Ольга КОНТУЗОРОВА, директор школы №1298 с углубленным изучением иностранного языка, депутат муниципального собрания, мастер спорта по гребле:
– Государство предоставило детям нашей школы прекрасную спортивную базу, которая включает два больших и три малых спортивных зала, тренажерный зал, зал спортивно-бального танца, плавательный бассейн. Также мы имеем возможность использовать для занятий открытые площадки: футбольное поле, баскетбольную и волейбольную площадки. Принимая во внимание все эти условия, для пропаганды и развития спорта мы создали программу спортивно-оздоровительного развития школы. В основу программы лег «Мониторинг физической подготовленности детей и учащихся в системе учреждений образования Москвы». Работая с этой программой довольно долгое время и анализируя получаемые результаты, мы установили некоторые моменты, которые, на мой взгляд, требуют доработки и уточнения.
В течение года число учащихся, имеющих третью медицинскую группу, возрастает в два раза – с 5 до 10 процентов, такой же рост мы наблюдаем и в четвертой медицинской группе. Соответственно число учащихся с первой медицинской группой, то есть здоровых детей, снижается на 7 процентов. В целом явно просматривается отрицательная тенденция динамики здоровья учащихся.
Средний показатель физической готовности детей от начальной школы к средней и к старшей школе возрастает, и в целом это фактор положительный. Мы наблюдаем повышение физической готовности при одновременном снижении показателя здоровья детей. Если динамика индекса физической готовности положительная, то может создаться впечатление об отсутствии каких-либо проблем с динамикой здоровья учащихся.
Показатель здоровья на уровне школы оценивается только раз в году по данным медицинской службы школы на основе показателя медицинской группы. Для современной школы анализ состояния здоровья по этому показателю явно устарел. Менялись учебные программы, но результат от этого не менялся, здоровье учащихся в течение учебного года постоянно снижается. Это говорит о необходимости доработки в системе действующего контроля.
Когда мы обследуем ученика, то сравниваем показанные им результаты с заданной нормой и не учитываем индивидуальный маршрут физического развития ребенка, его физиологические особенности.
Необходимо отметить, что в существующем обследовании принимается во внимание паспортный возраст ребенка. Между тем исследования показали, что примерно 30 процентов детей одного и того же возраста опережают, а около 15-20 процентов отстают в своем развитии от сверстников. Несовпадение календарного и биологического возраста объясняет то, что дети одного возраста по-разному реагируют на физические и умственные нагрузки.
Плавательная подготовка в нашей школе ведется в количестве 16-22 часов в год. Однако физкультурный паспорт не предусматривает учета данных о плавательной подготовке учащихся школ, имеющих плавательные бассейны. Результат работы обычно подводится по числу детей, которые научились плавать. Это показательно только в начальной школе, так как в средней и старшей школе учащиеся в основном умеют плавать.
Поскольку имеющийся паспорт не включает в себя показатель плавательной подготовки, мы по аналогии с существующей методикой самостоятельно разработали систему вычисления индекса физической готовности. Мы гордимся тем, что за три года снизилось число учащихся старших классов, относящихся к третьей группе здоровья. Мы гордимся этим результатом, который отражает нашу работу по сохранению и сбережению здоровья именно в этой группе детей. Положительный сдвиг произошел за счет активной работы кабинета биологической обратной связи, эффективной работы в области лечебной физической культуры, индивидуализации занятий с детьми в рамках уроков физической культуры, оптимизации загруженности учащихся и комфортного режима дня.
Однако учащиеся, имеющие первую и вторую группы здоровья по медицинскому освидетельствованию, страдают от недопустимо высокой нагрузки, вследствие которой состояние их здоровья постепенно ухудшается. Нам не удалось сохранить здоровье этих ребят. Есть объективные причины для этого показателя: школа работает в две смены. Однако, как руководитель, могу обозначить еще один момент. Для того чтобы работать на уроках физической культуры по индивидуальным маршрутам, мало иметь широкую спортивную базу, необходимо иметь обученные кадры, владеющие методиками адаптивной физкультуры, ЛФК. Школа ждет таких учителей, сегодня на деле их пока не хватает.
На основе проведенного опроса родителей и более 600 учащихся, посещающих спортивные секции, можно говорить о снижении мотивации детей к занятиям спортом именно на уроках физической культуры. При этом сохраняется высокое желание заниматься в секциях во второй половине дня. Причины этого мы видим в устаревшей модели системы годового тематического планирования уроков физической культуры. В течение 11 лет учащиеся занимаются по одной и той же схеме:
первая четверть – блок гимнастики,
вторая четверть – блок лыж,
третья четверть – блок спортивных игр,
четвертая четверть – легкая атлетика в разных интерпретациях.
Существующая программа предусматривает годовую цикличность по принципу от простого – к сложному. Количество часов, предполагаемых для изучения каждого блока, колеблется от 16 до 22. За этот период ребенок не успевает выработать и закрепить мышечный навык и приступает к разучиванию следующих упражнений чаще всего без опоры на предыдущий опыт. Известно, что незакрепленный мышечный навык теряется, и приходится ежегодно начинать все заново. Эта проблема сглаживается в том случае, когда ребенок занимается в дополнительных секциях и поддерживает свою физическую форму вне урока.
Учитывая современные требования к всесторонне развитой личности, мы предлагаем создать портрет выпускника школы. По нашему мнению, это человек, который должен уметь:
плавать,
кататься на коньках, лыжах, роликах,
играть в волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис, бадминтон,
владеть навыками самообороны,
уметь танцевать (хотя бы вальс),
а главное – у него должна быть выработана устойчивая привычка к здоровому образу жизни и занятиям спортом.
Мы предлагаем в порядке эксперимента пересмотреть годовое планирование уроков физической культуры и брать для изучения и преподавания максимум два направления в год. Это позволит формировать у школьников интерес к урокам физической культуры, внесет остроту соревновательного момента. Необходимо внедрять в учебный план элементы популярных у молодежи видов спорта. Гимнастический блок можно дополнять черлидингом, акробатикой. Изменяя таким образом подход к преподаванию физической культуры, мы сможем рассчитывать на ранний и устойчивый выбор спортивной специализации и, как следствие, повышенный уровень спортивных результатов в области профессионального спорта.
Перекресток мнений
Дмитрий БЕСПОЛОВ, учитель физкультуры, учитель года Москвы-2004:
– Я работаю в обычной московской школе, думаю, имеет смысл в рабочую комиссию, которая занимается в Совете Федерации РФ подготовкой закона о школьном спорте и школьной физкультуре, включить нас, учителей физической культуры, которым все проблемы известны изнутри.
Ирина ИЛЬИЧЕВА, директор Центра образования №1409:
– У нас тоже обычная школа, в которой внимание уделяется физкультуре и спорту. Да, у нас есть для этого все условия, несколько лет назад мы даже не могли предположить, что такие школы, выстроенные по индивидуальному проекту, имеющие такие большие и удобные спортивные залы, оснащенные всем современным оборудованием, будут в России. Успех зависит от каждого из нас, и я не могу сейчас не вспомнить, как тогдашний руководитель Департамента образования Любовь Кезина буквально не выходила из этого будущего спортивного зала. Вместо одного покрытия она пробила плавающий паркет, вместо одного оборудования добивалась установки другого. Все зависит от конкретной личности, которая болеет за дело. Никуда мы от этого не уйдем. И великое счастье, когда в Москве есть Северный округ, который внимательно относится к спорту. Северному округу просто повезло, так как для всех, начиная с префектов, которые его возглавляли, и заканчивая главами управ, здоровье детей всегда было приоритетным. Поэтому на территории Северного округа появился и Ледовый дворец, и стадионы «Динамо», «ЦСКА», такая школа, как наша.
Комментарии