search
main
0

Порядок определения стажа педагогической работы при установлении разрядов оплаты труда по ЕТС. Восстановление стажа

Педагогический стаж отличается от общего трудового стажа. Общий трудовой стаж – это время любой работы в качестве рабочего или служащего, а педагогический стаж – специальный стаж, определяемый для установления разрядов оплаты труда учителей, воспитателей и других педагогических работников.
За время своей трудовой деятельности учитель, воспитатель может выполнять разную работу, например, быть рабочим или служащим в различных учреждениях, предприятиях и организациях, которая ему может учитываться в общий трудовой стаж, но при определении разряда оплаты труда по ЕТС учитываться не будет.
В то же время независимо от перерывов работа, подлежащая зачету в педстаж, будет включаться в него суммарно. Один год работы на педагогических должностях при установлении разрядов оплаты труда в педагогический стаж засчитывается за один год.
Минимального объема педагогической работы, при котором это время подлежит зачету в педагогический стаж по основному месту работы, не установлено.
Для зачета в педстаж времени педагогической работы по совместительству (например, работнику предприятия или методисту методкабинета, ведущему преподавательскую деятельность в школе) необходимо, чтобы объем этой работы в учетном году составлял не менее 180 часов. При этом зачету в педстаж подлежат только те месяцы учебного года, в которые эта работа выполнялась.
С введением ЕТС порядок определения стажа педагогической работы для оплаты труда работников не изменился. При установлении разрядов оплаты труда педагогических работников педстаж по-прежнему исчисляется в соответствии с приложениями 5 и 6 к Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, при этом необходимо руководствоваться и положениями письма Минобразования России и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16.01.2001 N 20-58-196/20-5/7.
Основным документом для определения стажа педагогической работы является трудовая книжка.
Стаж педагогической работы, не подтвержденный записями в трудовой книжке, может быть установлен на основании надлежаще оформленных справок за подписью руководителей соответствующих учреждений, скрепленных печатью, выданных на основании документов, подтверждающих стаж работы по специальности (приказы, послужные и тарификационные списки, книги учета личного состава, табельные книги, архивные описи и т.д.). Справки должны содержать данные о наименовании образовательного учреждения, о должности и времени работы в этой должности, о дате выдачи справки, а также сведения, на основании которых выдана справка о работе.
В случае утраты документов о стаже педагогической работы указанный стаж может быть установлен на основании справок с прежних мест работы или на основании письменных заявлений двух свидетелей, подписи которых должны быть удостоверены в нотариальном порядке. Свидетели могут подтверждать стаж только за период совместной работы.
В исключительных случаях, когда не представляется возможным подтвердить стаж работы показаниями свидетелей, которые знали работника по совместной работе и за период этой работы, органы, в подчинении которых находятся образовательные учреждения, могут принимать показания свидетелей, знавших работника по совместной работе в одной системе.
В стаж педагогической работы засчитывается:
– педагогическая, руководящая и методическая работа в образовательных и других учреждениях согласно приложению 1 к Рекомендациям (письмо N 20-58-196/20-5/7 см. стр. 11);
– время работы в других учреждениях и организациях, службы в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации, обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования – в порядке, предусмотренном приложением 2 к Рекомендациям (письмо N 20-58-196/20-5/7).

Приложение 2
к Рекомендациям о порядке исчисления заработной платы
работников образовательных учреждений

Порядок зачета в педагогический стаж времени работы в отдельных учреждениях (организациях) *, а также времени обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования и службы в Вооруженных Силах ссср и Российской Федерации

1. Педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитывается без всяких условий и ограничений:
1.1. Время нахождения на военной службе по контракту из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) – один день военной службы за два дня работы;
1.2. Время работы в должности заведующего фильмотекой и методиста фильмотеки.
2. Педагогическим работникам в стаж педагогической работы засчитываются следующие периоды времени при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность:
2.1. Время службы в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации на должностях офицерского, сержантского, старшинского состава, прапорщиков и мичманов (в том числе в войсках МВД, в войсках и органах безопасности), кроме периодов, предусмотренных в пункте 1.1;
2.2. Время работы на руководящих, инспекторских, инструкторских и других должностях специалистов в аппаратах территориальных организаций (комитетах, советах) Профсоюза работников народного образования и науки РФ (просвещения, высшей школы и научных учреждений); на выборных должностях в профсоюзных органах; на инструкторских и методических должностях в педагогических обществах и правлениях Детского фонда; в должности директора (заведующего) Дома учителя (работника народного образования, профтехобразования); комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав или в отделах социально – правовой охраны несовершеннолетних, в подразделениях по предупреждению правонарушений (инспекциях по делам несовершеннолетних, детских комнатах милиции) органов внутренних дел;
2.3. Время обучения (по очной форме) в аспирантуре, учреждениях высшего и среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию.
3. В стаж педагогической работы отдельных категорий педагогических работников помимо периодов, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящего порядка, засчитывается время работы в организациях и время службы в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации по специальности (профессии), соответствующей профилю работы в образовательном учреждении или профилю преподаваемого предмета (курса, дисциплины, кружка):
– преподавателям – организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки);
– учителям и преподавателям физвоспитания, руководителям физического воспитания, инструкторам по физкультуре, инструкторам – методистам (старшим инструкторам – методистам), тренерам – преподавателям (старшим тренерам – преподавателям);
– учителям, преподавателям трудового (профессионального) обучения, технологии, черчения, изобразительного искусства, информатики, специальных дисциплин, в том числе специальных дисциплин общеобразовательных учреждений (классов) с углубленным изучением отдельных предметов;
– педагогам дополнительного образования;
– педагогическим работникам экспериментальных образовательных учреждений;
– педагогам – психологам;
– методистам;
– педагогическим работникам учреждений среднего профессионального образования (отделений): культуры и искусства, музыкально – педагогических, художественно – графических, музыкальных;
– преподавателям учреждений дополнительного образования детей (культуры и искусства, в т.ч. музыкальных и художественных), преподавателям специальных дисциплин музыкальных и художественных общеобразовательных учреждений, преподавателям музыкальных дисциплин педагогических училищ (педагогических колледжей), учителям музыки, музыкальным руководителям, концертмейстерам.
4. Воспитателям (старшим воспитателям) дошкольных образовательных учреждений, домов ребенка в педагогический стаж включается время работы в должности медицинской сестры ясельной группы дошкольных образовательных учреждений, постовой медсестры домов ребенка, а воспитателям ясельных групп – время работы на медицинских должностях.
5. Право решать конкретные вопросы о соответствии работы в учреждениях, организациях и службы в Вооруженных Силах СССР и Российской Федерации профилю работы, преподаваемого предмета (курса, дисциплины, кружка) предоставляется руководителю образовательного учреждения по согласованию с профсоюзным органом.
6. Время работы в должностях помощника воспитателя и младшего воспитателя засчитывается в стаж педагогической работы при условии, если в период работы на этих должностях работник имел педагогическое образование или обучался в учреждении высшего или среднего профессионального (педагогического) образования.
7. Работникам учреждений и организаций время педагогической работы в образовательных учреждениях, выполняемой помимо основной работы на условиях почасовой оплаты, включается в педагогический стаж, если ее объем (в одном или нескольких образовательных учреждениях) составляет не менее 180 часов в учебном году.
При этом в педагогический стаж засчитываются только те месяцы, в течение которых выполнялась педагогическая работа.
8. В случаях уменьшения стажа педагогической работы, исчисленного в соответствии с настоящим порядком, по сравнению со стажем, исчисленным по ранее действовавшим инструкциям (см. п. 1.2 раздела 1), за работниками сохраняется ранее установленный стаж педагогической работы.
Кроме того, если педагогическим работникам в период применения инструкций (см. п. 1.2 раздела 1 настоящих Рекомендаций) могли быть включены в педагогический стаж те или иные периоды деятельности, но по каким-либо причинам они не были учтены, то за работниками сохраняется право на включение их в педагогический стаж в ранее установленном порядке.

При применении пункта 2 данного порядка, предусматривающего зачет в педагогический стаж отдельных периодов деятельности работника при условии, если этим периодам, взятым как в отдельности, так и в совокупности, непосредственно предшествовала и за ними непосредственно следовала педагогическая деятельность, чаще всего возникают следующие вопросы:
– Что означает термин “непосредственно предшествовала, а затем непосредственно следовала педагогическая деятельность”?
– Термин “непосредственно предшествовала, а затем непосредственно следовала педагогическая деятельность” означает, что между педагогической работой и периодом деятельности, которая засчитывается в педагогический стаж, не выполнялось никакой другой работы, которая сама по себе отдельным педагогическим работникам может включаться в стаж педагогической работы.
Пример.
Из трудовой книжки работника следует: работа воспитателем детского сада, затем обучение в педвузе, затем работа учителем в школе.
В указанном примере необходимые условия для включения в педстаж времени обучения соблюдены.
Если даже между периодом увольнения с должности воспитателя и зачисления в вуз имеется некоторый перерыв в днях или даже месяцах, условие п.2 не считается нарушенным, т.е. не выполнялось никакой другой работы. Перерывы в педстаж не включаются.
– Что понимается под педагогической деятельностью?
– Под педагогической деятельностью, которая является условием при применении п.2 Приложения 2 к Рекомендациям, понимается деятельность в учреждениях и должностях, перечисленных в Приложении 1 к Рекомендациям.
– Как быть, если между педагогической деятельностью и поступлением в вуз осуществлялось обучение на подготовительном отделении вуза?
– Обучение на подготовительном отделении вуза в педагогический стаж не включается ни при каких условиях, поскольку это обучение не является обучением в высшем учебном заведении, но оно и не является и трудовой деятельностью. Поэтому обучение на подготовительном отделении вуза не должно препятствовать включению в педстаж времени обучения в вузе, если до поступления на подготовительное отделение вуза непосредственно предшествовала, а после окончания вуза непосредственно следовала педагогическая деятельность.
– Может ли быть на указанных условиях включено в педстаж время обучения в высшем учебном заведении, если оно не закончено или за временем обучения в одном вузе следовало обучение в другом вузе?
– Иногда при исчислении педстажа не засчитывают время обучения в учебном заведении, если полученная специальность не совпадает с профилем преподаваемого предмета или учебное заведение непедагогического профиля. Такое положение не соответствует действующему порядку исчисления педстажа. Окончание неполного курса учебного заведения также не является препятствием для включения этого времени обучения в педстаж при соблюдении общих условий. Если после окончания обучения в одном вузе непосредственно следовало обучение в другом вузе, даже если один из них не закончен, при соблюдении общих условий эти периоды подлежат зачету в педстаж.
– Включается ли последующее время обучения в вузе, если поступлению непосредственно не предшествовала педагогическая деятельность, а студент какое-то время в период обучения совмещал учебу с работой или работал в период “академического отпуска”, а после окончания вуза следовала педагогическая деятельность?
– Нет, не засчитывается. Исключением из этого правила являются случаи, когда по распоряжению органов управления образованием студенты последних курсов вузов направлялись для педагогической работы в школы с отрывом от учебы, а затем продолжали обучение на дневных отделениях учебных заведений. В таких случаях последующее время обучения следует включать в педагогический стаж, если после окончания будет следовать педагогическая деятельность.

Основным документом для определения стажа работы является трудовая книжка.
Стаж работы по специальности, не подтвержденный записями в трудовой книжке, может быть также установлен на основании надлежаще оформленных справок за подписью руководителей соответствующих учреждений, скрепленных печатью, выданных на основании документов, подтверждающих стаж работы по специальности. Справки должны содержать данные о том, с какого и по какое время, в каком учреждении и на каких должностях работало данное лицо, указана дата выдачи.
В случае утраты документов о стаже педагогической работы следует руководствоваться Порядком установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций (экологические бедствия и техногенные катастрофы, стихийные бедствия и др.), утвержденным постановлением Минтруда России от 24.06.1994 г. N 50, в котором предусматривается следующее.

1. Трудовой стаж работников предприятий, учреждений, организаций (в дальнейшем – предприятий), документы о работе которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций, устанавливается Комиссиями по установлению стажа (в дальнейшем – Комиссии), создаваемыми органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В состав Комиссии включаются представители работодателей, профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов и других заинтересованных организаций.
2. Установление факта работы, профессии (должности) и периода работы на данном предприятии осуществляется Комиссией на основании документов, имеющихся у работника (справки, профсоюзный билет, учетная карточка члена профсоюза, расчетная книжка и т.д.), а в случае их отсутствия – на основании показаний двух и более свидетелей, знающих заявителя по совместной с ним работе на одном предприятии или в одной системе.
3. Если работник до поступления на данное предприятие уже работал в качестве рабочего или служащего, Комиссия принимает меры к получению документов, подтверждающих этот факт.
В случае, если документы не сохранились, стаж работы подтверждается в порядке, установленном ст. 97 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР”.
4. По результатам работы Комиссии составляется акт, в котором указываются периоды работы, профессия (должность) и продолжительность трудового стажа каждого работника.
Администрация предприятия на основании акта Комиссии выдает работнику дубликат трудовой книжки. При этом в графе 4 указываются дата и номер акта Комиссии, на основании которого произведены соответствующие записи в дубликате.
5. Периоды трудовой деятельности, установленные Комиссией, включаются в общий и специальный стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и за выслугу лет, а также для установления ежемесячных надбавок к должностному окладу за выслугу лет как время работы, подтвержденное документами.

В случае выявления неправильной или неточной записи сведений о работе, переводе на другую постоянную работу и др. исправление производится администрацией того учреждения, где была внесена соответствующая запись. Администрация по новому месту работы обязана оказать работнику в этом необходимую помощь. Если учреждение, внесшее неправильную или неточную запись, ликвидировано, исправления вносятся правопреемником, а при его отсутствии – вышестоящей организацией. Исправленные сведения о работе, о переводах и т.д. должны полностью соответствовать подлиннику приказа о приеме , переводе. В разделах “Сведения о работе” трудовой книжки (вкладыша) зачеркивание ранее внесенных неточных или неправильных записей не допускается. При необходимости, например, изменения сведений о работе после указания соответствующего порядкого номера, даты внесения записи в графе 3 пишется “Запись за N таким-то недействительна. Принят по такой-то профессии (должности)” и в графе 4 повторяется дата и номер приказа администрации, запись из которого неправильно внесена в трудовую книжку. Подробнее с порядком ведения трудовых книжек можно ознакомиться в Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 02.08.1985 г. N 252 с дополнениями и изменениями.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте