Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания.
Антон Макаренко
Самые оригинальные вещи, как правило, очень просты по своей сути. Читаешь и думаешь: как же это я сам не додумался! И в самом деле, что может быть проще? Воспитывать не словами, а делом, своими поступками, мыслями и помыслами. «Пошли и сделали» – это один из лозунгов волонтерского отряда школы №2005.
С самого раннего детства, с первых школьных ступеней начинает выстраиваться единая волонтерская вертикаль от дошкольника до родителя. Самые маленькие включаются через экологические акции, ведь это так просто и интуитивно понятно – не выкидывать крышечки, а складывать их в специальную емкость. Дети постарше делают поделки и подписывают открытки для стариков из домов престарелых. Здесь еще нет прямого контакта и общения, но формируется привычка сделать что-то доброе для совершенно незнакомого человека. Постепенно и родители втягиваются в процесс, начиная участвовать (сначала с опаской) в традиционных благотворительных акциях школы. Включение в осмысленный процесс с непосредственным посещением интернатов происходит на уровне средней школы. А самые старшие классы начинают выступать уже организаторами всех волонтерских мероприятий.
Помощь взрослых минимальна. Логистика, сортировка, упаковка, если речь идет о благотворительных акциях. Идея, пресс-релиз, униформа, сбор команды, проведение и видеосюжет о мероприятии – это военно-патриотические и экологические акции. Волонтеры-медики проходят самую настоящую предпрофильную подготовку в больницах.
Так, постепенно взрослея, дети переходят с одного уровня волонтерства на другой, более сложный и эмоционально затратный. Они уже попробовали себя в разных ипостасях, примеряли на себя самые разные образы-профессии. Что-то подошло, что-то категорически не устроило, но основные метапредметные умения есть, и они всегда пригодятся в жизни.
Общее для всех уровней то, что на первый план выходит доверие. То самое, без которого невозможно в принципе ни одно доброе дело. Это как знак качества. Если все ступени пройдены на «отлично», если все дела проводятся на самом высоком уровне, если была отработана обратная связь и ребята видели реальные результаты, если в душе остался эмоциональный след, то это пожизненная гарантия качества воспитательной работы в данной конкретной школе.
Как же измерить «в граммах» результаты работы? Только полезными эффектами, которые можно определить двумя группами факторов – количественными и качественными. Количество участников волонтерской вертикали непрерывно растет и ежегодно прирастает новыми членами. Количество благополучателей также постоянно увеличивается. Качественные факторы – это постоянное расширение зоны охвата добрыми делами.
За два года волонтерский отряд школы №2005 стал лучшим добровольческим отрядом страны, призером конкурса «Доброволец Москвы»-2019, победителем конкурса «Доброволец года»-2020, призером конкурса «Доброволец года»-2021 среди образовательных организаций Департамента образования и науки города Москвы. Лидер отряда Федор Курило – победитель регионального этапа конкурса «Доброволец России»-2020. И главное на сегодняшний день достижение – победа отряда на конкурсе «Доброволец Москвы»-2020 в номинации «Добрая команда. Школа».
Но лучше всего о нас расскажет география работы отряда «Волонтеры школы №2005»:
– дома престарелых и инвалидов в Архангельской, Владимирской, Иркутской, Тамбовской, Ростовской, Псковской, Брянской, Тверской, Нижегородской, Воронежской, Ленинградской, Новосибирской областях, в Крыму и в Алтайском крае;
– ЦСО и Совет ветеранов района Куркино;
– пансионат для ветеранов труда №9;
– природный парк «Долина реки Сходни в Куркине»;
– детский дом в Кемеровской области и Петуховский социальный приют для подростков;
– московские детские больницы – Морозовская, святого Владимира, Сперанского, НИМЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Димы Рогачева;
– федеральный клинический центр ФМБА России (больница №119);
– хоспис Куркино;
– приют для собак САО Москвы и Шереметьевский приют.
Безусловно, полезный эффект есть и в создании условий для формирования основных человеческих ценностей у детей, коммуникативных и социальных навыков с возможностями ранней профориентации. Ребенок с детства получает прививку – привычку человечности и доброты!
И самый главный полезный эффект – это создание единой школьной команды!
Волонтерство – это совсем другая жизнь! Активная, позитивная, креативная и полезная для всех! И без гаджетов.
Делать добро легко и просто!
Ольга БОЛОТСКИХ, педагог-организатор школы №2005
Комментарии