search
main
0

После звонка. Составляем «карту возможностей» ученика

​Как известно, окружающая ребенка среда всегда уникальна. Она включает как организованные для ребенка школьные практики (уроки, внеурочные занятия, мероприятия), так и неорганизованные городские места, в которых дети «пробуют» свои способности, получают новый опыт, общаются со сверстниками. Достаточно таких мест сегодня и в безграничном цифровом пространстве.

Действуя во всем многообразии своего окружения, московская школа выступает отправной точкой образовательного движения ученика, источником его «карты возможностей» как внутри своих зданий, так и дальше – в районе,  городе, в своем цифровом продолжении (сайт, электронный дневник). Ключевым элементом в этом движении выступает карта, на которой отмечаются разные потенциально значимые и интересные места для детей – спортплощадки, парки, музеи, театры, кружки и секции дополнительного образования в школе и  в ближайшем к ней окружении  (см. рис.). Мы построили подобную «карту возможностей» для учащихся нашей школы в начале сентября 2016 года.Теперь с помощью данной «карты возможностей» школьников складываются совместные программы школы и разных городских организаций: объединяются сильные стороны каждой из них в общий образовательный ландшафт для школьников. Так создаются разнообразные практики детей, их исследовательские и учебные проекты, собственные образовательные траектории при сотрудничестве школы с театрами, музеями, с местными жителями и родителями.  В этом сезоне наш школьный музей «Мое Отечество» как базовая площадка городской олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» с ноября по март принял 61 школьную команду, 237 участников. Приходили и классами, и семьями. Важным преимуществом вовлеченности школьников в разнообразные формы занятий после уроков является то, что насыщенную «карту возможностей» ученика можно рассматривать и как один из способов повышения качества образования.Для того чтобы подтвердить эту мысль, мы провели исследование того, как проводят свой досуг, то есть время, свободное от школьных занятий и домашних заданий, дети с разными образовательными достижениями. Мы провели анкетирование школьников и их родителей (также выборочно были проведены интервью со школьниками) и сравнили структурированный (дополнительные занятия по расписанию) и неструктурированный (свободное время, которое ребенок проводит самостоятельно, с семьей или с друзьями) досуг. Также дети были разделены на три группы по успеваемости (на основании средних полугодовых оценок). Результаты получились интересные. Так, например, мальчики и девочки с низкой успеваемостью дольше всех проводят время в будний день без взрослых – 2,5 часа. А школьники с высокой успеваемостью активно посещают различные дополнительные занятия и имеют не только распланированный день, но и часто насыщенную занятиями неделю.  В своих интервью, отвечая на вопросы «Занимаешься ли ты в кружках и секциях дополнительного образования? Когда проходят занятия?», они говорили о том, что время после школы у них организовано «довольно плотно», «свободного времени практически не остается». Сравнив школьников с разной успеваемостью по числу различного рода дополнительных занятий, мы получили убедительные данные о связи числа занятий и успеваемости: она наиболее яркая между школьниками, которые не посещают кружков и секций, и теми, кто посещает хотя бы один вид дополнительных занятий. Иными словами, наблюдается качественный скачок среднего полугодового балла в том случае, если школьник посещает хотя бы один вид дополнительных занятий. При этом дальнейшее увеличение мест дополнительных занятий существенно не повышает успеваемость. Следует также отметить, что не наблюдается гендерной специфики в том, как успеваемость связана с посещением дополнительных занятий: между мальчиками и девочками (в группах с высокой и низкой успеваемостью) практически нет разницы в этом отношении.Различается и неструктурированный досуг: где и с кем школьники проводят свободное от любых других занятий время. Оказалось, что чем выше успеваемость, тем больше подросток указал мест, которые он посещает вместе с взрослыми. То есть успеваемость школьников связана с тем, насколько много времени он проводит вместе с родителями. Как видно, «карта возможностей» ученика – это не модный тренд. Это реальная практика «географии образования» каждого нашего ученика. При этом меняется отношение к механизмам школьного планирования – от линейного расписания оно сдвигается к пространственному пониманию школы как источника образовательного движения учеников через всю совокупность мест (образовательных сред) в школе, в районе и городе, которые формируются вокруг разных программ, педагогов, конкретных дел и проектов.Михаил ЛЕБЕДЕВ, директор школы №2093

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте