В ноябре следующего года свое 85‑летие будет отмечать один из старейших российских научно-методических центров переподготовки и повышения квалификации – Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования. Сегодня в структуре СПбАППО 2 института, 15 кафедр, Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, Центр развития наставничества, Педагогический акселератор, ряд отделов, издательство учебной литературы и учебных пособий, Педагогический музей и архив. Ежегодно в рамках государственного задания здесь реализуется от 200 до 350 программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов.
Все эти годы, как говорит и. о. ректора академии Андрей Богданцев, академия работала, стремясь не только идти в ногу с учительством, но и зачастую опережая те или иные запросы педагогического сообщества и системы образования в целом. Сегодня славная традиция опережающего, динамичного развития продолжается, и даже к празднованию своего 84‑го дня рождения учреждение подошло как к необычному творческому проекту.
Как поясняет Андрей Сергеевич, через аудитории академии проходит порядка 10 тысяч человек за год, поэтому провести классический праздник выпускников при всем желании не получится. Поэтому здесь решили сделать подарок и себе, и всей системе образования в целом – предложили вниманию педагогов, родителей и детей лучшие лекции. Все кафедры постарались преподнести материал в жанре научпопа, чтобы тема могла быть интересна и доступна учителю, студенту, родителю, ребенку.
Идея образовательного марафона так понравилась сотрудникам академии, что лекции длились до самого позднего вечера, поскольку желающих их прочитать оказалось гораздо больше, чем задумывали организаторы. Каждое выступление длилось по 30 минут, и в конце лекции у слушателей была возможность задать вопрос и получить ответ. К слову, отбоя от желающих пообщаться с педагогами-лекторами не было, но это объяснимо, поскольку затрагивались действительно животрепещущие и интересные темы. Например, «12 уроков для ХХI века. Актуальные проблемы современного образования», «Параграф, написанный кистью, или Как формировать визуальную грамотность обучающихся на уроках истории», «Современный петербургский педагог. Что мы знаем о нем?», «Постправда и разговор об истине» и т. д.
По словам Андрея Богданцева, в новый, 2023 год академия выходит с несколькими новыми проектами. Один из них – «Школа управленческого мастерства» (ШУМ), который состоит из конкурса и образовательной программы. Стать участником ШУМа может любой педагог с высшим образованием и стажем работы в образовании от 3 лет. Участникам конкурса будет предложено пройти тестирование для оценки управленческих профессиональных компетенций, а самые успешные кандидаты в руководители пройдут программу повышения квалификации в СПбАППО. Причем помимо большой образовательной программы слушателям будет предложена своеобразная «внеурочка», включающая в себя экскурсии в школы, на промышленные предприятия, тренинги, встречи с мэтрами – управленцами системы образования, которые могут поделиться своим успешным опытом.
– В этом проекте мы преследуем цель не только подготовить слушателей к будущему управлению образовательной организацией, но и сформировать из них сообщество молодых (не по возрасту, а по стажу) управленцев, – подчеркивает Андрей Сергеевич. – Для чего нужно сообщество? Конечно, для общения, обмена практиками. Чтобы человек всегда мог позвонить своим друзьям и попросить содействия в решении проблем, которые у него возникают. Сейчас управленческое сообщество, как правило, ограничено одним районом, но мы считаем, что нужно выходить за территориальные рамки, нельзя все время вариться в своем соку. Кроме того, данный проект даст возможность получить наставника из опытных управленцев, прокачать свои гибкие компетенции, например, в части ведения соцсетей. О чем там рассказывать администратору? О жизни школы, о хобби? Как это красиво совмещать? Этому нужно и можно учиться, в том числе у учителей-блогеров. Добавлю еще, что финалисты конкурса войдут в кадровый управленческий резерв системы образования Санкт-Петербурга.
Как считает Андрей Богданцев, идеальным раскладом по новым проектам станет такой: в рамках проекта «ШУМ» через год будут подготовлены 10 директоров образовательных организаций, а из группы подготовленных учителей физики минимум две трети должны остаться в школах в качестве предметников или педагогов дополнительного образования.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии