Сергей ИВАНОВ, учитель русского языка лицея №1535, выпускник филологического факультета МПГУ 2000 года: – Я работаю в лицее с момента окончания вуза, то есть с 2000 года. Попал сюда благодаря доценту кафедры методики преподавания русского языка Л.Комиссаровой, которая меня порекомендовала, веду уроки и в средней, и в старшей школе, но в основном в 10-11-х классах.
Не могу сказать, что у меня есть какие-то уникальные методики преподавания, я смог влиться в коллектив и работать по уже устоявшимся методикам. При этом практически с самого начала стал делать упор на разработку дистанционного обучения для старших классов, чтобы они могли готовиться к сдаче ЕГЭ помимо уроков в школе. Все учителя объединили усилия и провели большую работу по подготовке теоретических сведений для каждого задания и подбору материала в виде тренировочных заданий. Все это выкладывали в Интернет на специальный сайт школы. Сейчас я работаю в режиме куратора, слежу, как все происходит, добавляю информацию, сообщаю о том, что открыты или закрыты какие-то курсы. Мне кажется, это дает свой результат, то есть работа ведется не напрасно. Самое главное – ребятам это интересно и нужно.Еще одно важное направление моей деятельности как учителя – развитие речи у ученика. Я пробую разрабатывать такие формы работы, которые помогают ребятам увидеть собственную ошибку и не допускать ее впоследствии. Для меня цель всегда одна. Понимая, что можно написать любой экзамен, ориентируясь на шаблон, я стараюсь, не давая такого шаблона, развивать в детях умение правильно формулировать свои мысли, отвечая на вопросы, в первую очередь связанные с частью С ЕГЭ по русскому языку, уметь видеть проблему, комментировать ее, правильно вводить аргументацию. То есть я стараюсь учить детей работать не по шаблону, а раскрывать свой внутренний потенциал в соответствии с теми требованиями, которые заложены в ЕГЭ.Что мне помогает в этом?Во-первых, сами тексты, которые мы анализируем, порой могут быть не совсем стандартные. Я сейчас говорю о тех текстах, в которых герой-рассказчик совпадает с автором текста, и где ребенок может сбиться при анализе. Если следовать шаблону, он решит, что это одно и то же, я же хочу, чтобы он видел чуть шире, чем предполагает экзамен. На экзамене чаще всего от ребенка требуется аргументированно доказать, почему он согласен с автором. Я же приемлю любые формы. Если ребенок пишет мне аргументированно, почему он не соглашается с автором, я буду пытаться, понимая, что он скорее всего не совсем разбирается в тексте, следить за его мыслью, пытаться понять, почему он так решил, что ему показалось неправильным. Пускай на самом ЕГЭ это будет расценено как непонимание текста, как логическая ошибка, но сейчас я дам такую возможность, чтобы посмотреть и направить потом в нужное русло.Мы привыкли, что ребенок чаще всего должен априори разделять позицию автора, поскольку проблемы, затронутые на ЕГЭ, – это проблемы прежде всего нравственные, и не согласиться с автором практически невозможно. Любая нравственная проблема предполагает, что мы автоматически с ней согласны. Хотя, конечно, сочинение на ЕГЭ предполагает тексты различной тематики. Помимо нравственной может быть и эстетическая, экологическая, иногда философская и социальная.У меня нет каких-то любимых текстов. Мне нравится брать новый материал. Прелесть ЕГЭ в том, что любой новый текст – уход от заученных ответов на вопросы, отказ от «Ста золотых сочинений», от попытки списать из Интернета, потому что даже если проблематика будет та же, невозможно списать к нему комментарии, они все равно изменятся. Хотя есть, конечно, и свои минусы. К сожалению, после введения ЕГЭ в большей степени пришлось перейти на отработку тестовых заданий, но наряду с этим четко определились приоритеты: на что я обращу внимание в первую очередь, а что рассмотрю как дополнительный материал, как его рассмотрю. Моя задача в этом случае – заинтересовать ребенка, потому что он обязательно спросит, зачем нужно изучать то, что не входит в рамки ЕГЭ. Значит, я должен его как-то мотивировать, чтобы такие вопросы отпали, потому что мне важно, чтобы ребенок знал больше, чем от него требуется на базовом уровне.Мне удается так подготовить ребят, что они всегда получают высокие баллы на ЕГЭ. Конечно, не все сдают на 100 баллов. Мы посчитали, и получилось, что в среднем оценка, которую получают мои ученики, – 80-85 баллов. Кстати говоря, ученики экономико-математического направления – те дети, которые чаще всего приносят 100 баллов по русскому. Мне кажется, если ребенку поставили 100 баллов, здесь есть и элемент везения, потому что сама система предполагает, что работу оценивают несколько экспертов, и, возможно, второй эксперт поставил чуть больше баллов за критерий, соответственно ребенок получил высокий балл. Это не всегда означает, что сочинение идеально. В целом это живая конкуренция между детьми, потому что дети все сильные, нередко 100 баллов получают ученики, которые в начале года учились между тройкой и четверкой, но за год подтянулись, потому что было сильное желание получить 100 баллов.Конечно, нужно признаться, что ситуация, когда дети изучают русский язык на профильном уровне, дает им возможность лучше и понять язык, и подготовиться к экзамену. К сожалению, на фоне интенсивной подготовки к ЕГЭ остается совсем немного времени на подготовку к олимпиадам, хоть мы в них и участвуем, но не всегда побеждаем. Как правило, дети доходят до городского уровня, редко, но доходят. Возможно, нужно сильнее развивать направление подготовки к ним. Оно у нас идет параллельно, но пока не стало ведущим. Как только это изменится, у нас и здесь, возможно, будут высокие результаты.Желанием работать, придумывать что-то новое, двигаться вперед меня заражают именно дети. Без такого взаимодействия нет результата. Их успех – наш общий успех и успех всего лицея в целом.
Комментарии