search
main
0

“Поселенцы” – обидное слово Размышления у парадного подъезда сельской школы

Предвижу недоумение читателя. Какой может быть у сельской школы парадный подъезд? Нынче не парадное время для села. Что уж тут говорить о школах из глубинки, если и городские-то, традиционно более продвинутые, сегодня оказались на обочине столбовой дороги образовательных реформ. Подобное мнение укоренилось в обществе, в умонастроениях различных слоев населения и структур государственного управления. На многочисленных заседаниях, комиссиях, коллегиях и собраниях, в которых довелось участвовать, чаще всего слышатся стенания по поводу судьбы сельской школы. Перечисляются одни и те же проблемы: безденежье, невыплаты и недопустимо низкий уровень зарплаты работников образования, падение престижа и статуса сельского учителя. Сельская школа оказалась в тяжелейшем положении, на перекрестке трансформации российского общества и реформирования властных и управленческих структур. В результате школа все больше оказывается на муниципальном уровне в ведении местных органов самоуправления. Особенно в тяжелом положении оказались сельские школы, находящиеся на территории муниципальных образований, созданных по поселенческому принципу.

В муниципальных бюджетах катастрофически не хватает средств на финансирование нормальной жизнедеятельности сельских учреждений образования. Экономические условия в соединении с демографическими тенденциями приводят к сокращению всех составляющих элементов системы сельского образования: учеников, учителей и собственно школ. Только за последние четыре года Россия потеряла полторы тысячи сельских школ. Это опасная тенденция. На очереди 5 тысяч школ, где обучаются до 10 детей.
Думаю, излишне говорить о том, что школа на селе – это не просто образовательное учреждение, а, если угодно, центральная составляющая самого российского уклада жизни, стратегический резерв государства, мощный фактор развития самой деревенской жизни. Недаром в народе говорят: “Село без школы все равно что церковь без креста”.
Скажу без преувеличения, что сельский образ жизни формирует здоровые корни российского народа.
За годы реформирования государства и общества, несмотря на тяжелое положение экономики страны, кое-где удалось накопить позитивный опыт в сфере образования на селе. В ряде областей и республик России финансированию сферы образования отводится значительная доля – от 20 до 30 процентов местных бюджетов. Однако в целом положение сельской школы остается одним из самых тяжелых в стране. Удручающая статистика сельской школы общеизвестна в обществе и на всех уровнях государственной власти.
Прошедшие в Совете Федерации РФ в конце минувшего года парламентские слушания “Проблемы современной сельской школы и пути ее развития”, в которых приняли участие работники образования из тридцати регионов страны, дают надежду на конструктивный характер решения проблем сельской школы.
Материалы дискуссии, заинтересованный обмен мнениями между учителями, законодателями, руководителями Министерства образования России и учеными предлагаю продолжить на страницах газет, в других средствах массовой информации. Всенародное обсуждение проблем сельской школы, на мой взгляд, целесообразно развернуть по следующим направлениям.

Общедоступность и конкурентоспособность образования
Как сделать так, чтобы сельский школьник, преодолев провинциальный комплекс, наравне со своими городскими сверстниками поступал в вузы? Мне представляется, что в этом процессе выравнивания возможностей должна активную позицию занять высшая школа. Профессорские лекции должны стать доступными для школьников из российской глубинки. Способов и приемов накоплено предостаточно. Среди них активнее нужно использовать новые информационные технологии, в частности возможности интернета. Надо смелее продвигаться нашим вузам в той или иной форме в российское село, будь это вузовские консультативные пункты и целые вузовские гимназии и лицеи, филиалы, институты и университеты. Вуз вместе с сельской школой должен стать истинным центром духовного и интеллектуального воспитания нового поколения, движущей силой социального прогресса на селе.
Повышение уровня и качества образования в условиях становления информационного общества становится делом государства, продвигающегося по пути прогресса в условиях острой международной конкуренции.
И только государство может гарантировать в полном объеме все составляющие доступности качественного образования. Что же касается государственных механизмов поддержки детей из малообеспеченных семей, то, полагаю, ничто не мешает создать систему государственного кредитования, возвратные или безвозвратные субсидии при условии отработки определенного времени по специальности. Общеизвестно, что едва ли не все выпускники сельхозакадемий не возвращаются на село из-за того, что у них нет никаких обязательств перед государством.

Социальный статус сельского учителя
Сейчас его социальный и правовой статус очень занижен. Нам нужно приложить скоординированные усилия по возвышению статуса сельского учителя. В этих целях необходимо создать новую и совершенствовать имеющуюся законодательную базу, которая бы гарантировала социальную защищенность преподавателей, материальные и моральные стимулы учителей, работающих на селе. Система законодательных актов и правовых норм должна закрепить льготы по коммунальным тарифам, платежам, заработной плате. Нельзя допускать отмены 25 процентов выплат сельским учителям, отмены льгот на коммунальные услуги, а также замораживания строительства благоустроенного жилья для молодых школьных учителей. Предлагаю подумать о дополнительных мерах по стимулированию труда школьного учителя, его обустройстве и закреплении на селе. Мы должны исходить из понятия, что народ, забыв учителя, забыл свое будущее.

Дальнейшее укрепление материальной базы сельской школы
Основываясь на положительных примерах бюджетного финансирования образования регионов, полагаю, что на нужды образования из местных бюджетов необходимо выделять не менее 25 процентов всего объема бюджета. Но суть не в этом. Нам нужно принципиально по-новому взглянуть на подходы к финансированию и материальному обеспечению сельских школ в целом. Никаких, к тому же скудных, бюджетных денег на развитие школы не хватит. Беда в том, что финансирование ведется по старинке “всем сестрам по серьгам”. Кроме того, бюджетное финансирование, даже скудное, породило иждивенческие настроения в обществе. Учительство в ожидании, служащие в ожидании. Страна ждет (как говорят иные политики – “народ устал ждать”). А почему, собственно, целью жизни стало ожидание?
Надо поворачивать общество к созиданию. В случае с сельской школой родители, попечители и сами школьники далеко не полностью использовали свои возможности. Выдвинутая еще в ХIХ веке российскими гуманистами теория “малых дел” актуальна до сих пор. Мы должны вместе сделать хотя бы несколько конкретных, пусть маленьких шагов по развитию инфраструктуры здорового образа жизни на селе. В ряде регионов накоплен опыт строительства коллективным, хозяйственным способом небольших спортивных залов и спортивных площадок, клубов, библиотек и так далее. Надо активнее распространять опыт добрых дел по улучшению качества жизни усилиями самих граждан, органов местного самоуправления. И к этой работе широко привлекать общественные организации, меценатов, спонсоров, попечительские советы.
Все эти усилия должны быть направлены на развитие материальной базы сельской школы, создание условий для достойной жизни учителей, т.е. фундаментальных составляющих модернизации и реструктуризации образования.

Развитие системы профессионального образования на селе
Воспитание трудовых навыков и привычек к созидательному труду должно начинаться с первого класса в школе. Замена уроков труда дисциплиной “Технология” с непонятными функциями, похоже, не способствует главной цели – сделать трудовое воспитание частью образовательного процесса, подготовки школьников к жизни, а не только к поступлению в вуз.

Повысить роль сельской школы в утверждении здорового образа жизни
Надо добиться такого положения, чтобы сельская школа стала не только местом получения знаний и центром нравственно-культурного, физического воспитания, укрепления здоровья подрастающего поколения. От нас с вами зависит, чтобы здесь были созданы такие условия, при которых к выпускному классу школьник набирался бы здоровья, а не утрачивал, как это, к сожалению, происходит сегодня.
Вовсе не обязательно ждать, когда министерство или меценат пришлют фирменное оборудование, тренажеры для занятия физкультурой. Довоенное и послевоенное поколения россиян занимались на самодельных перекладинах, брусьях.

Объединение систем бизнес-центров и сельского образования
В крупнейшей российской компании, в частности ЮКОС, успешно занимаются интернет-образованием. Компания имеет разветвленную сеть бизнес-школ, в которых обучаются и школьные учителя. Хорошо бы развить эту практику и предложить другим предпринимательским структурам активно содействовать сельской школе.
Вообще надо растормошить общество, найти побудительные мотивы к действиям. Как дерево осенью сбрасывает листву, а змея кожу, так каждый должен быть готов к самопреобразованию. Человек деятельный – вот ключ к продвижению всех реформ в сельской школе!
Скорость изменений, происходящих в мире, заставляет всех нас, от мала до велика, учиться быстрее, динамичнее осваивать разнообразие опыта, вступать в коммуникации с многочисленными группами людей, обогащаться пониманием этого многообразия человеческих контактов как способа и источника расширения знаний и развития. Специалисты делают вывод, что в ряде стран мира периоды изоляционизма совпадают с периодами бедности населения.
Нам нужно преодолевать бедность в самом многообразном смысле слова. Нельзя зацикливаться на проблемах нехватки средств, избирать стратегию выживания вместо полноценной жизни, уповать на ресурсный капитал.
Чтобы государство динамично развивалось, общество должно этого захотеть! Иначе говоря, реформирование должно в своей основе содержать смену мотиваций, а не бухгалтерский баланс… Тем более когда это касается развития человеческих ресурсов.
Ныне стало очевидным, что технократическая траектория прогресса оказалась несостоятельной, а хозяйственный успех все в большей мере определяется социальными, культурными и духовными факторами, нежели технологическими или техническими. Движущие силы формирования этих факторов прогресса закладываются системой образования.
Завершаю вовсе не парадные размышления о развитии сельской школы надеждой, что законодательные и исполнительные органы власти России, учителя, деловые круги способны осознать простую, но огромную по значимости истину, равновеликую национальной идее: поднимем сельскую школу – поднимется и Россия.

Михаил НИКОЛАЕВ,
заместитель председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте