их авторами стали учителя информатики лицея – Анна Мунтян и Татьяна Тоночек. Побывавшая некоторое время назад здесь делегация из Северо-Восточного округа Москвы проявила большой интерес к этому опыту лицея. Прекрасный подарок к новому году от примэрии столицы получил лицей им. М.Спэтару – ему были выделены деньги на приобретение 17 компьютеров новейшей модификации.

Успешно внедряются в учебный процесс новые образовательные технологии в лицеях им. М.Илиаде, «Прометей», «Гаудеамус». Но особенно отраден такой пример: в столичном интернате № 3, где проживают 350 детей, многие из которых – сироты при живых родителях, усилиями бывшего и нынешнего руководства интерната создана такая информационная среда, о которой пока только мечтают многие общеобразовательные школы. Скажем лишь, что здесь один компьютер приходится на 40 учащихся, что намного выше республиканского и столичного показателей. Но на сегодняшний день нет ни одного компьютера в четырнадцати из 160 учебных заведений столицы и ее пригородов. Например, учащиеся столичного спортивного лицея ждут не дождутся своего компьютерного счастья ровно столько лет, сколько существует лицей, а он открылся три года назад.

Интернет на контроле у президента

Еще один показатель: из 1576 школ Молдовы подключены к интернету всего 54. Появилась реальная надежда на то, что к новому учебному году школы республики будут «интернетизированы», потому что решение этой проблемы взял под контроль сам президент Молдовы. Главный специалист Министерства просвещения по информатике Юрий Мокану: «Президент распорядился подключить все школы к интернету бесплатно, а деньги на это должно изыскать правительство. Уже идут переговоры между Минфином, Молдтелекомом и другими ведомствами. Одну из главных задач видим и в том, чтобы создать внутреннюю информационную сеть в самом министерстве, затем подключить к ней районное звено, что облегчит жизнь всем руководителям школ».

К сожалению, наши госчиновники частенько вспоминают о некоторых жизненно важных для школ вещах не «до того», а после. Известно, что подключение к интернету – это или выделение отдельной кабельной линии, или достаточно высокая плата за телефон, если использовать модем. А вот еще проблема: в последние годы из 14 школ Кишинева компьютеры были украдены и причем без особых ухищрений – сигнализация на нуле, охраны почти никакой, на железные двери у школ тоже нет денег. Держись, директор! Он, конечно, держится, но не все же от его устойчивости зависит. К примеру, как ему, директору, быть, если практически все компьютеры, полученные в 1998 году, нуждаются в ремонте, а деньги на него в бюджете школы не прописываются? Или: в школе один кабинет информатики и не все классы, если их много, туда вместишь.

«Pentium» в интерьере «буржуйки»

Григорий Василаки, директор центра новых информационных технологий, где занимаются переподготовкой учителей информатики, рассказал, что именно такую картинку с натуры – компьютер в классе, из окна которого дымила труба «буржуйки», он наблюдал в сельских школах. А это, по его мнению, символизирует не столько «первобытность школ», сколько их стремление соответствовать новому веку. Надо сказать, что сам директор центра много тому способствует, так как о руководимых им курсах учителя и директора школ отзываются только в превосходной степени. В прошлом году курсы прошли около 350 преподавателей, в их числе не только учителя информатики, но и те педагоги, кто решил переквалифицироваться. Зинаида Врабий, директор лицея им. Крянгэ из Унген, Василий Попа, директор Порумбештской гимназии из Кантемирского района, Ольга Мидони, учитель французского языка средней школы из села Заим Каушанского района, с которыми мы встретились на курсах, рассказали о тех многочисленных больших и малых проблемах, помочь в решении которых сельской школе пока никто не торопится.

Нормально ли, чтоб сельский учитель, при его мизерной зарплате, приобретал за свой счет дискеты, тонеры, бумагу, учебные пособия? А именно так все происходит.

Многие школы из глубинки в лучшем случае располагают двумя-тремя компьютерами, а про оборудованные кабинеты информатики пока и мечтать нечего.

Но вот поистине беда: молодые учителя, в том числе по информатике, даже если и приезжают по назначению, долго в селе не задерживаются. Что же будет с сельской школой через 5-10 лет, когда ее покинут «динозавры»?

Еще одна проблема: во многих районах директора школ только на словах могут распоряжаться бюджетными деньгами, а на деле их крепко держит в своих руках местная власть – хорошо, коль она все понимает, а если не очень?

Новые детки – новые бедки?

Сама тема обязывает и к такому повороту. Даже в школах, даже во время уроков информатики многие ребята умудряются выходить на порносайты, а по данным опросов, подростки 13-16 лет проводят на порносайтах до 80% своего свободного времени.

Игровые автоматы и пристрастие к ним подростков – почему эту беду обходит молчанием общественное мнение?

Какими должны быть технические характеристики компьютеров, чтобы не повредить здоровью, и сколько времени может проводить за экраном подросток? На эти вопросы ответов пока нет.

Десять баллов Марьванне

Поразительно, но даже в «самой-наисамой» глубинке, где на школу приходится один-два допотопных компьютера и, конечно же, вокруг нет никаких интернет-кафе, – даже там нынче не менее 70-80% ребят умудряются освоить азы компьютерной грамоты. Чего не скажешь об учителях. Пожалуй, впервые юное поколение так очевидно опередило своих наставников в интеллектуальном марафоне.

Как же реагируют на свое «компьютерное превосходство» юные отроки? Скажем так: достойно. И готовы терпеливо и долго объяснять Марьванне азы компьютерной грамоты, не высказывая при этом раздражения ее непонятливостью и даже не забывая время от времени похваливать не очень способную ученицу. Выходит, прав был классик от педагогики, когда призывал: «Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого потом учиться». А коль так, то есть надежда, что за уходящим поездом мы все-таки поспеем.

Кишинев, Молдова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте