О том, как живут современные школьники, лучше них самих никто не расскажет. Мы, взрослые, всегда переживаем за то, что у современных детей иногда много свободного времени. Возможно, это один из мифов, который сегодня развенчают наши авторы. Все они учатся в городских и негородских образовательных организациях, увлекаются чтением, спортом, музыкой. И, так уж получается, хорошо, если высыпаются и успевают уместить в собственные часы бодрствования все, о чем мечтают. Почитайте размышления современных школьников и убедитесь – их мир прекрасен и удивителен настолько, насколько это возможно в средней и старшей школе. Радоваться жизни и размышлять о ней ребятам не мешают ни уроки, ни подготовка к проверочным и контрольным, ни ВПР, ни ОГЭ и ЕГЭ. Они развиваются, творят и улыбаются так же, как и мы когда-то.
Елизавета СЕЛЕЗНЕВА, ученица 10‑го класса Петровского Дворца, Петрозаводск:
Сказать свое слово
Есть некоторые ежедневные послешкольные ритуалы, которые появились у меня, поскольку я не могла сразу же собраться с мыслями и делать уроки. Уж очень бестолковое это время дня с 14.00 до 16.00. Для меня это самое непродуктивное время. Середина дня – время на обновление мира внутри себя, никак не для серьезных или важных дел, хотя и сами эти понятия относительны. Разлом между утром и вечером лучше всего заметен днем. Я не нахожу в себе сил делать что-то серьезное в это время, что-либо иное, кроме размышлений, чтения или слушания аудиокниг. Да и не хочу, у меня никогда не было желания поступиться саморазвитием, это важная часть меня. Я поняла, что нашла в этом времени свою отдушину, ее невозможно отнять, она заложена в моем существе.
Каждый день после уроков я трачу около 30 минут на дорогу домой, слушая музыку, тем самым переключаю свой день. По приходе домой вкусно обедаю. 20‑40 минут прогоняю некоторые песни на укулеле, вспоминаю аккорды и тренирую рифы. Трачу 15 минут на зарисовки и записи. Иногда рисую картины по номерам, когда мотивации не так много, как обычно. Так просто, это не что-то невероятное. Это все занимает час-полтора в день, может, больше. Но это то, на чем строится моя жизнь. Дело даже не в том, что я сильно устаю в школе и это отражается на моем свободном времени, вовсе нет. Хорошо учиться и наслаждаться школой можно, не напрягаясь. Не стоит разделять свою жизнь на школу и все остальное. Все дело именно в этом времени дня, просто оно предназначено для мыслей. Время для меня не однородно.
В некоторые дни, к примеру, я посещаю вечерние тренировки в бассейне. Однажды мне сказали, что 2‑3 вечера в неделю тратить на хобби, абсолютно противоположное моему профилю и будущей профессии, вместо того чтобы готовиться к ЕГЭ или рисовать, странно. Я искренне улыбнулась. Какой смысл смотреть настолько далеко в будущее? Мне необходимо отвлекаться и переключать свое внимание уже сейчас, это позволяет свободнее делать шаги вперед и не думать о том, что я что-то упустила. Это делает меня продуктивнее и дает возможность не останавливаться, не сталкиваться с выгоранием. Как я заметила, мне рисуется гораздо лучше, если я перед этим проплыла километр-другой за полчаса.
Алена БАЙДАРОВА, ученица 11‑го класса Шуйской средней школы, Карелия:
Расставить приоритеты
Еще в начале старшей школы по совету учителей и родителей постаралась построить свой план дня так, чтобы все успевать, но чтобы при этом не страдала учеба и находилось время на личную жизнь. На мой взгляд, самое важное – расставить приоритеты. У меня гуманитарный профиль, поэтому максимум внимания русскому и английскому языкам, литературе, обществознанию. Для поддержки имеются и репетиторы, поэтому кроме школьных домашних заданий добавим задания от помощников, тоже время.
Мне повезло, что у нас с лучшей подругой похожие цели на будущее, поэтому можем проводить вместе и с пользой много времени.
На прогулки, кино, рисование только один выходной. Домашних обязанностей у меня не так много, родители с пониманием относятся к моей загруженности, поэтому выполняю просьбы помыть посуду, иногда приготовить ужин. Давно привыкла рано ложиться спать, иначе следующий день (давно испытано и пройдено) станет непродуктивным, бесполезным, если хотите. Устаю? Да. Жду каникул? Буду заниматься тем же самым: читать литературу, решать задания к ЕГЭ. Я считаю, что все делаю правильно, поэтому чувствую себя хорошо, не зарываюсь. Надеюсь, что не подведу сама себя.
Ксения БОДРОВА, ученица 9‑го класса Красноткацкой школы, воспитанница студии «Проба пера», Ярославская область:
Создаю свой мир
В школе достаточно интересно – общение с одноклассниками и учителями, работа и развлечения. Но жизнь ребенка не ограничивается только школой. Например, помимо общеобразовательной я хожу еще в музыкальную школу. Фортепиано – то самое, что последнее время мне очень нравится и успокаивает. В кабинете с инструментом всегда особенная атмосфера – звучат красивые и нежные мотивы. И произведения, которые ты учишь, бывает сложно запомнить, но когда ты уже способен играть достаточно хорошо, то получаешь необыкновенное удовольствие от игры. Например, «Либертанго» Астора Пьяцоллы – яркое, красочное произведение, а когда мы играем это с моей подругой ансамблем, то звучит оно еще торжественнее, мощнее, громче и красивее. Или же «Легкая соната» Бетховена. Нежная и воздушная мелодия, хоть и не в медленном темпе. Также мне нравится писать стихи и песни. В них обычно то, что меня тревожит или вдохновляет. Создаются другой мир, какие-то персонажи, лирические герои, особая атмосфера. Это то дело, в которое я тоже могу уйти с головой и успокоиться, если что-то случится. Например, я писала стихи про зиму, про восхищение снегопадами. Или я сочинила песню про то, как лирический герой настолько сильно скучает по любимому человеку, что утопает в прошлом и живет лишь воспоминаниями. …В любом случае после школы у меня в жизни всегда начинаются приятные моменты.
Важное открытие, которое я сделала за школьные годы: к нам придет вчерашнее сегодня. Нет смысла избегать рутины, словно это изначально негативное понятие. Рутина – просто то, что мы делаем каждый день. То, что мы делаем каждый день, и формирует нашу жизнь. Жизнь любого человека – рутина. Просто кому-то она приносит радость, а кого-то не устраивает. Но это индивидуально. Ничто извне не сможет на это повлиять, даже возможность, если ее упустить. Помните у Гессе: «Нет реальности, кроме той, которую мы носим в себе. Большинство людей потому и живут такой нереальной жизнью, что они принимают за реальность внешние картины, а собственному внутреннему миру не дают слова сказать».
Анастасия КРИЦКАЯ, ученица 5‑го класса Красноткацкой школы, воспитанница студии «Проба пера», Ярославская область:
Крокозяблики и мультфильмы от лени
Когда я прихожу после школы домой, мне часто хочется полениться. И тогда я смотрю мультфильмы, мама рекомендует смотреть именно хорошие мультики, которые мотивируют делать домашние дела и уроки. Среди моих любимых – «Нехочуха» и «Как ослик грустью заболел». Представляете, однажды нам в группу класса наша учительница русского языка отправила целый пост «Мультфильмы от лени». Я заметила, что они помогают, ведь когда я после этого делаю домашнее задание, оно становится легче и легче. А еще частенько после уроков мы с одноклассниками остаемся в классе. Что творится там в это время, нельзя описать одним словом. Одни медитируют прямо на партах: садятся в позу лотоса, получая тем самым позитивную энергию из космоса. Другие рисуют на доске всяких крокозябликов. А остальные сидят под партами от страха, что в класс зайдет уборщица или какой-нибудь учитель. Они увидят и крокозябликов, и медитирующих в позе лотоса ребят, и будет ой-ой-ой. А за окном светит рыжеватое вечернее солнышко. Все же весна, и впереди путь домой по сугробам и лужам. Дома чай, родители – так хорошо. А завтра снова уроки, крокозяблики и мультфильмы от лени.
Александр РОКОТЯНСКИЙ, ученик 11‑го класса школы №9, Петрозаводск, Карелия:
Оверклокинг для выпускника
Начну свой рассказ с того, что мой путь домой нелегкий, так как живу я в Бесовце, поселке, расположенном недалеко от Петрозаводска. Возвращаюсь из школы домой к 17.00‑18.00. Раньше я сразу садился за видеоигры, но теперь перед экзаменами я решил полностью очистить свой компьютер от лишнего. Уже не играл полгода. Приходя домой, я обедаю, иногда могу вовсе лечь и уснуть на час-полчаса. Затем идут подготовка к репетиторам и сами занятия дома дистанционно. Заканчиваются занятия к 21.30‑22.00, после чего идет обязательное прослушивание музыки. Я считаю, что музыка может привести к внутренней гармонии и мотивировать двигаться к цели. Перед сном или утром перед школой выполняю домашнее задание, и все по новой. Иногда вместо музыки я читаю произведения Жюля Верна, могу посмотреть видео насчет комплектующих компьютера – это мое хобби. Планирую летом вложиться в компьютер и заняться оверклокингом (процесс увеличения тактовой частоты компонента компьютера сверх штатных режимов с целью увеличения скорости его работы. – Прим. ред.). На данный момент могу только перепрошить материнскую плату и подразогнать процессор по BCLK-профилю. Свое хобби и подготовку к экзамену по физике стал совмещать – смотрю большое количество информации про законы постоянного тока, это оказывает сильное влияние на восприятие науки. По моим наблюдениям, достаточно понять основу какой-либо науки, применить ее в жизни, проанализировать эту работу, такой опыт будет тяжело забыть. Дома я стараюсь узнать как можно больше нового и выполняю домашние задания.
Полина МАКАРОВА, ученица 10‑го класса Красноткацкой школы, Ярославская область:
Монотонные серые будни
Когда я возвращаюсь домой, то ложусь спать на три-четыре часа, так как ночью я сплю от трех до одного часа, делая домашнюю работу и занимаясь подготовкой к следующему дню. После сна я иду в зал (личный, он находится дома) и полчаса-час уделяю тренировкам. После выхожу на небольшую пробежку. Я занимаюсь для поддержания физической формы, так как планирую сдавать ГТО, и вообще физическая активность никогда лишней не будет. Затем часа два-три уделяю личным делам или делам по дому. Потом сажусь за уроки. А тут уже как повезет: может быть, успею сделать часа за два, может быть – за пять или более. После выполнения домашней работы я стараюсь уделить немного времени чтению (не по программе, а из личных интересов). Я очень люблю читать, в свободное время читаю по 100‑150 страниц в день, из-за учебы, конечно, часто получается меньше. Но дополнительная литература мне необходима для саморазвития, обогащения лексикона, это больше духовная потребность. В выборе книг стараюсь не ограничиваться – от Платона и до Камю, к чему душа поведет. Еще посвящаю время рисованию, так как без творческой самореализации я не смогу прожить монотонные серые будни, быстро приду к эмоциональному выгоранию. Я рисую, иногда даже продаю свои картины. Хоть я и художник-самоучка, людям почему-то нравятся мои картины. Рисование образов из головы – это своего рода воссоздание моей внутренней реальности, а также неплохая терапия, которая помогает справиться с внутренними переживаниями.
Марина ЖИТНИКОВА, ученица 9‑го «А» класса Шуйской средней школы, Карелия:
«Домашка» до поздней ночи
Учусь в 9‑м классе. Из школы возвращаюсь поздно – около 17 часов. Я готовлюсь поступать после основной школы в медицинский колледж, для этого нужно иметь хороший проходной балл. Приходится ходить на дополнительные занятия, чтобы лучше подготовиться к ОГЭ. Хорошо, что у меня есть вторая жизнь после школы – спортивная. Это занятия флорболом (хоккей в зале. – Прим. ред.). Три раза в неделю вечером в спортивном зале – хорошая разгрузка после тяжелого умственного труда за партой.
Переключение с одного вида деятельности на другой здорово разгружает. Но домашние задания в эти дни приходится делать до поздней ночи. Родители входят в мое положение, оградили меня почти от всех домашних дел, кроме уборки своей комнаты, стараются всячески мне облегчить жизнь, потому что на выполнение домашних заданий я трачу очень много времени, хочу достойно выглядеть на уроках, чтобы не пришлось краснеть за плохо выполненное домашнее задание. Я не испытываю недостатка общения с друзьями, поскольку встречаюсь с ними на тренировках, но прогулки или посещение вечеринки могу позволить себе только раз в неделю, в выходной, даже иногда реже. Ложусь спать поздно, встаю рано, но не испытываю при этом больших трудностей. Устаю, мама говорит, что меня ей жалко, так как рабочий день родителей короче, чем мой, на достаточно большое количество часов. Я счастлива, с удовольствием хожу в школу, где меня любят, понимают, уважают. Люблю спорт, скучаю, если пропускаю тренировку. Иду к поставленной цели, добиваюсь желаемого нелегким трудом.
Виктория СМИРНОВА, ученица 5‑го класса Красноткацкой школы, воспитанница студии «Проба пера», Ярославская область:
Хиты из моей жизни
По понедельникам, средам и четвергам я бегу из школы, потому что меня ждет пес. Мой пес по кличке Зевс любит гулять. Однажды мы пошли в лес и взяли его с собой. В лесу мы играли в прятки. Я была со своими сестрами и мамой. Мама наблюдала со стороны, как мы втроем прятались за деревьями, а Зевс с лаем нас искал. Зимой мы берем его на горку кататься на ватрушках, но он очень их боится. Когда кто-то садится прокатиться с горы, то он начинает сильно лаять и прогонять с подозрительного предмета. Мой пес злится на людей в очках, масках и капюшонах, а также он с подозрением относится к рыбакам с удочками и бабулям с лыжными палками. Такой вот чудесный пес. Вы теперь понимаете, почему я так спешу домой. По вторникам и пятницам у меня после уроков музыкальная школа. Ульяна Сергеевна, любимая учительница по сольфеджио, очень добрая! Мы слушаем какую-нибудь песенку, потом определяем, сколько в ней тактов, нот и подбираем аккомпанемент. По субботам мы занимаемся в студии «Проба пера» с Алексеем Владимировичем. С ним интересно, на каждом занятии что-нибудь новенькое и увлекательное. Сочиняем мини-рассказы с двумя заданными словами, которые вообще никак не сочетаются, или рассказы-небылицы. У нас даже была однажды библионочь! А еще у нас бывает летний лагерь «Проба пера», где мы путешествуем, создаем творческие проекты, встречаемся с писателями и поэтами и учимся у них. Еще по субботам у меня бывает лапта. С Анной Николаевной, руководителем этого кружка, я познакомилась на турслете. Мы были в одной команде и подружились. Наша команда называлась «Карабиха Пикчерс» и была самая веселая! Карабиха – так называется деревня недалеко от нашей школы, именно там жил когда-то поэт Некрасов! А песня «Карабиха Пикчерс не представляет» была хитом того турслета. А еще моя мама купила себе новую гитару. Я иногда учу ее игре на гитаре, а иногда она меня. У нее получается играть переборы, но не получается бой. А у меня наоборот. Но больше всего времени в эту зиму я провела на катке в парке «Березки» с друзьями, даже когда было очень холодно. Мама меня за это ругала. Но зато я получила заряд бодрости, позитива и здоровья.
Дана ФАНЬКИНА, ученица 9‑го класса Шуйской средней школы, Карелия:
Непрерывный труд
Я учусь на «отлично», и это довольно-таки сложно. Очень много времени я посвящаю учебе. Уроки у меня заканчиваются около 16.00. Я прихожу домой, обедаю и сажусь за уроки. В среднем на домашнее задание у меня уходит четыре-пять часов, а если на следующий день какая-нибудь проверочная работа, то и все шесть. Это не считая подготовки к экзаменам, которой я занимаюсь чаще всего на выходных по два-три часа или тогда, когда задано меньше, чем обычно, но стараюсь каждый день прорешать хотя бы несколько заданий. К тому же у меня есть домашние дела, которыми я занимаюсь чаще всего уже после 22.00, иногда между уроками. Помимо всего этого я занимаюсь волейболом. Тренировки у меня два раза в неделю с 19.00 до 21.00, если нет никаких соревнований. В эти дни я сижу очень долго с уроками, так как почти ничего не успеваю сделать до тренировки. Но, занимаясь волейболом, я немного отвлекаюсь от учебы, отдыхаю. В общем, быть отличницей – непрерывный труд, но, я думаю, это того стоит.
Серафим КУКУШКИН, ученик 9‑го «Б» класса Пряжинской средней
общеобразовательной школы имени Героя Советского Союза Марии Мелентьевой, пос. Пряжа, Карелия:
Развиваться или деградировать?
Каждый мой новый день не похож на предыдущий, всегда происходит что-то новое. Но, конечно, есть у них и схожие черты. Например, каждый день после учебы я хожу в музыкальную школу имени В.Л.Калаберды, в которой учусь уже 9 лет. Трижды в неделю занимаюсь в спортивной секции под руководством Валерия Яковлевича Кононова. Выходные посвящаю баскетболу. Выполняю исследования, связанные с историей своей малой родины, а вечерами делаю домашние задания.
Так как сейчас я оканчиваю и среднюю, и музыкальную школы, то стараюсь больше внимания уделять подготовке к экзаменам, дабы иметь шансы поступить в учебное заведение после 9‑го класса. Кроме того, у меня есть и обязанности: гулять с младшими братом и сестрой (им еще нет и года), ухаживать за своими домашними животными – двумя собаками породы сибирский хаски. Оставшееся время я посвящаю творчеству: пою, уже два месяца занимаюсь своим YouTube-каналом «Свет Истины», на котором затрагиваю духовно-просветительские темы. Часто мне задают вопросы: «Как же ты все это успеваешь? Когда ты отдыхаешь-то?». Да я уже как-то привык к такому распорядку, занятия творчеством и являются для меня отдыхом.
В заключение хочу сказать, что для человека естественно быть занятым. В жизни у него есть два пути – развиваться или деградировать. Так вот, человек, имея свободное время, должен всячески предпринимать попытки к саморазвитию, самосовершенствованию, чтобы развивать свой талант и свои навыки до максимального, насколько это возможно, уровня, чтобы быть полезным обществу.
Сима ГОЛУБЕВА, ученица 7‑го класса одной из гимназий Петрозаводска, Карелия:
Люблю классику
Обычно мои уроки заканчиваются к двум часам, и я прихожу домой. По возвращении я обедаю и спешу на занятия в художественную школу. Сейчас рисование – мое главное увлечение, и я готова тратить по нескольку часов в день, чтобы развить свои навыки. В художественной школе царит спокойная и непринужденная атмосфера, и это мне очень нравится. В общеобразовательной школе я часто волнуюсь из-за результатов контрольных работ или предстоящего теста, а в художественной школе я могу создавать то, что мне нравится. Например, различные фигурки из глины. После занятия по рисованию я спешу домой – делать уроки и провести время с семьей. Иногда я испытываю сложности с решением заданных упражнений, а особенно трудно мне даются алгебра и геометрия. Обычно я смотрю обучающие ролики в Интернете по непростой теме, иногда мне помогают родители. Во время выполнения домашнего задания я утомляюсь, поэтому после умственной активности следует отдых. Очень часто я читаю книги, предпочитаю классику. Люблю погружаться в атмосферу описанного времени. Иногда вместо прочтения литературы я смотрю фильмы. Потом ужинаю с близкими и готовлюсь ко сну…
Павел СЕЧИН, ученик 6‑го класса Красноткацкой школы, Ярославская область:
Разве это не радость?
Каждый день после школы я занимаюсь своим любимым делом – хожу в секцию по футболу. С семи лет я начал заниматься футболом в команде «Текстильщик» у тренера Андрея Вадимовича Тешкина. Он научил меня, как правильно играть в футбол. Я ему очень благодарен за это. Сейчас я занимаюсь в спортивной школе МУ СШ №13 Ярославля. У нас постоянно проходят разные турниры, соревнования, в которых бывают и победы, и поражения. Вот, например, 13 марта 2021 года у нас завершилось Открытое зимнее первенство Ярославля среди юношей 2007 года рождения. Наша команда стала победителем, а меня признали лучшим игроком. Разве это не радость? После этого появляется еще большее желание побеждать. Для того чтобы быть хорошим игроком, надо приложить много стараний, упорства и трудолюбия. Также в футболе необходимо думать, выстраивать стратегию и стараться предугадать действия соперника. Футбол – это моя жизнь, он развил во мне ловкость, скорость, выносливость. Тренировки на улице закаляют здоровье, а выездные соревнования дают возможность не только получить удовольствие от игры, пообщаться с друзьями, но и увидеть новые города нашей страны.
Комментарии