search
main
0

После вуза… в безработные Трехсторонний договор страхует от неудачи

Как помочь молодым специалистам найти работу и почему многие из них оказались не нужны обществу? Ответы на эти вопросы сегодня ищут власти Краснодарского края.

– Особенность рынка труда на Кубани: половина безработных находится в сельской местности, – рассказывает первый заместитель руководителя Департамента Федеральной службы занятости населения края Ольга Ищенко. – А по данным статистики, удельный вес безработных к общей численности молодежи составляет 26-29%. Доля безработных с высшим, неполным высшим и средним профобразованием – 54%, с начальным профессиональным – 38%. Получается парадокс: в среднем на Кубани постоянно существуют двадцать-тридцать тысяч вакансий, четверть из которых ждет именно таких специалистов.
– Сегодня центральной проблемой на рынке труда уже становится не столько количественная нехватка рабочих мест, сколько несоответствие между спросом и предложением, – объясняет Ольга Яковлевна. – Завышены претензии работодателей к уровню подготовки претендентов, а у тех тоже завышены требования к условиям труда и оплаты. Да и чего ожидать, если службы занятости сейчас предлагают инженерно-техническим работникам зарплату в полторы тысячи – вдвое меньше средней по краю.
И все-таки вчерашние выпускники вузов, техникумов и ПТУ – частые посетители этих служб. Только в прошлом году больше четырех тысяч из них обратились сюда за помощью, а это, кстати, пятая часть всех новоиспеченных дипломированных специалистов. Причем половина неустроенных – выпускники техникумов и колледжей.
Оказывается, среди закончивших вузы не могут найти работу только процентов шесть. Каждому второму молодому специалисту служба занятости помогает устроиться, а вот каждого третьего сразу берется переучивать другой профессии.
Сейчас здесь на учете около семисот разных выпускников. Опыт показывает, что быстрее всех находят работу ребята из профучилищ.
С высшим образованием легче всего устроиться программистам: для пятерых стоящих на учете открыты сто тридцать пять вакансий. Востребованы учителя, агрономы, зоотехники, товароведы, инженеры-механики, строители. И практически никому не нужны юристы, экономисты, инженеры-электрики.
Вот и выходит, что экономика края задыхается без одних специалистов и вовсе не нуждается во многих из тех, кого старательно готовят сегодня учебные заведения. А значит, пора им научиться определять реальные потребности своего города, соседних районов и всей страны. Сделать это непросто, ведь даже в соседних районах складывается очень разная ситуация. Сегодня в Сочи, Северском и Славянском районах Кубани нет ни одного места для молодых учителей. А вот в Краснодаре таких вакансий в двадцать раз больше, чем всех обратившихся в службу занятости выпускников педвузов.
Власти Краснодарского края пытаются найти решение этих проблем. Разработана межведомственная программа содействия трудоустройству, готов проект закона края о профориентации населения, проект постановления главы администрации о наставничестве в трудовых коллективах.
Общая проблема трудоустройства молодежи – отсутствие стажа работы – постоянное требование любого работодателя. И тут на помощь приходят вузы.
– Кубанский госуниверситет работает по специальным программам переподготовки незанятых выпускников ссузов и вузов, финансируемым правительством, – делится опытом проректор Елена Журавлева. – Предоставляем и другую возможность – получение второй, дополнительной специальности в стенах учебного заведения. А два диплома намного увеличивают шансы трудоустройства.
– К сожалению, без помощи родного вуза нашим выпускникам сегодня бывает трудно найти работу, особенно в школе, – признается проректор Армавирского педагогического института Юрий Хлопков. – Поэтому два года назад мы и создали у себя специальную комиссию по содействию трудоустройству выпускников и адаптации их к рынку труда. И практически каждый преподаватель, используя служебную информацию и личные связи, ищет вакансии для наших подопечных. Жаль, что пока эта важная работа не входит в круг должностных обязанностей и потому никак не финансируется.
А результаты есть: активно восстанавливаются былые связи со школами и другими учебными заведениями, взаимодействие с органами местной власти и управлений образования.
В Краснодарском крае давно ходят легенды об уникальных шансах выпускников Кубанского технологического госуниверстета. Все знают: работа будет гарантирована каждому его студенту. Таков итог системы обязательных трехсторонних договоров, разработанной ректором профессором Алексеем Петриком.
Если раньше здесь было двадцать традиционных специальностей, то за последнее десятилетие стало шестьдесят три, причем с несколькими обязательными специализациями по каждой получается около ста восьмидесяти. И уже к третьему курсу практически у каждого студента появляется договор с конкретным предприятием о трудоустройстве. Там он проходит практику, под конкретный заказ получает дополнительную подготовку.
– Такие договора мы начали заключать еще двадцать лет назад, хоть это и противоречило прежнему законодательству, – объясняет проректор КубГТУ профессор Владимир Иванченко. – Теперь инициатива университета получила поддержку. И наши трехсторонние договора действительно гарантируют каждому выпускнику работу на конкретном предприятии. Причем фактически у всех есть выбор между несколькими фирмами, что позволяет найти достойную зарплату и подчас сразу при распределении получить квартиру или кредит на ее приобретение.
Выходит, кажущиеся неразрешимыми проблемы может решить сам вуз, если возьмет на себя такую заботу. И… если будет готовить специалистов, действительно необходимых региону.
А как помочь пока самым неустроенным – питомцам техникумов и колледжей?
Последние социологические исследования Департамента образования и науки Краснодарского края заставили его сотрудников срочно перестроить работу с ними. Главная проблема была очевидна: выпускники мало адаптированы к рынку труда. А государство с ее решением явно не спешит, да и нужных законов нет. Так, на Кубани создали новое на старой основе: в прежние программы, к традиционным специальностям вводятся спецкурсы по программированию, информационным технологиям. Теперь основными направлениями стали широкая профориентация, дополнительное образование и программы адаптации к рынку труда конкретных районов. Повсюду вводятся региональный компонент, спецкурсы и специализации, получение дополнительных специальностей или рабочих профессий.
Всеми силами пытаются развивать учебные производственные базы, ведь хорошая практика необходима прежде всего. А если не получается, создают действенные попечительские советы из предприятий, способных взять ребят и на практику, и на работу.
– Сегодня прежде всего нам необходимо анализировать, какие специалисты нужны экономике края, – убеждена генеральный директор департамента Анна Иванова. – Надо стратегически осмысливать госзаказ и формировать местные – от краевого и муниципальных заказов до договоров с отдельными предприятиями и фирмами. Если все они будут подкреплены финансированием, то и проблемы решатся.

Любовь ВИКТОРОВА
Краснодар

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте