Мне хотелось бы выделить такую проблему, как профессиональная ориентация старшеклассников. Школы на селе не обладают пока достаточным материально-техническим и кадровым обеспечением.
Раньше, как помнит старшее поколение, сельская школа могла предложить своим ученикам лишь профессию механизатора или животновода. В наше время в ряде регионов появляются фермерские школы, которые формируют более интегрированное представление о сельскохозяйственном труде.
Однако проблема остается. Часто личные притязания ученика сельской школы вступают в противоречие с его реальными возможностями. Ведь в отличие от городских сверстников он не имеет возможности выбрать школу с продвинутым уровнем образования, получать консультации у репетиторов, учиться на подготовительных курсах вузов. Поэтому одной из задач директора сельской школы является разработка такой концепции учебного заведения, которая позволила бы каждому подростку наиболее полно раскрыть свои возможности.
Первостепенное значение при этом должно придаваться анализу индивидуально-личностных особенностей и склонностей учеников. В идеале в школе с 1-го класса нужно заводить на каждого ребенка портфолио, где собирались бы данные о проявлении его интересов, наблюдения за динамикой развития. В нашей школе ученические портфолио пока ведутся с 3-го класса. Что является содержанием портфолио? Информация о достижениях ребенка во внеучебной деятельности, например, участие в олимпиадах, конкурсах и конференциях, от школьных до всероссийских. Психологические тесты. А еще дети пишут мини-сочинения, в которых рассказывают, каких успехов они добились в этом учебном году, в каких кружках занимались. Записывают свое мнение о ребятах и взрослые: классные руководители, учителя-предметники. Таким образом, мы учим детей относиться к своим достижениям с должной степенью серьезности, оценивать свои наклонности и возможности.
От директора сельской школы в значительной мере зависит социум и культурная среда в селе. Уедут его выпускники учиться в сельскохозяйственные, медицинские, педагогические вузы – получат селяне через 4-5 лет грамотных молодых специалистов. Поэтому так важна работа по ориентации сельских школьников по всем видам профессиональной деятельности.
Правильно определить будущую профессию в некоторой степени помогает нашим старшеклассникам система дополнительного образования в школе. На элективных курсах по психологии для девятиклассников практикуются тесты на определение способностей, характера, темперамента. Кружки по информатике дают знания и умения в области компьютерного дизайна, работы с музыкальными редакторами. Некоторые ребята очень увлеклись сочинением электронной музыки… Профильное обучение в школе позволяет всем желающим, как юношам, так и девушкам, получить профессиональные права категории С. Кстати, 90 процентов всех водителей, работающих в Поречье, – наши выпускники. Однако я считаю, что условия жизни в глубинке все-таки урезают возможности наших школьников в плане профессионального самоопределения. Чтобы укрепить в них веру в собственные силы, мы знакомим старшеклассников с учебными заведениями нашего региона и других регионов страны. По возможности возим ребят на экскурсии в средние и высшие учебные заведения города Великие Луки, приглашаем к себе специалистов из этих учреждений, а также из Великолукского центра занятости населения.
Василий МЕФЁД, директор Пореченской школы имени К.С.Заслонова, Великолукский район,
Псковская область
Комментарии