Типовые штаты, штатные нормативы, наполняемость групп.
Утверждение штатного расписания образовательного учреждения в соответствии со статьей 32 Закона РФ “Об образовании” находится в его компетенции.
При утверждении штатного расписания образовательного учреждения используются в качестве рекомендуемых Типовые штаты начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и школ с продленным днем, утвержденные приказом Минпроса СССР от 31.12.1986 г. N 264 и другие типовые штаты, утвержденные для соответствующих типовых образовательных учреждений.
Нормативы типовых штатов рекомендуется рассматривать как минимально необходимые для учреждений, объем работы которых не превышает предусмотренные в них показатели для введения той или иной должности.
Образовательное учреждение утверждает свое штатное расписание в пределах средств, выделенных учреждению по установленным нормативам. Образовательному учреждению также дано право устанавливать в штатном расписании вместо одних должностей, предусмотренных Типовыми штатами, другие или утверждать штатное расписание, придерживаясь других принципов в зависимости от реализуемой образовательной программы.
Некоторые должности возможно содержать за счет средств, полученных от юридических и физических лиц. Привлекаются и доходы от собственной деятельности образовательного учреждения.
При использовании Типовых штатов при утверждении штатного расписания, независимо от того, кем они утверждены (органами управления образованием бывшего СССР или Российской Федерации либо органами исполнительной власти и управления субъектов Российской Федерации), следует иметь в виду, что они носят рекомендательный характер. Органы управления образованием не вправе обязывать образовательные учреждения приводить штатные расписания учреждений в соответствие с Типовыми штатами или иными нормативами, если учреждение не выходит за пределы средств, выделенных ему по финансовым нормативам или другим нормам.
В соответствии с законодательством учредитель образовательного учреждения (на практике чаще всего органы управления образованием) вправе определять сокращение общего объема финансирования, которое может привести к высвобождению работников. При этом должны соблюдаться требования, предусмотренные при высвобождении работников. Сокращение в штате образовательного учреждения конкретных должностей по инициативе органов управления образованием нарушает нормы действующего законодательства.
При применении Типовых штатов в образовательных учреждениях, где объем работы превышает нормативы, предусмотренные Типовыми штатами, а также в учреждениях, реализующих образовательные программы повышенного уровня, следует сверх минимально необходимых средств, рассчитанных по Типовым штатам, добиваться выделения дополнительных средств для введения должностей работников, необходимых для реализации соответствующих образовательных программ и для обеспечения нормальной работы этих учреждений.
Пример:
Гимназия реализует общеобразовательную программу повышенного уровня, для чего необходимо иметь высококвалифицированные педагогические кадры, соответствующую материальную базу и достаточное финансирование.
При утверждении штатного расписания данное учреждение может использовать в качестве примерных Типовые штаты начальных, неполных средних и средних общеобразовательных школ и школ с продленным днем, утвержденные приказом Минпроса СССР от 31.12.86 N 264, с учетом их корректировки в соответствии с реализуемой образовательной программой.
Финансирование данного учреждения должно осуществляться с учетом его статуса, путем выделения дополнительных средств на введение должностей работников, не предусмотренных Типовыми штатами, но необходимых для реализации образовательной программы повышенного уровня.
Целесообразно также предусматривать дополнительные средства на оплату труда работников, привлекаемых для организации и проведения, помимо традиционных, других видов учебных занятий: лекций, семинаров, практикумов, курсов по выбору, внеурочной образовательной деятельности с использованием современных методов и средств обучения и т.д., а также на оплату методической, опытно-экспериментальной и другой деятельности в соответствии с реализуемой данной гимназией образовательной программой.
Общеобразовательные учреждения, в которых имеется больше 30 классов, следует рассматривать как учреждения, к которым указанные выше типовые штаты не подходят по объему работы.
По должностям, по которым нормативы в Типовых штатах установлены с учетом сменной организации труда работников, необходимо производить уточнение этих нормативов в связи с сокращением продолжительности рабочего времени с 41 часа до 40 часов в неделю, а для женщин, работающих в учреждениях, расположенных в сельской местности, – с 41 часа в неделю до 36 часов в неделю.
Для определения численности работников, занятых уборкой помещений, следует иметь в виду, что площадь классов и других помещений общеобразовательных учреждений, ранее исключаемая из подсчета убираемой площади, поскольку она закреплялась для уборки за учащимися старших классов, в настоящее время исключаться из подсчета не должна, т.к. привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательными программами (в т.ч. по уборке помещений) согласно Закону Российской Федерации “Об образовании”, не допускается.
Не допускается введение в образовательные учреждения должностей, по которым отсутствуют тарифно-квалификационные характеристики.
В общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального и среднего профессионального образования применение условий оплаты труда, предусмотренных для профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, как и использование наименований этих должностей, не допускается.
Штатные расписания учреждений дополнительного образования детей устанавливаются в пределах выделенных средств применительно к Типовым штатам, утвержденным Приказами Минпроса СССР от 14.12.1977 N 164 (клубы моряков), от 21.02.1979 N 32 (станции (базы) юных туристов), от 20.07.1987 N 135 (дома пионеров, станции юных техников и натуралистов, детские парки).
Дошкольные образовательные учреждения при утверждении штатного расписания вправе использовать как примерные или Типовые штаты дошкольных учреждений, утвержденные приказом Минпроса СССР от 31.12.1971 г., или Нормативы по определению численности персонала, занятого обслуживанием дошкольных учреждений, утвержденные постановлением Минтруда России от 21.04.1993 г. N 88.
Формирование средств на оплату труда работников указанных учреждений следует осуществлять строго с учетом предельной наполняемости групп детьми.
Таким образом, штат персонала детских дошкольных учреждений должен устанавливаться исходя из количества групп, определяемого путем деления списочного состава детей на предельную наполняемость групп.
В случае, если по каким-либо причинам установленная предельная наполняемость групп не может быть обеспечена и группы работают с большей наполняемостью, штатное расписание дошкольного учреждения должно составляться не на фактическое, а на расчетное количество групп по всему персоналу.
Таким образом определяется количество воспитателей, помощников воспитателей или младших воспитателей в дошкольном учреждении не на группу детей, а соответственно на каждые 10, 15 и 20 детей.
При наличии вакансий по должностям воспитателей и др. работников дошкольных образовательных учреждений или их временном отсутствии имеющийся фонд заработной платы может использоваться на установление доплат в порядке, установленном за увеличение объема работы.
Обращаем ваше внимание, что младшие воспитатели могут вводиться вместо помощников воспитателей там, где это целесообразно, по мере создания необходимых условий. Должность младшего воспитателя отнесена не к педагогическим работникам, а к учебно-вспомогательному персоналу.
Количество классов в общеобразовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии.
Наполняемость классов и групп продленного дня в количестве 25 обучающихся, установленная п. 25 Типового положения об общеобразовательном учреждении, может одновременно рассматриваться и как минимальная, и как максимальная норма при решении вопроса о количестве классов одной и той же параллели в том или ином общеобразовательном учреждении. Если отступление от этого порядка в сторону меньшей наполняемости предусмотрено в самом Типовом положении и возможно при наличии необходимых условий и средств (наличие помещений, соответствующих кадров, финансовых средств), то о возможности создавать классы (группы) большей наполняемости никаких рекомендаций в данном положении не дается.
При проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению на второй и третьей ступенях общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы: в городских общеобразовательных учреждениях, если наполняемость класса составляет 25 человек, и в сельских – не менее 20 человек.
При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, а также 1-3-х классов при изучении иностранного языка.
Количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения.
В классах компенсирующего обучения определена только наполняемость класса (9-12 чел.), а наполняемость группы продленного дня не установлена. Наполняемость в этих группах определяется в соответствии с п. 25 Типового положения об общеобразовательном учреждении (т.е. 25 человек в группе), а меньшая наполняемость – по решению учредителя.
Наполняемость класса и группы продленного дня обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах) зависит от их вида и определена в приказе Минобразования РСФСР и Минздрава РСФСР от 18.07.1991г. N 251/125 “О мерах по улучшению работы специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков, имеющих недостатки в физическом развитии”.
Пунктом 2 указанного приказа рекомендовано внести в штаты специальных учебно-воспитательных учреждений для детей с недостатками умственного и физического развития следующие изменения:
предусматривать в школах-интернатах и детских домах штат воспитателей на каждую группу из расчета их работы в день: в группах воспитанников среднего и старшего школьного возраста с учетом режима дня (как правило, не более 10 ч.), в дошкольных группах и группах детей младшего школьного возраста – 14 ч.;
в воскресные, праздничные и каникулярные дни для групп детей среднего и старшего школьного возраста, оставшихся в эти дни в школах-интернатах, часы работы воспитателей увеличивать до 14 ч.;
в специальных школах штат воспитателей на каждую группу продленного дня предусматривать по режиму их работы;
в детских дошкольных учреждениях на каждую группу детей штат воспитателей предусматривать из расчета их работы в день:
– в ясельных и дошкольных группах с дневным пребыванием детей – по режиму работы учреждения (группы);
– в ясельных группах с круглосуточным пребыванием – до 14 ч. с учетом продолжительности трудовой недели и режима работы учреждения (группы) в предвыходные дни.
Средства на оплату труда работников специальных учебно-воспитательных учреждений (классов, групп) должны формироваться исходя из рекомендованной указанным выше приказом Минобразования России и Минздрава России предельной наполняемости классов, групп.
Распределение учебной нагрузки
Для общеобразовательных учреждений никогда не было предусмотрено Типовых штатов по определению числа учителей разных специальностей.
В образовательном учреждении, ведущем обучение по общеобразовательным программам, количество учителей устанавливается не на основе штатного расписания, а исходя из объема учебной нагрузки по специальности (русскому языку и литературе, математике и т.д.).
Объясняется это тем, что учителям устанавливаются месячные ставки заработной платы за определенную норму часов педагогической работы в день или неделю, являющихся расчетными единицами при определении их месячной заработной платы в зависимости от установленного объема учебной нагрузки.
Таким образом, объем учебной нагрузки является существенным условием трудового договора (контракта) с учителем, который не может изменяться администрацией в одностороннем порядке без согласия учителя, поэтому очень важно обратить внимание администрации образовательных учреждений на это обстоятельство при приеме на работу новых учителей, при распределении учебной нагрузки на новый учебный год и т.д.
Пунктом 6 ст. 55 Закона РФ “Об образовании” установлено, что верхний предел учебной нагрузки учителя определяется Типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида. Но Типовым положением об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. N 196) не предусмотрено никаких ограничений по объему учебной нагрузки, т.е. не установлено “верхнего предела учебной нагрузки”.
Пункт 66 Типового положения устанавливает, что объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.
Не существует и каких-либо других нормативно-правовых актов, устанавливающих предельный объем учебной и другой педагогической работы, который можно выполнять педагогическому работнику в том же учреждении, за исключением работников учреждений среднего профессионального образования.
Предельный объем учебной нагрузки (преподавательской работы), который может выполняться в том же образовательном учреждении его руководителем, определяется органом управления образованием по подчиненности образовательного учреждения, а других работников, ведущих ее помимо основной работы, – самим образовательным учреждением (п. 2.10 Рекомендаций о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений).
Определение объема учебной нагрузки учителей общеобразовательных учреждений (кроме учителей вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ (классов) с очно-заочной формой обучения, заочных школ, а также учителей, ведущих занятия с детьми, находящимися на длительном лечении в больнице) и преподавателей педучилищ производится один раз в год раздельно по полугодиям.
Учебная нагрузка учителей вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ (классов) с очно-заочной формой обучения, а также учителей, ведущих занятия с детьми, находящимися на длительном лечении в больнице, определяется дважды в год к началу первого и началу второго учебных полугодий.
В соответствии с п. 6 ст. 55 Закона РФ “Об образовании” объем учебной нагрузки должен быть оговорен в трудовом договоре (контракте). Обычно в письменном трудовом договоре (контракте) это выглядит следующим образом: работник принимает на себя обязательства работать с такой-то учебной нагрузкой, а администрация образовательного учреждения (на все время трудового договора (контракта) обязуется обеспечить учителя предусмотренным в договоре объемом учебной нагрузки.
Такое положение должно существовать в идеале, но сразу же надо отметить, что первоначально оговоренный в договоре объем учебной нагрузки в дальнейшем может быть изменен сторонами, при этом необходимо обоюдное согласие (и работника, и администрации). Такое изменение сразу же должно быть отражено в трудовом договоре (контракте) путем внесения соответствующих изменений в договор.
Если объем учебной нагрузки учителя не был оговорен в трудовом договоре (контракте), заключенном на неопределенный срок, то в таком случае учитель считается принятым на тот объем учебной нагрузки, который ему был установлен приказом руководителя образовательного учреждения при приеме на работу.
Трудовым законодательством допускаются случаи, когда трудовой договор (контракт) может быть заключен на условиях работы с неполной учебной нагрузкой:
– по соглашению между работником и администрацией образовательного учреждения;
– по просьбе беременной женщины;
– по просьбе женщины, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида или инвалида с детства до достижения им 18 лет);
– по просьбе лица, осуществляющего уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением, когда администрация обязана устанавливать им неполный рабочий день или неполную рабочую неделю.
Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника (п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении). Отсюда общее правило: любое временное или постоянное изменение (увеличение или уменьшение) учебной нагрузки, оговоренной в трудовом договоре (контракте), а если таковая в нем не оговорена, то по сравнению с учебной нагрузкой, установленной приказом руководителя образовательного учреждения при приеме на работу, а также изменение ее характера возможно только по взаимному согласию сторон.
Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня).
В учреждениях дополнительного образования детей уменьшение учебной нагрузки педагогов дополнительного образования допускается только в случае отсева обучающихся, явившегося причиной для закрытия, например, кружка.
Уменьшение учебной нагрузки в таком случае должно рассматриваться как изменение в организации производства и труда, в связи с чем допускается изменение существенных условий труда при продолжении работы по той же специальности, квалификации или должности. Трудовым законодательством в таких случаях предусматривается обязанность администрации поставить в известность работника о таком изменении не позднее чем за два месяца (ст. 25 КЗоТ РФ).
Часть 4 ст. 25 КЗоТ РФ предусматривает, что если прежние существенные условия труда не могут быть сохранены, а работник не согласен на продолжение работы в новых условиях, то трудовой договор (контракт) прекращается по пункту 6 статьи 29 КЗоТ РФ (отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с предприятием, учреждением, организацией, а также отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда).
Учителя общеобразовательных учреждений в этом случае находятся в преимущественном положении, поскольку им до конца учебного года гарантируется выплата заработной платы в определенных размерах.
Так, например, учителям общеобразовательных учреждений, у которых по не зависящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с нагрузкой, установленной при тарификации, до конца учебного года выплачивается:
– заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;
– заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить педагогической работой;
– заработная плата, установленная при тарификации, если при тарификации учебная нагрузка была установлена ниже нормы за ставку и если их невозможно догрузить педагогической работой.
Не требуется согласия работника для изменения учебной нагрузки по инициативе администрации только лишь в следующих случаях:
– при восстановлении на работе учителя, ранее выполнявшего эту учебную нагрузку;
– при возвращении на работу женщины, прервавшей отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет или после окончания этого отпуска;
– в случае простоя, когда работники могут переводиться с учетом их специальности и квалификации на другую работу в том же учреждении на все время простоя либо в другое учреждение, но в той же местности, на срок до одного месяца;
– в случае временного перевода на другую работу в связи с производственной необходимостью.
Пример. При замещении отсутствующего учителя выполнение его учебной нагрузки (полностью или частично) может быть поручено другому учителю. Продолжительность выполнения работником без его согласия увеличенной нагрузки для замещения отсутствующего работника (временный перевод на другую работу) не может превышать одного месяца в течение календарного года.
Предоставление преподавательской работы лицам, выполняющим ее помимо основной работы, а также педагогическим работникам других образовательных учреждений и работникам предприятий, учреждений и организаций (включая работников органов управления образованием и учебно-методических кабинетов) возможно только в случае, если учителя, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой в объеме не менее чем на ставку заработной платы.
Учебная нагрузка учителям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до исполнения им возраста трех лет, устанавливается на общих основаниях и передается на этот период для выполнения другими учителями, о чем в приказе руководителя делается соответствующая запись.
В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка педагогических работников может быть разной в первом и втором учебных полугодиях.
Обычно в школе ежегодно происходит уточнение учебной нагрузки на новый учебный год. Согласно существующему порядку предварительное распределение учебной нагрузки на новый учебный год производится директором общеобразовательного учреждения при участии соответствующей первичной профсоюзной организации в лице ее выборного органа до ухода работников в отпуск.
Такое предварительное распределение учебной нагрузки на новый учебный год проводится для того, чтобы была возможность соблюсти сроки, за которые работник должен быть письменно предупрежден о возможном изменении в объеме учебной нагрузки, а также немаловажна для учителя и осведомленность заранее о том, в каких классах и с какой учебной нагрузкой он будет работать в новом учебном году.
Типовым положением об общеобразовательном учреждении предусматривается, что при установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняются ее объем и преемственность преподавания предметов в классах, установленные в предыдущем учебном году. Исключением являются случаи, когда учителя работают в выпускных классах, а также случаи объединения (разделения) классов. В таких ситуациях учителю может быть предоставлена нагрузка в других классах, если работа в них соответствует его должности, квалификации и если иные условия не оговорены при заключении трудового договора (контракта).
Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в следующем учебном году, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп).
Уменьшение учебной нагрузки при распределении ее на новый учебный год, как и уменьшение ее в текущем учебном году, представляет собой те изменения в организации производства (учебного процесса), при которых допускается существенное изменение условий труда учителя в установленном порядке.
Высвобождение некоторого объема учебной нагрузки по какому-либо предмету в связи с увольнением одного из учителей нельзя рассматривать как изменение в организации производства и труда. В связи с этим отказ учителя работать с увеличенной нормой труда не может служить основанием для его увольнения по п. 6. ст. 29 КЗоТ РФ, поскольку сами нормы учительского труда, предусмотренные за одну ставку, не изменились.
К числу изменений в организации производства и труда, о которых идет речь в ст. 25 КЗоТ РФ, в образовательном учреждении можно отнести изменение числа классов (групп) или количества учащихся, изменение количества часов работы по учебному плану, изменение образовательных программ, введение новой должности за соответствующую доплату ( например, должность классного воспитателя вводится вместо доплаты за классное руководство).
При проведении тарификации учителей на начало учебного года объем учебной нагрузки каждого учителя устанавливается приказом руководителя образовательного учреждения по согласованию с выборным профсоюзным органом.
Учебная нагрузка на общевыходные и праздничные дни, за исключением учреждений дополнительного образования детей, не планируется.
Учитывая, что возможности уменьшения (перераспределения) учебной нагрузки как в текущем учебном году, так и на следующий учебный год ограничены и могут иметь место только по определенным основаниям, временно вакантные часы учебной нагрузки, высвобожденные в связи с увольнением работника, также должны передаваться для выполнения их учителями на определенный срок.
Преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей, а также работникам учреждений дополнительного образования детей учебная нагрузка устанавливается в вышеуказанном порядке, т.е. так же, как и учителям школ.
Условия выполнения педагогической работы по основной должности или за ее пределами
Комментарии