search
main
0

После бала. Педагогические раздумья накануне нового учебного года

Отгремели выпускные балы, вручены аттестаты, наши питомцы отправились во взрослую жизнь. Но все не отпускает мысль: а какими они ушли от нас, все ли мы сделали для того, чтобы они стали настоящими гражданами России. Так хочется знать, куда устремляются они и чему посвятят души своей порывы, сохранят ли в своих душах все то, что мы в них так трудно и долго растили.

Когда спрашиваешь выпускников, чего они хотят добиться в жизни, то слышишь в ответ такое: «устроиться хорошо, чтобы все было», «поступить в вуз, а там видно будет», «специалистом хорошим стать, чтобы и здесь, и в другой стране ценили», «чтобы семья удачно сложилась», «чтобы зарабатывать достаточно, все-таки деньги – главное, без них ни школу закончить, ни в институт поступить», «полететь в отпуск на «Боинге» в экзотические страны вместе с семьей, пусть дети мир увидят». Так рассуждают, будто жизнь уже прожили, накопили опыт и избавились от романтических мечтаний. Да и были ли они, эти мечтания? А если были, то о чем?

В одной из телепередач участники дискуссии говорили о том, что усилия педагогов направлены не в главном направлении, а в том, за что отчитывается школа, хотя есть совсем иные показатели, которые необходимо поставить во главу угла в деятельности образовательных учреждений. Ведь учительская миссия не только в том, чтобы сеять разумное, но и заботиться о том, чтобы не погубили «град, ветер и кислотные дожди» нежные всходы, обеспечить детям пространство добра и красоты, что, по выражению Франца Лесгафта, важнее, чем право на жизнь.

Но как же защитить подопечных от стольких опасностей и искушений? Как крепить «нетленное ядро личности» (по В.В.Розанову), укоренять его в пласты родной культуры и выделывать душу, «неуязвимую для греха» (по Иоанну Златоусту), ибо не сопротивляющийся злу, согласно духовному закону, поглощается им?

Сегодня с новой силой возникает вопрос о противостоянии злу. Противостояние заключается в потребности и умении человека самостоятельно строить и отстаивать стены своего духовного Кремля (по И.А.Ильину): «Современный человек должен убедиться, что его судьба зависит от того, что он сам излучает в мир, и сделать правильный выбор в очищении и одухотворении источника творческого излучения – своего собственного сердца».

В прощальный выпускной вечер наши дети, конечно, предстают перед нами в самом лучшем своем образе и лике, то есть на пределе возможностей наработанного потенциала. (Хотя и пиво в одной руке, и сигарета в другой, и бранные слова проскакивают в разговоре со сверстниками.) Они прекрасны, и хочется сохранить эту высокую планку, ведь, быть может, для этого счастливого мгновения и стоит учитель столько дней у доски, и сражается за то истинное, человеческое в каждом из своих учеников.

Что будет опорой нашим ученикам в современной трудной жизни, где и в самом деле становится главным хорошо устроиться, хорошо зарабатывать, позволить себе то, что не могли позволить родители?

Конечно, поддерживать должно историко-культурное наследие Отечества, наша великая классическая святоотеческая литература, ее величие и глубинный свет невечерний. Таким был и «Очарованный странник», взыскующий не только материальных благ, а правды, справедливости и высокого смысла, самый свободный человек, которому открыт мир и который сам открыт миру. Это, по Виктору Франклу, – «человек в поисках смысла», которого так ждет наше время, чтобы выйти из тупика потребительского общества и деструктивного информационно-энергетического пространства.

Роль культуры как никогда ответственна и спасительна – ее энергетическая мощь, ее носители – богатыри духа должны выйти на авансцену истории, их нужно предъявить в ответ на вызов времени, раскрыть их великую миссию и высокое предназначение.

Современное образование должно укрепить свое ценностно-смысловое содержание – прежде сего педагоги должны быть посвящены в духовно-мировоззренческие процессы и в суть гражданско-политического строительства, чтобы выполнить возложенную на них миссию – миссию творцов нации. Они обязаны владеть системой противостояния деструктивному информационному пространству, растить новое поколение на фундаменте отечественной культуры, а вот обеспечить такую подготовку и переподготовку учительских кадров – первостепенная задача государственной политики.

Каковы же основные опоры в становлении нового поколения? Их уже назвал в своей воспитательной системе Владимир Караковский: мир, человек, Родина, семья и так далее.

«Учительская газета» неоднократно обращалась к проблеме мировоззрения как высшего приоритета становления личности и общества, ее авторы отмечали, что школа осталась без важных ценностнообразующих знаний о высших законах бытия.

На пороге третьего тысячелетия человечество оказалось между двумя неприемлемыми и равновеликими по своим заблуждениям парадигмами, препятствующими истинному духовному просвещению, – атеизмом, основанным на доктрине материализма, и множеством религий, исповедующих слепую веру и не желающих совместно искать Истину, хотя религия и означает восстановление всеобщего единства. Все это при том, что сокровища духовной культуры – достижения философии, искусства и религиозно-духовных учений – способны ответить на вопросы о смысле жизни, месте человека в системе мироздания и миссии на земле. В результате мы оказались у опасной черты, что подтверждается все более грозными предупреждениями: экологические и социальные катастрофы – следствие всеобщей дезинформации о нынешнем построении мира.

Человек должен сделать выбор: продолжать неудержимое потребительство, культивируемое некоторыми политиками, предпринимателями и манипуляторами, решающими за людей, что им можно, а что нельзя знать, или пойти путем, проложенным великими умами человечества, положившими на алтарь миропонимания всю жизнь.

Российские ученые, научная состоятельность которых уже доказана в процессе разрешения крупнейших наукоемких проблем современности, независимо друг от друга пришли к удивительно согласующимся результатам и выводам о том, что в основе глобального кризиса лежит искаженное представление о мире, обусловленное игнорированием неукоснительно действующих законов. На постижение этих законов были направлены усилия великих учителей-мыслителей: от Пифагора и Архимеда до Циолковского и Вернадского. Формирование знаний об этих законах и есть сверхзадача школы, решение которой так редко заявляется педагогами.

Культура – вот та спасительная область, которая обеспечивает истинные моральные и эстетические устои общества. Не случайно сегодня творческая интеллигенция предлагает такие проекты, как «Исцеление культурой» с девизом «К культуре власти через власть культуры». Только культура во всем многообразии своих возможностей способна гармонизировать сложный мир страстей, сотрясающих Россию, смягчать ожесточение, укреплять духовный мир человека, способствовать восстановлению равновесия в обществе, поднять планку человеческих ценностей. Именно культура призвана с младых ногтей питать и возвышать человека. При этом она должна быть тесно связана с образованием. Не случайно первый заместитель мэра в правительстве Москвы Людмила Швецова говорит о национальном проекте «Образование» прежде всего как о возможности целенаправленного формирования культурной среды.

Нам в самом деле нужно учить и взрослых, и детей работать на стыке культуры и образования, показывая, как прекрасное и высокое может превращаться в низкое и безобразное, как может опошляться святое при нашем равнодушном отношении (например, глубинное «Ни дня без строчки» превращаться в «Ни дня без пива, водки, сигареты»!), как в результате может разрушиться духовно-нравственный фундамент личности.

В программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» отмечено, что произошедшие в стране социально-экономические процессы, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание, резко снизили воспитательное воздействие культуры и искусства и образования как важнейших факторов патриотизма. Формальная образованность вне веры, чести и совести, писал русский философ Иван Ильин, создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации. Как актуальны для нас эти слова сегодня, как принимают их учителя, но совершенно права журналист «УГ» Елена Комарова, говоря, что никогда еще российские педагоги не оказывались в такой ситуации, когда среда буквально сводит на нет их воспитательные усилия.

Порой педагоги и директора школ чувствуют себя беспомощными, задавая вопрос, почему дети вырастают не такими, как они их воспитывали. А ответ иногда очень прост: патриотическое воспитание – не только дань прошлому, не только заученные наизусть факты из истории, но и выработка четкого понимания, в чем сегодня долг и ответственность патриотов.

Нам нужно не забывать, что образование – стратегический ресурс общества, что его качество определяется прежде всего тем, как оно способно ответить на чрезвычайные вызовы времени.

Алиса ЛЕОНТЬЕВА, руководитель системного Центра содействия образованию и культуре

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте