Тимур ЧХЕИДЗЕ поставил акцент на личности
Большой драматический театр им. Г.А.Товстоногова привез “Бориса” в постановке Тимура Чхеидзе. “Еще одно последнее сказанье”, – так начинается повествование БДТ. Смутное время. Правление “царя Ирода”. Главными в спектакле становятся три фигуры. Пимен в исполнении Кирилла Лаврова немногословен, нетороплив, сдержан. Беспристрастный свидетель происходящих событий, он является одновременно хранителем исторической правды и выразителем авторского начала, то есть является фигурой, воплощающей в себе черты летописца и самого поэта-повествователя.
Григорий Отрепьев – сжатая пружина драматического действия – достаточно точно охарактеризован самим Пушкиным: рыжий, голубоглазый, одна рука короче другой (описание из царского указа, читанного в корчме на литовской границе). В трактовке В. Дегтяря Самозванец напоминает скорее раскрученную телезвезду, нежели пружину истории. Лишь однажды его посещает сомнение по поводу затеянного предприятия, которое есть не что иное, как продажа родной земли, и тогда возникновение исторической параллели с событиями Древней Руси, во времена которой удельные князья сдавали маленькие русские княжества в обмен на дарственные грамоты Золотой Орды, становится несомненным.
И, наконец, Борис (В. Ивченко). При первом же появлении – ярко выраженная принадлежность к потомкам той же самой Орды, спустя несколько веков снова неожиданно появившейся в опасной близости от русского престола. И снова косвенно возникает та же самая аллюзия, отсылающая зрителя к ключевым событиям древнерусской истории, которым Пушкин и вслед за ним Тимур Чхеидзе придали столь резкое звучание. Недаром так ясно выделяется в палитре Валерия Ивченко тема надвигающегося безумия, берущая начало не только в разладе с самим собой, но и в историческом взаимодействии двух народов.
Эпическое полотно “Бориса Годунова” в скупой сценографии Г. Алекси-Месхишвили (обрамляющие темную глубину сцены архитектурные конструкции объяты пламенем и подчеркивают беззащитность человека перед временем) оставляет впечатление достоверно прочитанной истории неспокойного правления Бориса-царя. И хотя Пушкин формулировал свои драматургические воззрения иначе: “Что развивается в трагедии? Какая цель ее? Человек и народ. Судьба человеческая, судьба народная”, в спектакле БДТ акценты смещены скорее в сторону отдельной личности.
Елена НИКОЛАЕВА
Комментарии