search
main
0

Пошути – и откроется

Как-то моя знакомая, педагог по образованию, в приступе профессионального энтузиазма заявила: «Я так люблю детей! Они такие славные!» Почему меня так передернуло? Что показалось фальшью? Возможно, сам тон, но скорее слово «люблю», обращенное к «славным» детям. Любовь разнообразна, непредсказуема и, на мой взгляд, конкретна. Есть, например, домостроевский вариант: «Не ленись пройтись чаду посохом по ребрам, любя». Или, к примеру, любовь как всепрощение. Дети должны быть «славными». Но как же быть, если наше будущее, наши отпрыски никак не желают быть «славными», «любознательными», «послушными», «любящими школу и Родину»? Если они вообще мало напоминают детей, а больше похожи на забитых и злобных зверенышей?

Почти сто лет назад в страшные годы революций, войн, полной разрухи, когда, казалось, человеческая жизнь не стоит и ломаного гроша, в нищей и несчастной стране нашлись люди, которых волновала не смерть и не выживание, а жизнь. И дети, переставшие быть детьми. Речь идет о школе А.С.Макаренко, удивительном опыте и совершенно уникальной педагогической философии. Думать о детях как о личностях, находить в затравленных существах стремление к свету и порядочность – это требует серьезных душевных усилий. Ради чего? Просто это любовь без громких слов и идеализации. Но прочтите «Педагогическую поэму», и вы не найдете ни слова о любви к детям. Зато встретите множество примеров глубокого уважения к ребенку, которое куда труднее воспитать в себе, чем некую неопределенную любовь. Ведь как трудно признать точку зрения, образ мысли, которые не совпадают с собственными представлениями.

Как и большинство учителей-гуманитариев, я вполне четко осознаю, что ученики не всегда имеют какое-либо мнение и далеко не всегда стремятся его высказывать. Можно превратить урок в публичную порку и окончательно утвердить ребят в парадоксальной мысли, что знания истории, географии и литературы нужны только учителю. Можно пойти другим путем, он будет труднее, но результативнее – посмотреть на себя и свой предмет из-за школьной парты, понять, что на самом деле интересно моим ребятам. Так, например, с учениками 5-6-х классов мы «играли в слова», проясняя их значение, и создавали компьютерную игру по истории России с девятиклассниками.

Но тяжело всегда держать себя в руках. От головной боли спасет таблетка, а от плохого настроения – оптимизм и чувство юмора. Лучше, если класс посмеется с учителем, чем над ним.

Валерия БАРМИНА, учитель истории гимназии №47, учитель года Екатеринбурга-2005

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте