Леонид Выговский вступил в должность в очень непростое время. Для того чтобы переломить ситуацию, потребовалась огромная работа. И ее результаты налицо: если 11 января начали третью четверть с забастовки 202 общеобразовательных учреждения, то уже к 15-му осталось менее половины – 100. Сегодня в Приангарье не работают около семидесяти учреждений, но их число с каждым днем уменьшается. Это происходит благодаря усилиям и руководителей органов управлений образования, и губернатора Бориса Говорина, и мэров городов и районов, и Главного финансового управления области, которые направляют денежные потоки в наиболее сложные территории. В середине января, например, Главное финансовое управление сделало один из самых сильных ходов по изменению ситуации в лучшую сторону: трансферт в объеме 40 миллионов рублей получили 10 районов, и не понемногу, а сразу в объеме 1-2 месячных зарплат. Забастовочное напряжение резко снизилось.
– Для нас одна-единственная неработающая школа – это уже больно и горько, – сказал Выговский журналистам. – Мы все в разной степени виноваты в том, что довели учителя до такой крайней меры, как отказ приступить к работе. Но могу привести и такие примеры, когда учителя из глубинки говорят: “Мы видим, что в нашем селе работники сельскохозяйственного комплекса не получают зарплаты по нескольку лет, и поэтому бастовать не будем – стыдно будет смотреть в глаза селянам. Всем нам трудно живется”.
Сегодня губернатор Борис Говорин лично контролирует ситуацию по выплате заработной платы бюджетникам. Он изложил мэрам городов и районов свою жесткую позицию: органы местного самоуправления должны принимать меры по наполняемости своих бюджетов и своевременно выплачивать деньги работникам социальной сферы.
Из достижений прошлого года названо поступление в Приангарье крупной партии новейших учебников. Финансовое управление области провело взаимозачеты с Усть-Илимским лесопромышленным комплексом и издательством “Дрофа”. Кроме этого, появилась и ясная перспектива обеспечения учебниками на 1999 год. Иркутяне договорились с ведущими издательствами “Дрофа” и “Просвещение” о том, что область получит учебников на 10-12 миллионов рублей. Учащиеся общеобразовательных школ будут обеспечены на 65-67 процентов. И это настоящий прорыв, поскольку во многих школах были вынуждены пользоваться до сих пор учебниками 8-10-летней давности.
– К великому сожалению, в 1998 году мы на две с лишним тысячи “подросли” по количеству детей, которые потеряли родителей и нуждаются в опеке и попечительстве государства. Прирост этой категории детей составил девять процентов, – отметил Леонид Выговский.
Говоря в целом об образовательном пространстве области, он подчеркнул, что сегодня множество детей, особенно из глубинки, по различным объективным и субъективным причинам не могут реализовать свое конституционное право на получение качественного образования. Это связано и с тем, что в области по-прежнему не хватает большого количества учителей.
Из содержательных проблем в 1999 году в Приангарье будут решаться две основные. Министерство при поддержке правительства взяло курс на переход к системе 12-летнего образования. И первый этап в Восточной Сибири стартовал с января 1999 года – область начала переход на 4-летнее обучение в начальном звене. По мнению специалистов, это сложный процесс: надо переучить кадры, подготовить методические и дидактические комплексы. Но Леонид Выговский положительно оценил это новшество, поскольку дети на всех этапах обучения, особенно на начальном, испытывают большие перегрузки и теряют здоровье. Трудовое и физическое воспитание, оздоровительные технологии в образовании объявлены приоритетными направлениями ГУОПО Приангарья.
По мнению Выговского, вторая главная проблема – разрушение вертикали в управлении. Сегодня оно осуществляется на трех уровнях: министерском, региональном и муниципальном. В то же время влияние одного уровня на другой ослабло, поскольку нет связующих механизмов, и иногда в школе наверху идут одни процессы, а внизу – совершенно иные, которые никак не связаны с мыслями ученых и организаторов образования. Одним из объединяющих механизмов может стать принятие закона “О региональной политике в сфере образования”.
Элеонора КЕЗ
Иркутск
Комментарии