search
main
0

Портфолио – копилка достижений учащихся

В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования предусмотрено использование технологии «Портфолио». Однако нормативная база для этой технологии в настоящее время не разработана, и главная проблема – проблема востребованности «Портфолио учащегося», унификации критериев оценивания материалов портфолио. Осознавая эти проблемы, мы используем технологию портфолио не столько для оценивания учащегося, сколько для определения траектории движения к личностным достижениям.

Существует несколько типов портфолио: портфолио документов, работ и отзывов. Мы используем «Портфолио достижений», так как для процессов социализации учащегося важна прежде всего успешность человека, а название «портфолио» сразу закрепляет настрой на успех. При этом смещается акцент с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по той или иной теме, по тому или иному предмету. В случае изменения статуса «Портфолио» наш продукт можно будет трансформировать в любой тип портфолио, изменив соответствующие разделы.

Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен», поэтому происходит смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет в этой области деятельности, по этой теме и этому предмету. Очень важен перенос педагогического ударения с оценки на самооценку, поэтому мы делаем попытку интегрировать количественную, качественную оценку достижений учащегося и учет их в общественной жизни класса и общешкольного коллектива.

Для нас важны такие цели портфолио, как:

– Диагностическая – фиксирует изменения и рост за определенный период времени.

– Целеполагание – поддерживает учебные цели.

– Мотивационная – поощряет результаты учащихся, преподавателей и родителей.

– Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ.

– Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году.

– Рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений.

Портфолио позволяет создать портрет учащегося (тут и краткая справка о себе, и личностная характеристика на разных этапах работы над портфолио, которая может иметь наряду с открытым разделом закрытые рабочие материалы, содержащие анкеты и личностную характеристику). (См. таблицу 1.)

Траектория движения предполагает выбор способов решения для каждой задачи.

Учащиеся отмечают проблемы, возникшие и разрешенные в процессе достижения цели или выполнения поставленной задачи, накапливают рабочие материалы (доклады и сообщения, исправленные контрольные работы, проекты по темам, графики тренировок с промежуточными задачами, отчеты о посещении музеев, критические заметки о театральных постановках и так далее).

Портфолио включает документы, подтверждающие достижения учащегося: оригиналы или ксерокопии грамот, похвальных листов, сертификатов и так далее. (См. таблицу 2.)

Итоговый рейтинг выставляется классным руководителем совместно с социально-психологической службой школы.

Для оценки хода выполнения задачи и решения проблем можно использовать следующие критерии:

– развитость мышления (гибкость, рациональность, оригинальность мышления);

– сформированность умения решать задачи, прикладных умений (способности анализировать ситуацию, решать практические проблемы, применять новые технологии для решения прикладных задач и др.);

– развитость коммуникативных умений (работать в малых группах, выступать с докладами, сформированность письменного языка, умение четко и аргументированно излагать мысли и др.).

Таким образом, портфолио помогает решать следующие важные педагогические задачи:

– поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников;

– поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;

– развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

– формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

– содействовать индивидуализации (персонализации) образования школьников;

– закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации учащихся.

Мы надеемся, что работа над портфолио поможет нашим учащимся выработать умение ставить цель и прокладывать путь к достижению этой цели.

И.ГРОМОВАЯ, директор школы №1296 с углубленным изучением иностранных языков

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте