search
main
0

Порядок, основанный на праве Групповые преступления и стражи закона

Тема “Как попадают в преступную группу”

Цель: предупредить об опасностях, связанных с попаданием подростков в антисоциальные группы.
Задачи: раскрыть причины попадания подростков в преступные группы;
способствовать осознанию преступных целей антисоциальных объединений несовершеннолетних.
Материалы к уроку:
Я. Соколов “Граждановедение”. Учебное пособие. 7-й класс. ╖16; карточки “Нормы поведения”.
Урок начинается вводной беседой.

Вопросы для беседы
Как вы проводите свободное время?
Предпочитаете ли вы проводить досуг в одиночестве или в компании сверстников? Почему?
Большая часть учащихся одиночеству предпочитает общение в группах сверстников: “в ней интереснее, безопаснее”, группа “вселяет уверенность в своих силах”.
В каждом классе есть ребята, любящие одиночество. Они говорят о чувстве внутренней свободы, увлечении компьютером, книгами, видеофильмами.
Обобщая, учитель подчеркивает, что комфортно человек может себя чувствовать как в группе, так и в одиночестве. Но на уроке речь пойдет об общении подростков в группе.
Вопрос о системе групповых ценностей рассматривается в процессе выполнения задания.
На доске – карточки с выписанными на них нормами поведения. Какие из них характерны для обычной группы подростков, а какие – для группы с антисоциальной ориентацией (преступной группы)?

Помогать друг другу. Быть там, где все. Не поучать. Не бросать без помощи в трудную минуту. Не быть трезвым, когда все пьют. Сохранять тайны. Не быть трусом. Возвращать долги. Рассказывать о своих успехах. Не жалеть противника. Идти до конца, даже если закон будет нарушен.

Простое на первый взгляд задание вызывает в классе разногласия. Учитель не должен настаивать на своем мнении. Одна и та же норма может быть признана важной для обеих групп.
Продолжая работу над понятием “преступная группа”, учитель предлагает ребятам выполнить тест “Ваша уличная компания” (стр. 130-132). Задание выполняется индивидуально и не обсуждается в классе.

Задания для учащихся
Дайте определение понятия “преступная группа”. Преступная группа – это такая группа, в которой общение построено на нарушении норм морали и законов.
Докажите, что участие в такой группе опасно для ее членов.
Подумайте, почему в нее попадают подростки.
Ответы на вопрос о причинах участия подростков в преступных группах необходимо подтвердить материалами учебного пособия (стр. 120-121). Нужно объяснить учащимся, что подростки находятся в зоне особого внимания взрослых преступников. Не желая рисковать сами, они стремятся использовать малолеток.
Некоторым подросткам кажется, что, находясь в преступной группе, они могут не совершать преступления. Учитель должен показать, что такого выбора подросткам преступная группа не предоставляет. Сильное впечатление на ребят производит перечень приемов, с помощью которых взрослые преступники или более старшие подростки заставляют новичков совершать преступления.

Требование возместить бесплатное угощение. Запугивание. Шантаж. Требование уплаты карточного долга. Обман.

Для усиления эмоционального воздействия целесообразно предложить ребятам выполнить несколько заданий.

Задания
Прочитайте материал раздела “Прочтите и подумайте” и ответьте на вопросы:
Что такое спецшкола? Почему в спецшколе царят такие порядки? Что значит выражение: “Теперь ты никто”?
Что значит “сидят подставленные”? Почему в ВТК приходится “карабкаться и уметь за себя постоять”?
Установите связи между приведенными ниже пословицами и поведением человека, попавшего в преступную группу.
“С волками жить – по-волчьи выть”.
“В чужой монастырь со своим уставом не ходят”.
“С собакой ляжешь, с блохами встанешь”.
“С кем поведешься, от того и наберешься”.
“С жуком связаться – в навозе оказаться”.
5. Домашнее задание
╖16, вопросы. Приведите примеры, подтверждающие одно из высказываний раздела “В мире мудрых мыслей”.

Тема “Ответственность за групповые преступления”

Цель: раскрыть особенности уголовной ответственности за групповые преступления несовершеннолетних.
Задачи: показать основные роли участников групповой преступной деятельности, подпадающие под действие Уголовного кодекса Российской Федерации; развить представления о возможностях предотвращения попадания в преступную группу, путях выхода из нее.
Урок начинается с практической работы.

Задания
На доске размещены карточки “Преступная группа”. Расположите их в логической последовательности. Определение преступной группы; кто и как туда попадает; роли и поведение в группе; ответственность за групповые преступления; можно ли уйти из преступной группы?
Определите вопросы, с которыми нам предстоит познакомиться на уроке.
Роли и поведение в группе: ответственность за групповые преступления; можно ли уйти из преступной группы?
Вопрос о составе и распределении ролей в преступной группе учащиеся изучают, самостоятельно работая с материалом ╖17 или со ст. 32-34 Уголовного кодекса РФ.

Статья 32. Понятие соучастия в преступлении.
Соучастием в преступлении признается умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления.

Статья 33. Виды соучастников преступления.
1. Соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель и пособник.
2. Исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом.
3. Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими.
4. Подстрекателем признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.
5. Пособником признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем, а равно лицо, заранее обещавшее приобрести или сбыть такие предметы.

Статья 34. Ответственность соучастников преступления.
1. Ответственность соучастников преступления определяется характером и степенью фактического участия каждого из них в совершении преступления.
2. Соисполнители отвечают по статье Особенной части настоящего Кодекса за преступление, совершенное ими совместно, без ссылки на статью 33 настоящего Кодекса.
3. Уголовная ответственность организатора, подстрекателя и пособника наступает по статье, предусматривающей наказание за совершенное преступление, со ссылкой на статью 33 настоящего Кодекса, за исключением случаев, когда они одновременно являлись соисполнителями преступления.
4. Лицо, не являющееся субъектом преступления, специально указанным в соответствующей статье Особенной части настоящего Кодекса, участвовавшее в совершении преступления, предусмотренного этой статьей, несет уголовную ответственность за данное преступление в качестве его организатора, подстрекателя либо пособника.
5. В случае недоведения исполнителем преступления до конца по не зависящим от него обстоятельствам остальные соучастники несут уголовную ответственность за приготовление к преступлению или покушение на преступление. За приготовление к преступлению несет уголовную ответственность также лицо, которому по не зависящим от него обстоятельствам не удалось склонить других лиц к совершению преступления.

Задания для работы
Определите состав преступной группы.
Назовите всех участников и опишите их роли.
Расставьте участников преступной группы по степени их виновности в совершении преступления.
Последнее задание порождает споры. Высказываются различные точки зрения на степень виновности пособника и подстрекателя. Иногда утверждают, что самый “главный” – исполнитель. В результате обсуждения места распределяются следующим образом:
1. Подстрекатель.
2. Организатор и пособник.
3. Исполнитель.

Для закрепления и практического применения знаний учащимся предлагается определить роли участников преступных групп в ситуациях, описанных в учебном пособии (стр. 128, 130, задание 1).
Ребята приходят к выводу о том, что в первой ситуации речь идет о пособнике. Во второй – роли распределились так:
А. – организатор и исполнитель преступления,
Б. – подстрекатель,
В. – исполнитель,
Г. – пособник.
Перейти к вопросу об ответственности за групповые преступления позволяет углубленный анализ второй ситуации. Предлагается вопрос: есть ли в данной ситуации обстоятельства, смягчающие или отягчающие наказание?
Выяснив, что в ситуации есть отягчающее обстоятельство (совершение преступления в составе группы лиц, ст. 63 УК РФ), учитель предлагает поработать над определением группового преступления (ст. 35 УК РФ). Преступление признается совершенным группой лиц, если в нем совместно участвовали два или более исполнителя.

Статья 35. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией).
1. Преступление признается совершенным группой лиц, если в его совершении совместно участвовали два или более исполнителя без предварительного сговора.
2. Преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.
3. Преступление признается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
4. Преступление признается совершенным преступным сообществом (преступной организацией), если оно совершено сплоченной организованной группой (организацией), созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединением организованных групп, созданным в тех же целях.
5. Лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество (преступную организацию) либо руководившее ими, подлежит уголовной ответственности за их организацию и руководство ими в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, а также за все совершенные организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) несут уголовную ответственность за участие в них в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, а также за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали.
6. Создание организованной группы в случаях, не предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, влечет уголовную ответственность за приготовление к тем преступлениям, для совершения которых она создана.
7. Совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (преступной организацией) влечет более строгое наказание на основании и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом.
Учитель приводит данные о том, что три преступления из четырех совершаются несовершеннолетними в группах.
Завершает урок тренинг “Квалифицированный совет”.

Тренинг “Квалифицированный совет”
Начать этот тренинг можно с напоминания ребятам о том, что в жизни с каждым из нас случаются различные неприятности, затруднения, из которых выйти одному человеку очень трудно. Не всегда помогает совет родных или близких людей. Знакомые также затрудняются ответить на наш вопрос: “Что же мне теперь делать?”
В таких случаях принято обращаться к специалисту, чтобы получить квалифицированный совет.
Ребята работают в парах. Они решают, как лучше, целесообразнее поступить, чтобы выйти из преступной группы.

Тема “Правопорядок”

Цель: показать зависимость безопасности граждан от выполнения государством и гражданами правоохранительных функций.
Задачи: раскрыть понятие правопорядка и его зависимость от уровня соблюдения законов всеми государственными органами и гражданами;
дать первоначальные представления о функциях правоохранительных органов.
Понятие правопорядок, как правило, вызывает у учащихся определенные сложности. Это не просто тот или иной уровень соблюдения законов. Это состояние общества, объективно существующая система общественных отношений, которые регулируются правовыми нормами, обеспечивающими соблюдение прав и обязанностей граждан.

Задание для учащихся
Перед вами карточки с характеристиками двух государств (использованы материалы вставок-заданий стр. 134-135 и задания стр. 137 учебного пособия). Какое из них вы считаете идеальным для жизни?

Это задание не имеет решения: ни одно из двух государств идеальным для жизни не является.
Обобщая ответы учеников, учитель делает вывод о том, что в обоих государствах недостаточно высок уровень правопорядка.
Учитель предлагает для обсуждения два вопроса:
Что такое правопорядок?
От чего зависит его состояние?
Учителю необходимо направлять мысли ребят. Например, при обсуждении первого вопроса внимание учащихся следует обратить на то, что слово состоит из двух слов – право и порядок. Ученикам чаще всего удается выйти на определение, приведенное в учебном пособии (“правопорядок – порядок, основанный на праве”).

При анализе второго вопроса используется материал предыдущего задания. На вопрос: “Что вам не нравится в государствах А и Б” – ребята отмечают, что:
законы не нарушаются из-за страха (1, 2, 3, 4);
государство обеспечивает законность силой (5, 6);
поведение государственных служащих нарушает законность (11, 12).
Ответы позволяют сформулировать факторы, определяющие состояние правопорядка:
отношение самих граждан к соблюдению законов и правил;
методы, при помощи которых государство обеспечивает соблюдение гражданами этих законов и правил;
соблюдение законов и правил органами государства.
Целесообразно предложить учащимся сравнить понятия общественный порядок (стр. 136) и “правопорядок”. Цель задания – показать, что общественный порядок обеспечить гораздо легче, чем поддерживать высокий уровень правопорядка.
Закрепление и практическое применение знаний происходит в форме тренинга “Инопланетянин”.

Тренинг “Инопланетянин”

Основная задача тренинга – объяснить воображаемому инопланетянину, какие законы и правила регулируют отношения между людьми в нашей стране, почему их нельзя нарушать, что будет, если они все будут нарушены.
Перед работой класс делится на группы (по 4-5 человек). Сообщается информация о посещении города (села, где находится школа) инопланетянином.
Он, естественно, совершенно не знает наших законов. Ему очень трудно ориентироваться в жизни на Земле. На далекой планете, с которой он прилетел, принято, например, спокойно заходить в любое помещение и брать понравившуюся вещь или предмет. И тот, у кого эту вещь взяли, только благодарит за это, ведь ему оказана большая честь – его вещь понравилась другому.
Но наше общество живет по другим законам и правилам, поэтому учащимся предстоит предупредить инопланетянина о возможных неприятностях, то есть рассказать о наших российских законах, о том, что можно и чего нельзя делать. Одновременно нужно рассказать о взысканиях и наказаниях, об ответственности.
Каждой группе дается определенный круг правил и законов, действующих в разных сферах.
Первая группа – в школе.
Вторая группа – при движении пешеходов и транспорта.
Третья группа – в магазине.
Четвертая группа – в отношении собственности граждан и государства.
Пятая группа – в отношениях между людьми.
Через 8-10 мин. группы получают возможность высказаться.
Не все группы одинаково хорошо справляются с заданием. Но важно то, что ребята поймут необходимость дальнейшего знакомства с законами нашей страны.

Тема “Милиция”

Цель: показать назначение, сложность и многообразие форм работы органов милиции по борьбе с преступностью.
Задачи: рассказать о структуре органов внутренних дел и назначении их основных подразделений; показать роль закона в регулировании правоохранительной деятельности органов милиции.
Эта тема урока очень интересует ребят, некоторые уже имеют опыт общения с милицией. Практика показывает, что этот опыт, как правило, негативен. Учителю нужно быть готовым к этому. Возможно, придется больше внимания уделить тем вопросам, которые интересуют ребят в первую очередь: “Как вести себя с милицией?”, “Каковы права и обязанности милиции?”. Полезно пригласить на урок работника органов внутренних дел.
Начать урок помогает, как предлагает автор учебного пособия, обращение к книжке С. Михалкова о дяде Степе.

Кто не знает дядю Степу?
Дядя Степа всем знаком!
Знают все, что дядя Степа
Был когда-то моряком.

Он с кокардой на фуражке,
Он в шинели под ремнем,
Герб страны блестит на пряжке –
Отразилось солнце в нем!

Вопросы для вводной беседы
Что вы знаете о милиции?
Что вам нравится в работе милиционера?
Что вам не нравится?
Нравится: “это сложная и опасная работа; люди нуждаются в помощи милиционеров; они защищают детей”.
Не нравится: “превышение своих полномочий; грубое, неуважительное отношение к людям”.
Выслушав мнения ребят, учитель подводит итог: как бы ни относились к милиции, именно к ней, попав в опасную ситуацию, обращаются за помощью. Если на уроке присутствует представитель ОВД, то учащимся предлагается задать ему вопросы.
Структура органов милиции характеризуется в объеме учебного пособия, с использованием схемы “Система органов внутренних дел”.
Значительную часть урока целесообразно посвятить ответам на вопросы учащихся. Присутствие работника органов внутренних дел в этом смысле чрезвычайно полезно.

Ирина ГОРЕВА,
Николай МАРКОВ,
учителя граждановедения

Новоуральск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте