В Российской академии образования ученые под руководством академика РАО, научного руководителя лаборатории социологических исследований в образовании Центра развития образования РАО Владимира Собкина составили «портрет» российского аспиранта.
Основанием стали данные, полученные в анонимном опросе с участием 803 аспирантов организаций, где готовят ученых в сфере наук об образовании, а также педагогических вузов России.
Исследование проводили в 2018-2021 годах, чтобы изучить социальное самочувствие аспирантов. Удалось выяснить, что больше половины опрошенных оценивают программу своего обучения как оптимально выстроенную. Каждый пятый аспирант отметил ее избыточность и желание ее сократить. Для 11,2% респондентов программа обучения оказалось недостаточной.
Как сообщают в РАО, основная часть будущих ученых уверены, что программа адекватна современному состоянию науки. Каждый пятый полагает, что в процессе обучения используется много устаревшего материала, который необходимо обновить.
Больше всего опрошенных не удовлетворяют занятия для развития научно-исследовательских компетенций, которые связаны с проведением эмпирических исследований, навыками обработки данных, анализом результатов исследований и способности организовать современную научную коммуникацию.
Исследование показало, что 64,5% российских аспирантов в области наук об образовании решили связать свою деятельность с наукой из желания профессионально развиваться, еще 41,6% уверены, что аспирантура даст возможность для карьерного роста, а 39% мотивированы материальным вознаграждением. Главным недостатком в карьере 61,9% российских аспирантов в области наук об образовании считают низкую заработную плату.
Выяснилось также, что 74,2% опрошенных оптимистично оценивают свои личные перспективы, 23,5% сомневаются в них и лишь 2,2% настроены однозначно негативно по отношению к своему будущему.
Что касается миграционных установок, то трудиться за границей постоянно и проживать там хотят 20,7% опрошенных. Не желают переезжать на постоянное место жительства 8,2% аспирантов, а 21,1% о жизни в другой стране не думали. Те, кто связывает свои планы с работой в России, чаще указывает на значимость для них профессионального развития в науке.
По словам Владимира Собкина, исследование мотивации для выбора научной карьеры выявило высокую значимость для молодежи профессиональной самореализации и развития, стремление быть социально успешными. Поступление в аспирантуру сразу после окончания вуза в большей степени выпускники связывают с карьерными устремлениями, в то время как обучение в аспирантуре в зрелом возрасте больше связано с потребностью в творческой самореализации.
Как ранее сообщало сетевое издание «Учительская газета», 21 января отмечали День аспиранта, начинающих ученых поздравляли с профессиональным праздником.
Комментарии