Средняя полоса России находится в зоне рискованного земледелия… Впрочем, этот факт не пугает директоров школ, которые зашли сегодня в наш клуб поделиться сельско-хозяйственным опытом. И очень кстати, ведь посевная на носу.
Михаил ТОШНОВ, директор Холязинской средней школы, Большемурашкинский район, Нижегородская область: Рассаду уже посеяли
В нашей школе участок солидный – больше гектара. В саду 80 яблонь – плоды поздних сортов, и в урожайные годы детей кормим свежими яблоками до зимних каникул. Кроме того, выращиваем овощи на участке и в двух теплицах.
В этом году, как и всегда, планируем посадить в первую очередь те овощи, которые идут в школьную столовую. Это лук, морковь, свекла, капуста, картофель, томаты и огурцы. Сейчас в ящиках посеяли рассаду помидоров и ранней капусты. Высаживать будем в теплицу в мае. Лук мы обычно сажаем в начале мая, морковь и свеклу – до середины месяца. А в конце мая – в июне высаживаем рассаду поздней капусты, которая идет на хранение.
Земледелием наши ребята занимаются в рамках урока технологии. В учебной программе есть раздел «Хозяин и хозяйка сельского дома». Ученики с пятого и до выпускного класса осенью и весной, то есть в первую и четвертую четверти, работают на пришкольном участке.
Как я уже сказал, овощи идут в школьную столовую, и их стоимость вычитается из стоимости обеда. В этом учебном году мы организовали двухразовое питание – завтрак и обед. Родители школьников платят в месяц 300 рублей.
На пришкольном участке дети проходят летнюю практику. У нас есть Положение о летней практике, согласно которому ее продолжительность для учеников третьих-четвертых классов – 5 дней, пятых-шестых – 12, седьмых-восьмых – 18 и для десятиклассников – 24 дня. Составляем график на все лето, так, чтобы до 1 сентября дети обязательно прошли практику. А в июне мы организуем оздоровительный лагерь, где ребята в первой половине дня работают, а после обеда отдыхают.
Одно время мы хотели отказаться от посадки картофеля, а для питания детей в школьной столовой осенью собрать картофель с родителей. Определили норму, но большинство не откликнулись на нашу просьбу. Пришлось покупать.
Раньше мы постоянно участвовали в ежегодных областных ярмарках по линии Департамента образования, которые проходят в Нижнем Новгороде. За активное участие заработали мотоблок. Теперь учеников в школе стало меньше, и выращивать большой объем продукции трудно. К тому же проблемы с транспортом: для детей нужен автобус, для овощей – грузовая машина, да и деньги на бензин… А большой прибыли от продажи овощей нет, ведь не станешь «накручивать» цены.
Мы участвуем в традиционной районной выставке цветов и плодов, которая проводится в предпоследнее воскресенье августа. Там и находим покупателей.
Александр ФОМИН, директор Борковской школы, Новгородский район, Новгородская область: Экономим за счет собственных запасов
Наши старшеклассники традиционно обучаются профессии тракториста-машиниста категорий В и С. У нас собственный трактор. На сельскохозяйственном участке площадью в семь гектаров мы выращиваем картофель, морковь, свеклу и капусту. Это позволяет уменьшить стоимость питания в школьной столовой. Обед без первого блюда в течение всего учебного года обходится для наших учеников всего в 6-7 рублей. Это крайне низкая цена. В основном экономия происходит за счет использования собственных запасов картофеля.
Несмотря на то что к нам приезжают учиться дети из четырех деревень, в школе осталось всего 150 учеников. Они не могут полноценно ухаживать за большим сельскохозяйственным участком, поэтому объем работ сократился.
Я знаю, что многие сельские школы отказываются сейчас от профильного обучения профессии тракториста. При этом мы не имеем права обучать этой профессии девушек – поскольку в 90-х годах в сельском хозяйстве страны труд тракториста был объявлен тяжелым и запрещен для женщин. Хотя, когда я учился в школе – а мне всего 36 лет, – мои одноклассницы обучались работе на тракторе…
Чтобы лучше узнать запросы старшеклассников по поводу обучения их будущей профессии, мы провели анкетирование. Теперь благодаря договору, заключенному с новгородским профучилищем №16, преподаватель из этого училища ведет элективный курс по строительному делу для наших ребят. По окончании курса не выдается документов, но эти занятия дают необходимые навыки по профессиям штукатура и каменщика и ориентируют выпускников на продолжение учебы в этом училище.
Геннадий АРЕСТОВ, директор Рассказовской школы, Тамбовская область: Хороший хозяин к весне готовится с осени
Прошлой осенью мы провели вспашку, внесли органические удобрения. Сейчас, в начале весны, идет период заготовки семян: в этом году мы полностью обеспечили себя семенами. Земли у нас два гектара: 15 соток учебно-опытного участка, гектар картофеля, а в прошлом году посадили молодой сад – 80 саженцев яблонь. Распахали заброшенный пустырь рядом со школой, а саженцы вырастили сами: дички копали по лесам, потом сделали прививки. Я агроном по первой профессии, по второй – учитель химии. Специальные знания очень помогают. И еще, конечно, техника – у нас два грузовика и два трактора.
На прошлой неделе я дал задание проверить семена на всхожесть, а то бросим в землю, и окажется, что зря. Такого допустить нельзя. Сейчас ждем всходы и погоду. Пока убираем территорию школы, а как только чуть подсохнет, начнем бороновать, культивировать и сеять. Работы много.
Мы полностью обеспечиваем свою столовую картофелем, выращиваем в год около шести тонн. Как-то даже был год, когда с больницами заключали договора и продавали им картошку. Еще мы растим капусту: и в соленом виде она у нас хранится, и в свежем. Чтобы дольше сохранялась в свежем виде, мы примерно тонну развешиваем в подвале, и до февраля – марта качаны висят. Корешки не обрываем, а обвязываем за них и подвешиваем. Если бы в подвале похолоднее было, то в таком виде капуста хранилась бы до мая. Еще мы полностью обеспечиваем себя луком, собирая в год по 400-500 килограммов, морковью и свеклой.
У нашей школы три филиала: две начальные и одна – основная школа. В этом году в основной мы практически за свой счет открыли столовую. Когда этот филиал к нам присоединили, столовая там не работала, а сейчас все дети получают горячее питание. Деньги на ремонт столовой мы заработали сами, продавая сельхозпродукцию и мясо. У нас своя ферма – шесть поросят и 30 овечек.
Шесть лет назад, когда задумывалось подсобное хозяйство, никаких поступлений не было, даже представить себе не могли, что будут целевые программы для школы. Старались рассчитывать только на свои силы. С 2000 года наш депутат и руководитель племзавода «Арженка» Сергей Степанович Коннов (на территории этого завода расположена наша школа) в День учителя дарил школам подарки. Кому телевизор для школы, кому видеомагнитофон, а я у него выпросил двух бычков и четырех овечек. Смеху было много, когда в торжественной обстановке оглашались эти подарки!
Зато теперь по прошествии лет у кого-то подарки сломались, у кого-то устарели, а наше хозяйство выросло. Мы за свой счет и компьютеры для школы покупали, и сканеры, и принтеры. Особенно прибыльными оказались годы, когда у нас в обработке было 36 гектаров земли. Сейчас нам только два гектара оставили, но мы надеемся, может, дадут земли побольше. Сможем серьезно заниматься растениеводством.
Пока самыми прибыльными остаются овечки. Их кормить легче. Мы распахали заброшенную землю, сами ее засеваем. Семена не особенно качественные, но на корм годятся. Еще заготавливаем на зиму сено. Сейчас апрель, а у нас еще остатки есть, до мая, до зеленой травы дотянем. Овечки сейчас окотились, мы маток вместе с ягнятами отсадили отдельно от остальных, чтобы не подавили. Одним словом, приятные весенние хлопоты.
Комментарии