Я работаю в гимназии №1 города Кемерово, где курс экономики проходит через все ступени общеобразовательного процесса – от начальной до старшей ступени, а один из ведущих профилей – экономический.
Изучение предмета «экономика» мы начинаем во втором классе. На этом этапе очень важно мотивировать детей к познанию нового предмета, поэтому стараюсь делать занятия разными и интересными для учащихся.
Игра лежит в основе практически каждого урока. Играя, мы моделируем реальные ситуации, проживаем их, анализируем. Например, на одном из первых уроков мы говорим о семье, о ценности семейных отношений. Как показать детям, что для получения какого-либо результата в семье все решения должны приниматься сообща? Мы инсценируем сказку «Репка». Вдоволь наигравшись, школьники, не дожидаясь моих комментариев, сами делают это маленькое открытие.
Чтобы сделать уроки интереснее, помимо учебников использую детскую литературу. Герои книги «Трое из Простоквашино» – самые обсуждаемые персонажи. Казалось бы, непростые темы – «Бюджет», «Расходы и доходы семьи», а стоит разобрать ситуацию с находкой клада и покупкой фоторужья, и малыши безошибочно отвечают, что есть «доходы», а что – «расходы».
Очень эффективной формой обучения для учащихся среднего звена также считаю уроки с элементами игры. На таких уроках ребята получают новые знания не от учителя в виде готовых выводов, а самостоятельно, в процессе ролевых игр.
Например, при изучении темы «Типы экономических систем» предлагаю восьмиклассникам провести игру в несколько этапов. Сначала они «производители» и изготавливают продукцию на условиях, продиктованных мной: определенное количество стартовых ресурсов, время работы, внешний вид продукта. На следующем этапе «производители» работают без моих указаний, они пользуются любыми ресурсами на выбор, сами разрабатывают дизайн будущего продукта, определяют его количество и цену, по которой он будет продаваться. Наконец, в игру вступает «потребитель» (учитель), который должен определить лучший продукт. В этот момент учащиеся уверенно делают вывод, что именно в условиях рыночной экономической системы у покупателей есть выбор и возможность удовлетворить свои потребности. Контроль знаний учащихся подтвердил, что в классах, где тема была дана именно таким образом, а не традиционным, уровень знаний выше.
Комментарии